Кому-то пригодится?

Галина Сафонова-Пирус
Когда во мне возникла потребность вести дневник и зачем?
Первая запись в тринадцать лет:
"Сегодня воскресенье. Почти весь день падает и падает густой снег. Мама ушла на базар продавать одеялку, которую мы вчера дошили. Если продаст, то купит нам хлеба, а корове - санки сена. Мама говорит, что Зорьку надо поддержать сеном, а то она совсем стала худая потому, что кормим ее только соломой с бардой".
А вскоре появились и такие:
"Мою прапрабабку по материнской линии звали Кулабиха, а родилась она в 1830 году. Была красивой блондинкой с серыми глазами. Замуж ее выдали лет четырнадцати, и когда пришли сватать, то она забилась на печку, сидела там и ревела. Свекровь попробовала ее утешить: «Чаво ревёшь-то? Всех замуж выдають».
Мужа ее звали Федор, и родила она ему пятнадцать детей, а выжили только трое, - сыновья Гришка, Федор и дочка Аниска. И была она очень красивая. Когда пошла работать на железную дорогу, то познакомилась там с Алексеем по фамилии Болдырев, а по прозвищу Писарев, потому что батька его служил писарем, да и он сам был грамотный. «Приду свататься», - сказал Аниске вскорости. И сосватал. Утром, после свадьбы, молодые проснулись, а через дыру собака в хату лезет. Готовить обед, а соли нет. Вот и отдала Анисья мужу свои деньги, что собрала на Троицу, - пошел он в лавку, купил десять фунтов соли и хлеба.
...Мама сегодня пропела то, что невесте пелось падругами:
          «Уж ты реченька, речка быстрая,
          Речка быстрая, вода чистая.
          Что ж ты, речушка, стоишь,
                Не всколыхнешься,
          С подо-дна песком не возмутишься?
                Пропою я тебе песню грустную,
                Песню грустную о судьбе своей. 
          Ведь вскормить, вспоить, меня было кому,
          А проводить, благословить некому».
          «Как же мне, речушке, всколыхнутеся,
            Как мне, быстрой, возмутитеся?
          Я уж, речушка, тростником заросла,
          Да я уж, быстрая, тынью заплыла».
          Как на горочке стоит горенка.
          В этой горенке сидит свет-Наташенька.
          Но сидит она невесела,
          Буйну голову повесила.
          Приходят к ней подруженьки-соседушки:
          «Что же ты, Наташенька, невесела,
          Буйну голову повесила»?
          «Сестрицы-подруженьки,
          Как же мне быть веселою?
          У меня гостей полна горница,
          Одного только нет - гостя милого,
          Гостя милого - батюшки родимого.
          Ой, вы, ой, поднимитеся, ветры буйные,
          Ветры буйные, ветры сильные.
          Да вы разнесите пески желтые,
          Пески желтые во все стороны.
          Да откройте вы дубовый гроб,
          Поднимите из него гостя милого,
          Гостя милого, батюшку родимого.
          Обниму я его, припаду к нему
          И спрошу у него благословения».
          «Ты не плач, не рыдай, свет Наташенька!
          Благословит тебя родная матушка,
              А встретит тебя сокол Серёженька».
Так зачем же делала такие записи? Было ли то простой прихотью или зрел в душе порыв не упустить, сохранить какие-то мгновениям жизни? Но зачем?.. Нет, не понять. Но возникла эта потребность и не покидала всю жизнь, хотя и исчезала на какое-то время, а теперь...
Теперь делюсь сохранённым с надеждой: а вдруг кому-то пригодится?

На фото: Такими могли быть мои предки.