Уроки Вьет Во Дао первая неделя

Глеб Шутов
 
С благодарностью, моему Учителю по Вьет Во Дао С.А. Шарендо,
а также  всем моим ученикам за то, что они были рядом все эти годы.

Введение

При написании данной работы ставилась цель познакомить широкий круг любителей единоборств с эффективной и самобытной техникой вьетнамских единоборств. Однако, книга есть книга и заменить настоящего обучения под руководством опытного учителя она не заменит. Поэтому людям, заинтересовавшимся Вьет Во Дао и не имеющим опыта занятий единоборствами я посоветовал бы найти ближайший филиал Общественного объединения белорусская федерация Вьет Во Дао.
В чем то проще будет людям уже имеющим опыт тренировок по какому-либо виду единоборств, они смогут сравнить то что они уже знаают, с техникой Вьет Во Дао и, возможно, что-то для себя взять. С этой целью в приложении приводится сравнительная терминология вьетнамских, китайских и японских единоборств как наиболее распространенных. Буду  очень благодарен, если любители корейских, филиппинских, индонезийских и прочих единоборств дополнят ее.
Несколько слов об общей концепции работы. В книге дается не просто описание техники, а также способы ее усвоения, подводящие упражнения, критерии правильности выполнения, виды заданий для учебных боев и т.д. Это сделано с целью максимального приближения качества усвоения техники по книге к подобному усвоению на тренировке.
Книга разбита на 120 уроков, что соответствует первому году обучения. Такая форма подачи материала выбрана по двум причинам.
 Во-первых, для упрощения обучения как для тех, у кого нет возможности посещать тренировки, а также для тренеров, которые захотят пользоваться книгой при проведении тренировок.
Во-вторых, мысль написать книгу о Вьет Во Дао возникла довольно недавно и я не знал с чего начать. А создавать рекламную брошюру "знакомьтесь с Вьет Во Дао и приходите на тренировки" как-то не хотелось. Тогда, особо не задумываясь, я взял и записал то, что даю на тренировках  ученикам.
В данной книге кроме спортивной техники рассматривается и боевой раздел. Заранее предвижу возмущенные отклики вроде: "Сейчас все как начитаются и начнут в подворотнях ломать шею и выкалывать глаза ни в чем не повинным гражданам ".
Это не так, ведь если бы прочитав книгу, можно было бы сразу овладеть техникой, то такие книги продавались бы как охотничье оружие - по спецразрешениям, а тренеры потеряли бы работу. Нет, чтобы техника сработала, ее надо нарабатывать довольно долго под руководством опытного инструктора.
Насчет того, можно ли давать боевую технику обычным гражданам. Преступники и гопники, как правило, не тратят время на обучения единоборствам, им достаточно того, что они применят оружие или налетят толпой. А боевая техника нужна как раз законопослушным людям чтобы хоть как то уравнять шансы при нападении. Большинство людей приходит в зал не за званием мастера спорта или за титулом чемпиона, они хотят научиться защищать себя в критической ситуации. И задача тренера им в этом помочь.
Также в работе не удалось сохранить "чистоту стиля", то есть остаться в русле только вьетнамских единоборств. Встречаются и элементы каратэ, бокса, Вин чун и т.д. Сегодня уже нет секретных техник, поэтому можно и нужно заимствовать то, что эффективно. Таким образом, Вьет Во Дао- это то, что эффективно, пусть даже техника рождена не во Вьетнаме, а в Японии или в Таиланде.
Кстати именно этим подходом руководствовался и Ко Во Су Санг То Нгуэн Лок при создании Вовинам Вьет Во Дао.
Первый месяц – цель ознакомление с базовой техникой, основами самообороны (Ту Ве).

Урок 1.
Разминка.
Ознакомление с сидзэнтай, естественной стойкой начала боя. Принципы перекрытия уровней. Атака хлёстом по глазам, продолжаемая ударом рукой в пах, ногой в голень или в пах. Сваливание рывком за плечи сзади с последующим добиванием. Обоснование выбора добивающего удара. Принципы БОЯ
Легкая ОФП ( пресс, отжимания, приседания).
Разминка.
В разминку можно включить беговые упражнения, прыжки, вращение в суставах.
Примерный план разминки:
Обычный бег,
Бег на внешней стороне стопы, на внутренней, на пятках, на носках.
