Мансуровна, сельский фельдшер

Дмитрий Задворный
   Никогда не забуду стеклянные глаза хирурга резавшего мою маму с диагнозом рака четвертой степени. Ведь знал что бесполезно, и все-таки резал! Зачем?
 
 Перед операцией я пытался убедить мать смирится с ситуацией и прожить оставшийся отрезок в кругу семьи, друзей, в уюте. Человеку свойственно надеяться и хирург дал ей эту надежду, зачем? Чтобы изуродовать последние дни земной жизни? Или это обыкновенная привычка зарабатывать свой хлеб за счет чужой жизни? Может кто-нибудь смелый из мира медиков объяснит этот «подвиг» хирурга?
 
 Я говорил, что разрежут, посмотрят, увидят, сделать ничего не смогут, зашьют и в путь иной отправят, пичкая уколами и всякой иной дрянью…. Когда я пришел в реанимацию, мама нашла в себе силы сказать:
-Димуша, ты был прав….
 
 Когда моя супруга, поскользнувшись, упала, сломав руку и разбив бровь, её доставили в приемный покой Елизаветинской больницы. Дежурный хирург, южной внешности долго расспрашивал о том, есть ли у нас квартира, машина, постоянная работа. Не тактичнее ли было просто назвать цену его услуг и предъявить рекомендательные письма! Слава богу, за дело взялся другой хирург, правда, винтик в кости все-таки оставил.
 
 Я рос в одной из станиц Кубанского края.
На всю станицу был один медпункт, один фельдшер, звали её только по отчеству - Мансуровна, и другого имени никто не знал.
 
 Утром к Мансуровне очередь. Мансуровна по всей очереди пройдет, выяснит, кто с каким недугом пожаловал. Кого сразу отпустит, кого вперед пропустит, кого отругает, что вчера не пришел, запустил беду. Всех Мансуровна примет, всем помощь окажет. Диагноз поставит, лечение назначит, да так назначит, что результат обязательно будет, и не трусила ответственности за не предписанные нормы лечения. Зато авторитет слова Мансуровны был непререкаем, никакие столичные профессора не могли убедить пациента без совета с Мансуровной.
 
 Конечно, станичники всегда стремились чем-то чистосердечно отблагодарить. Мансуровна позволяла приносить простые конфетки или что-нибудь из огорода, как знак внимания, чтобы не обидеть людей отказом от презента, и то все обязательно раздаст детям или кому по нужде!
 
 Много лет прошло с тех пор. Много повидал я разных докторов - профессиональных дельцов, обыкновенных подлецов, просто равнодушных, шарлатанов, просто трусливых, просто некомпетентных… нет веры никому, кроме Мансуровны, но ее с нами уже нет.