Бег спиной вперёд, взгляд через плечо,
Бег приставным шагом левым и правым боком,
Ходьба в полном приседе,
по хлопку прыжки колени к груди,
Акробатические упражнения:
кувырки вперед, назад,
"бревно"- перекаты в стороны.
на бегу вращение в кистях, локтях, плечах,
Растяжка:
выносы колена,
"бабочка",
растяжка в парах. и т.д.

Можно  в парах поработать над укреплением шеи: 1-ый номер толкает в голову снизу, сбоку, рывок на себя за затылок, задача 2-го держать голову в положении боевой стойки.
Ознакомление с сидзэнтай, естественной стойкой начала боя
"Поддерживай боевую стойку во всех случаях жизни,
 сделай ее повседневной." Миямото Мусаси, Го рин но сё.
Трудно не согласиться с величайшим фехтовальщиком средневековой Японии. Однако не стоит принимать совет великого мастера слишком буквально, так как если вы будете ходить в магазин в дзенкуцу дачи, а ездить в троллейбусе в киба дачи – вас как минимум не так поймут окружающие. Но все же необходимо постоянно сохранять положение готовности, ведь если вас начали бить, то в стойку встать не успеешь. Выход есть: в повседневной жизни можно принимать такое положение: ноги расставлены на ширину плеч, вес равномерно распределен на обе ноги, колени чуть согнуты, чтобы обеспечить мобильность (нельзя стоять "циркулем" на негнущихся подпорках), одна рука возле подбородка, а вторая возле корпуса готова защитить пах и живот (кстати, такое положение рук, закрывающее верхний и средний уровень, на мой взгляд зашифровано в поклоне Дай Ле – "стальная рука на благородном сердце" в школе Вьет Во Дао, для сравнения при поклоне каратэ- до руки могут защитить корпус, но открыта голова, при приветствии в ушу и во-ко-туэн голова и горло защищены, но открыт пах.)
Из этого положения верхняя рука может атаковать и защищать верхний уровень, а нижняя- корпус и пах.
Атака хлёстом по глазам, продолжаемая ударом рукой в пах, ногой в голень или в пах.
Глаза являются оптимальной целью для поражения в реальном бою, особенно в условиях нашего сурового климата, ведь в зимних условиях шапка закрывает височную область, поднятый воротник частично челюсть, а шарф- горло.
Но атаковать глаза не так просто: ведь они занимают около 10% поверхности лица, к тому же противник движется и "сбивает прицел", а бой часто проходит в полумраке или в условиях плохой видимости.
Если пытаться ткнуть в глаза прямыми пальцами по принципу нукитэ (а если по-русски, то эта техника всем известна по х/ф "Джентльмены удачи" где герой Е. Леонова демонстрировал ее с криком "Моргалы выколю!" ; ), то можно попасть в лоб или в скулу и выбить собственные пальцы. В Вин Чун данная проблема решается следующим образом:
; в положении Биу Дзё пальцы чуть подсогнуты в направлении ладони,
; удару по глазам предшествует Лоп Сао- контроль руки противника, который раскрывает голову и фиксирует тело.
; используются серии атак по глазам хоть один удар да попадет в цель.
 В качестве альтернативы хотелось бы предложить мидзубиши- хлёст по глазам. Основные преимущества:
                Данный удар позволяет нанести хлёсткий, чиркающий удар расслабленными пальцами, сведя к минимуму угрозу их выбивания,
                не нужна высокая точность прицеливания- хотя бы один палец попадет по глазу.
; удар приходит по касательной, вызывает шокирующий эффект- боль, слезоотделение, не причиняя тяжких телесных повреждений.
; Длинные ногти усиливают воздействие- технику можно рекомендовать для женской самообороны.
; Удар легко нанести из позиции сидзэнтай, эффект иай-дзюцу.
 Ещё один хороший способ удара пальцами – это "шлепок" открытой ладонью с последующим нажатием пальцами. В этом случае мы вкладываем в удар силу сгибателей пальцев, которые гораздо мощнее мышц-разгибателей, удар наносится не торцом пальцев, а подушечками (как при игре на пианино или наборе текстов на клавиатуре компьютера).
К этому нажатию хорошо перейти после толчка открытой ладонью. Например, воткнуть кончики пальцев в горло по классической технике "нукитэ" довольно сложно: противник, зараза, все время двигается, можно сломать пальцы, попав в грудь. А если просто толкнуть его ладонью в грудь, а потом "влезть" пальцами в горло, то и попасть легче и пальцы целее будут.
Замечательным способом нанесения удара по глазам является удар-нажатие большим  пальцем. Удобно проводить после хлопка ладонью по уху.
После удара по глазам человек, как правило, поднимает руки к голове, в это время можно нанести эффективный удар в пах рукой или ногой.

Сваливание рывком за плечи сзади с последующим добиванием.
 Довольно простое сваливание позволяет научиться чувствовать принцип выведения из равновесия для контроля над противником. Стоя сзади зацепить кистями ( а не пальцами и не ладонями!) противника за плечи на уровне ключиц, рвануть на себя вниз с отшагиванием, чтобы противник не придавил своим весом. Добить топчущим ударом ногой в голову.
Обоснование выбора добивающего удара.
"Жалость к врагу – это жестокость по отношению к себе." корейская поговорка.
Упавшего противника необходимо добить. Рассмотрим основные способы добивания и охарактеризуем их эффективность:
Добивание кулаком- малоэффективно, так как ноги сильнее рук, на ногах ботинки, ногу довольно тяжело разбить об голову чего не скажешь о кулаке, можно попасться на захват и тогда утянут  в партер, а если "плохих парней" хотя бы двое, то пока вы будете бить кулаком одного, второй врежет вам. Хотя этот вариант добивания стал довольно популярным во многом благодаря популярности каратэ-до. Из каратэ-до лучше взять принцип немедленного добивания, когда противника добивают  "влёт"  сразу же после броска, чтобы он не успел защититься.
Топчущее добивание коленом. Если противник в падении вцепился в вас и тянет в партер, то ничего не остается как упасть на него коленом, сохраняя спину ровной и прикрывая рукой пах (боевое применение кюй тан). Так хорошо "падать" на шею и на ребра в особенности в области печени. Данное добивание можно усилить за счет толчка опорной стопы от земли в виде небольшого подпрыгивания и последующего приземления всей массой на печень противника. Для посторонних наблюдателей такое действие не будет выглядеть как добивание: просто боролись с противником и случайно упали на него коленом. А то, что у него печень превратилась в кашеобразную массу, так это, может, от паленой водки ;.
Удар в пах. Конечно болевой эффект тут очень сильный, но мышечный спазм заставит противника сжаться в комок и как капканом зажать вашу руку или ногу, вы потеряете подвижность, остальные товарищи зайдут со спины и … Если уж решили добить в пах, то нужно бить подошвой сверху вниз как бы чиркающим движением.
Пинок сбоку - хорош, если попасть носком тяжелого ботинка скажем, в висок, но сила удара ограничивается силой ноги, он может закрыться и удар придется по рукам и коленям, что больно, но жить можно.
Топчущий удар по голове - вкладывается вес тела, удобно пробив по голове убегать, продолжать бой с другими противниками, если ставят блок, то потребуется два удара: первым ломаем руки, а вторым бьем по голове.
Прыжок двумя ногами на грудную клетку - хорош, но требует больше времени, чем предыдущий удар: нужно оттолкнуться от земли, прыгнуть на противника, спрыгнуть с него.

Принципы БОЯ:
С противником нельзя драться –его нужно БИТЬ.
Лежачего не бьют, его добивают.
В бою надо идти до конца.
Жалость к врагу - это жестокость по отношению к себе.
Урок 2
Разминка, самостраховка.
Стойки чуанби, лап тан, чун бинь тан,  дам тханг с бедра, понятие боевой стойки, прямые удары из боевой стойки. Захват за голову в клинче, прямой удар коленом-тхэ гой мот, скрутки, продавливание в клинче при помощи тычка локтем и зашагивания разноименной ногой. Учебный бой: с использованием скруток продавливаний и ударов коленом.

Стойки чуанби, лап тан, чун бинь тан.
Тан это скорее, форма шага, а не статичное положение, ибо в бою надо двигаться, а не стоять. Но и полностью отказываться от стоек и сводить всю работу ног к боксерскому челноку не стоит. На начальном этапе стойки необходимы как элемент общефизической подготовки - для проработки мышц ног, а переходы из стойки в стойку позволяют почувствовать центр тяжести и научиться его перемещать. При обучении базовым позициям целесообразно объяснять их боевое применение и давать упражнения на использование позиций в бою.
Хотелось бы сказать несколько слов по поводу понятия стойка, которое часто используется в практике восточных единоборств. Если обратиться к терминологии и дословно перевести на русский язык понятия, то окажется: в китайском ушу есть бусин, которое переводится как форма шага, соответственно, гунбу - шаг лука и стрелы, сюйбу - пустой шаг и т.д. В японской традиции дати можно перевести как положение, позиция, но не стойка. Использование слова стойка понуждает к пониманию позиции как чего- то неподвижного, статичного. Позиции представляют собой такое взаиморасположение рук, ног и центра тяжести, которое оптимально для решения определенных задач, каждая позиция лучше решает какую-то одну задачу, будь то ожидание, вложение массы в удар, уход от атаки и т.д.
Позиции можно классифицировать по разным критериям:
                1.по уровням
; высокие,
; средние, 
; низкие.
2.по направлению передней стопы:
; открытые,
; закрытые.
                3. По тактической направленности:
; атакующие,
; защитные.
Также можно выделить так называемую боевую позицию -там жак тан (в терминологии каратэ –мото дачи), которая используется во время спарринга, но и она меняется в зависимости от дистанции боя. Спарринговая стойка также склонна меняться в зависимости от дистанции: чем короче дистанция, тем более фронтальная позиция.
Существуют и скрытые позиции, принимаемые во время начала конфликта с целью замаскировать свои намерения и не вызвать подозрения у противника.
ЧУАН БИ
Это естественная позиция: ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты, руки на уровне паха в нижней рамке, спина прямая, голова "подвешена" к потолку, подбородок чуть опущен, так, чтобы затылок был на линии с шеей. В каратэ-до эта позиция именуется хэйко-дати. Вес тела "гуляет" с одной ноги на другую, чтобы можно было максимально быстро сделать шаг, выпад, удар рукой, ногой и т.д.
ЛАП ТАН
Это позиция внимания, пятки вместе, носки врозь, т.е. напоминает всем известную стойку смирно. Данное положение принимается для того, чтобы поднять свой центр тяжести, например, в завершающей фазе броска.
ЧУН БИНЬ ТАН
Эта позиция напоминает всадника, едущего в седле. Ноги разведены на ширину 8 ступней, колени согнуты, спина ровная.
Если верить специалистам по невербальным средствам коммуникации, то можно сказать, что эта позиция символизирует уверенность в себе.
В тренировочном процессе можно использовать для развития статической выносливости мышц ног, наряду с удержанием поднятой ноги в горизонтальном положении.
Данное положение позволяет понизить центр тяжести, что может быть полезно при защите от бросков, очень интересно использование формы шага чун бинь тан для удара ногой, своего рода фумикоми, которым Мотобу Тёки ломал ноги. Как уже говорилось в прошлом уроке, эту стойку, точнее постановку ноги в стойки хорошо использовать для добивания противника.
Дам тханг с бедра, понятие боевой стойки, прямые удары из боевой стойки.
Легенда гласит, что Гитин Фунакоши, основатель Сётокан каратэ-до, на смертном одре в возрасте около 90 лет сказал: "Как жаль, что я умираю, ведь я только начал понимать как правильно наносить цуки (прямой удар кулаком) ". К тому времени он отдал изучению каратэ-до около 80 лет жизни.
 Данное лирическое отступление отнюдь не ставит своей целью внушить читателю скептицизм в отношении достижения хоть какого-либо мастерства в обозримом будущем.
Нет, это скорее попытка автора блеснуть эрудицией в области японских единоборств, а также показать, что нельзя довольствоваться достигнутым, надо находить что- то новое, более эффективное даже в уже, казалось бы, изученных техниках.
Итак, Дам тханг - прямой удар кулаком. Ударной поверхностью являются две третьи фаланги указательного и среднего пальцев, которые могут выдерживать наибольшую нагрузку в сравнении с суставами безымянного пальца и мизинца, к тому же, где-то в области костяшки среднего пальца имеется выход меридиана тройного обогревателя.
Формированию правильного положения кулака способствуют столь любимые в каратэ-до отжимания и стояния на кулаках.
Упражнение1.  Вначале удар изучается с бедра для того чтобы приучить ученика "узко" держать локти при нанесении удара. Предплечье "трётся" по ребрам, закрывая уязвимые области, кулак выходит в цель в проекцию центральной линии. Удар наносится медленно по воздуху.
Упражнение 2.Далее, необходимо научиться включать в удар необходимые мышцы и расслаблять мышцы-антагонисты. Один партнер наносит дам тханг с бедра , а второй партнер упирается ладонью в кулак, оказывая сопротивление. Можно делать и с резиновым эспандером.
Упражнение 3. В чуанби прямые удары из положения от головы.
Упражнение 4. то же, но добавить вращение бедер, перенос веса на ногу, разноименную бьющей руке.
Упражнение 5. Партнер упирается в кулак ладонью, задача - выпрямить руку в удар, вкладывая в удар вес тела.
Упражнение 6. Удары из чуанби, добавить подъем плеча вверх, чтобы защитить челюсть.
Освоить боевую стойку Там жак тан.
Ноги на ширине плеч, сделать правой ногой шаг назад, слегка развернуться вправо, вес перенести на подушечки стоп, подбородок чуть опущен, левое плечо чуть поднято, правый кулак возле подбородка, правый локоть прижат к корпусу, левый кулак на уровне лица.
Упражнение 7. Прямые удары в боевой стойке передвигаясь "елочкой".
Упражнение 8. Прямые удары в лапу. Обратить внимание на то, что удар начинается от срыва кулака от подбородка, почти одновременно толчок ногой, поворот бедра, локоть бьющей руки как бы отталкивается от корпуса.
Захват за голову в клинче
В бою вне захвата главное- это контроль дистанции, а при переходе в захват становится жизненно важно управлять равновесием противника. Противник, выведенный из равновесия становится легкой добычей. В дзюдо обучение броскам начинают с хаппо но кузуши выведение из равновесия на восемь сторон. Но для эффективного применения таких выведения необходимо захватывать одежду, которой на противнике в реальном бою может не быть, к тому же классические выведения  приспособлены для бросков. А ведь бросок- это сложнокоординационное действие и не каждый новичок сможет сделать после месяца занятий в реальном бою скажем, иппон сэой нагэ.
Захват за голову позволяет:
легко управлять противником, выводя из равновесия,
закрываться одним противником от других,
наносить удары коленями в голову, корпус, ноги, локтями- в висок, челюсть, затылок, шейные позвонки.
Техника выполнения захвата за голову:
руки захватывают за затылок, ладони повернуты к себе, голову прижимаем к своему плечу ( вообще-то, идеальный захват за голову по скорости выполнения приближается к удару и выполняется резким рывком, можно сломать противнику нос об свое плечо).
локти упираются в ключицы, не давая противнику сделать обхват и уйти от захвата,
расстояние между локтями минимальное, чтобы противник не смог нанести апперкот между рук.
при выполнении захвата противник не должен спокойно стоять, необходимо сломать его линию спины.
Упражнение 1.  В парах выполнить захват за голову и потянуть на себя.
Упражнение 2. Из положения захвата подергать противника в стороны.
Упражнение 3. В тройках. Закрываться как щитом телом одного противника, взятого на захват головы от атак второго.
Тхэ Гой Мот- удар коленом вперед:

 Прямой удар коленом в корпус- это скорее, учебный удар, так как в соревновательном бою корпус защищен жилетом и за три минуты боя пробить противнику корпус тяжело, но зато,  ударив коленом в корпус можно "отдать" ногу и попасть на бросок.
Целесообразно начинать обучение ударам ногами с удара коленом вперед тхэ гой мот, так как вырабатывается навык правильного выноса колена в цель. Вынос колена в цель является базовым для практически любого удара ногой.
Упражнение 1. Вынос колена вперёд, руки собраны у головы.
Упражнение 2. Шаг и вынос колена вперёд. Опорная нога поворачивается, на подушечке стопы пяткой вперёд.
Упражнение 3. В паре с партнером из захвата за плечи: рывок на себя и удар коленом в живот (начинать удар резко со взрывом, а заканчивать мощным толчком).
Упражнение 4. Из положения захвата за голову ( как положение в тайском клинче) резкое начало и толчок коленом в корпус.
Упражнение 5. Стоя лицом к стене или к мешку на расстоянии вытянутой руки, дотягиваться до стены коленом за счёт движения бедер и проворота на опорной ноге.
Упражнение 6.  Удар коленом в  щит или в мешок. Обратить внимание на положение рук в защитной позиции, проталкивающее движение таза, проворот на опорной ноге.
Упражнение 7. Учебный бой – обмен  легкими ударами коленом.
Упражнение 8. После изучения защит от ударов коленом скручиванием или подставками вводится условный бой по принципу: атака- защита-контратака.
Упражнение 9. СФП. Данное упражнение целесообразно выполнять регулярно и после освоение прямого удара коленом, так как оно развивает взрывное усилие при выносе колена, что существенно увеличит скорость прочих ударов ногами.
Итак, один партнер находится в боевой стойке, а второй, сидя  сзади в стойке кюй тан держит за правую ногу чуть выше колена обеими руками. Задача первого номера резко "взорваться" и нанести удар коленом. Можно использовать отягощения и амортизаторы для замены сопротивления партнера.
Скрутки,
Скрутки помогают довольно быстро "уронить" противника или использовать его в качестве живого щита, постоянно располагая захваченного противника между собой и остальными противниками, а можно и швырнуть его на остальных "товарищей", чтобы прорубить "просеку".
Скрутка выполняется слитным движением рук, поворотом корпуса  и шага ногой по дуге (шаг напоминает поворот циркуля).
Если  рванули противника влево, а он не упал- скручиваем его вправо,
Если рванули противника, а он не упал, то можно ударить его коленом в голову или корпус.
Если противник упёрся или осел в подобие  чун бинь тана, то необходимо "отсушить" одну ногу ударом колена во внутреннюю сторону бедра или во внешнюю, или высечь ногу при помощи ко учи-барай.
Если противник широко расставил ноги, а бросать его жалко, то можно ударить его в пах: он сам виноват - чего выставил пах?
Продавливание в клинче при помощи тычка локтем и зашагивания разноименной ногой.
Может быть, вам захочется не бросать противника куда- то в сторону, а бросить его перед собой, или противник пятится назад. Короче, зашагнуть правой ногой за его левую и ударить левым локтем тычковый удар в грудь.
Упражнение: тычковый удар локтем в макивару или мешок.

Учебный бой: с использованием скруток продавливаний и ударов коленом.
Урок 3.
Разминка беговая, самостраховка. Передвижения в там жак тан вперед- назад. Сваливания рывком за плечи с последующим добиванием, Изучение удара лоу кик. Освобождения от захватов ( прннципы, понятие силового коридора). ОФП: статика- чун бинь тан, в парах упражнение на развитие силы удара дам тханг.
Передвижения в там жак тан вперед- назад.
"Мастерство бойца опирается на работу ног." Брюс Ли , Тао Джит Кун До.
Трудно переоценить важность отработанных перемещений, неважно насколько у вас сильный или быстрый удар рукой или ногой, если вы не можете управлять дистанцией. Отработанная техника передвижений позволит достаточно быстро сократить дистанцию и войти в атаку, а потом, не дожидаясь контратаки противника, так же быстро выйти из атаки разорвав дистанцию.
Вначале передвижения вперед передняя нога делает небольшой подшаг, а затем задняя подтагивается к ней, сохраняя стойку. Передвижения назад делается в обратном порядке.
Отработка передвижений: вначале обратить внимание не качество техники и слитность движений ног, затем в паре с партнером упражнение "Зеркало".
Сваливания рывком за плечи с последующим добиванием
Данная техника позволяет научиться атаковать противника со спины, является подводящим упражнением для техник удушения (Боп Ко, яп. Дзимэ вадза). В джиу-джитсу данная техника именуется уширо-кири отоши. Итак, подходим к противнику сзади, цепляем запястьями за его плечи, делаем резкий рывок на себя вниз, отшагивая ногой назад, чтобы дать ему место куда упасть.
Варианты:
; Бросок рывком головы назад
; То же, но цепляем за голову под челюстью,
; С накладкой пальцев на лицо,
; После рывка выставляем вперед колено, чтобы он упал позвоночником на колено,
; В момент броска скручиваем шею.
; В момент броска бьем головой об землю. Кстати, именно так можно расшифровать "двойной тьем в пол" из Лонг Хо куэн.

После броска обязательно добиваем ногой в голову. Когда принцип броска более-менее освоен, можно выводить из равновесия и с захвата за плечи одной рукой, стоя не сзади, а сбоку.
Изучение удара да тат ха данг (лоу кик) .
После того, как освоен удар коленом можно начинать изучение удара лоу кик. Если при обучении удару лоу кик опираться на технику удара коленом, то можно избежать довольно распространенной ошибки – выноса колена через сторону.
Лоу кик является наиболее часто употребляемым ударом ногой в спортивной практике.
Можно выделить несколько видов этого удара:
По траектории нанесения: горизонтальный, восходящий и нисходящий.
По степени акцента в ударе: акцентированный удар добивающего свойства, удар менее акцентированный используемый в связках и в размене.
Вначале целесообразно изучать горизонтальный лоукик правой ногой. Удар лучше ставить в парах.
Упражнение 1. В паре вынести колено в цель, положить голень на бедро партнёра и вернуться в исходное положение. Обратить внимание на поворот бедер и сгибание опорной ноги. Также важный момент: колено находится за ногой противника, чтобы удар шел насквозь с проносом, а не в касание.
Упражнение 2. В паре вынести колено в цель, положить голень на бедро партнёра  толкнуться и вернуться в исходное положение. Обратить внимание на поворот бедер и сгибание опорной ноги.
Упражнение 3. Нанесение удара по лапе или мешку.
Упражнение 4. После достаточного укрепление голени можно использовать упражнение для освоения техники так называемого "проноса" : Партнер упирает вертикально в пол трубку из ПВХ (можно использовать гимнастические палки), а второй наносит лоу кик, акцентируясь на проносе бьющей ноги сквозь цель.
Упражнение 5. Партнер упирает палку в пол на несколько секунд, а второй должен успеть сократить дистанцию, ударить и выйти из атаки, так как первый в свободной руке держит лапу которой наносит удар второму.
Упражнение 6. Учебный бой с использованием лоу кика. 1-ый номер наносит лоу кик, второй номер, делает подставку бедра.
Освобождения от захватов (прннципы, понятие силового коридора).
Захват в реальном бою является довольно опасным положением, так как противник, захватив может вывести вас из равновесия, раскрыть для удара, сковать движения. Поэтому, проще всего не допускать захвата, на лету сбивать его хватающие руки, а лучше бить по этим рукам, а потом сразу же перехватывать инициативу и бить, бить, бить.
Особо опасен захват когда "товарищей" больше чем  один, в этом случае пока один держит, другие начнут бить.
Срыв захвата следует начинать с шокирующего удара: это может быть пинок в голень, фумикоми в стопу, удар по глазам и т.д. Лирическое отступление: Брюс Ли давно уже стал фигурой легендарной и разобраться где правда, а где вымысел в многочисленных рассказах о его славных деяниях невозможно. Поэтому за достоверность следующей истории поручиться не могу. Так вот, к упомянутому Брюсу Ли как то пришел эксперт по самообороне и стал показывать различные освобождения от захватов при помощи болевых, бросков и т.д. Брюс поглядел- поглядел и сказал" Хватай меня за руку!", а потом ударил "самооборонщика" кулаком свободной руки в нос.
Вывод из этой истории: при захвате всегда нужно ожидать возможного удара противника. То есть, взял вас двумя руками за грудки- сейчас прилетит удар головой в лицо, схватил за руку- значит может ударить свободной рукой опять же в лицо. Если вы зевнули и противник сумел сделать захват, он должен об этом сильно пожалеть- сразу бейте его в уязвимую зону.
Следующий этап – уход из зоны возможного поражения. Есть такое понятие силового коридора он представляет собой сектор, в котором плотность боевых действий максимальна. Если проще, то если мы стоим прямо перед противником, то вероятность получить по голове велика, а если мы ушли в сторону, то мы оказались в большей безопасности.
Захват можно срывать или ломать противнику конечность. Болевой в реальной схватке делать не стоит. Если в спорте: в самбо или в дзюдо цель болевого- заставить противник сдаться, то во Вьет Во Дао цели травмирующего воздействия на суставы несколько иная: мы или травмируем противнику, например, руку и ему становиться как-то не до нас, то есть перелом выключает его из боя, хотя лучше все же добить ногой по голове.
Или мы приводим его в положение удобное для добивания ударами: согнули его болевым на локоть и сделали ботинком тюнинг морды лица.
Итак, алгоритм освобождения от захватов:
1. Не дать ему сделать захват,
2. Если схватил - сразу шокировать его ударом,
3. Выйти из возможной зоны поражения,
4. Сломать атакующую руку либо иным способом добить.
Ступени изучения освобождения от захватов:
; в парах обусловленные захваты,
; в парах свободный захват,
; с завязанными глазами,
; ручеек - поточный способ один обороняется от всех противников, которые идут как по конвейеру. Данное упражнение позволяет опробовать технику на разных партнерах: высоких и низких, худых и толстых и т.д.
; освобождение от произвольно выбранного захвата в кругу,
; то же упражнение, но с завязанными глазами.