Лекция для тех, кто готовится к смерти

Сиванму
После прочтения книги, под названием. "Книга жизни и практики умирания", которую написал мастер из Тибета Согьял Ринпоче, я сделала некоторые выводы и рассказала о них двум людям, занимавшимся йогой у меня. Получилась маленькая лекция. Я записала ее и предлагаю вниманию всех, кого интересует этот вопрос.
               
Никому не приходит в голову, что занятия йогой, боевым искусством и другими практиками - это все подготовка к смерти. Об этом не пишут в книгах, боясь отпугнуть читателей, особенно здесь на Западе. Пишут, что занятия йогой полезны для успокоения нервной системы, улучшения здоровья и т д. Конечно, нервная система успокаивается, когда ум расчищается.

1.  Когда начинаешь заниматься йогой и делаешь асаны*, могут вздыматься мысли и эмоции сильнее, чем в другие моменты жизни. Из-за этого кажется, что изучение асан и вообще занятие йогой бессмысленное и даже вредное действие, потому что в другие моменты мыслей и эмоций меньше, чем во время занятий. Мы кажемся себе спокойными и уравновешенными.
Почему в начале практики у большинства все-таки появляется больше мыслей и эмоций? Это потому, что загрязнения «дремлют» в нервных узлах, а во время асан и дыхательных упражнений они всплывают на поверхность. Надо замечать, откуда они всплыли, и наблюдать за ними. Когда их отслеживаешь, корень проблемы разрушается, и то, что сильно волновало нас, злило, гневило и т. д. становится смешным. Поэтому надо изучать асаны и дыхательные упражнения. То есть, не надо считать асаны практикой для начинающих, они тоже помогают расчищать ум. Кроме того, они укрепляют тело. Пока тело живо, необходимо следить за ним, чтобы оно оставалось гибким, здоровым, и молодым.
Если вы спокойный человек и не занимаетесь расчищением ума, это спокойствие может быть кажущимся, и в момент смерти все всколыхнется непременно, а вы не будете натренированы наблюдать за волнами сознания, и они вас захлестнут. В момент смерти энергия начинает подниматься, идет сквозь чакры**, и вздымается все – хотим мы этого или нет. Об этом подробно написано у Согьял Ринпоче , а так же в книге ламы Еше «Введение в Тантру».


*Асана – Поза.

**Чакра – Буквально означает колесо или круг. Энергетические центры. Есть семь основных чакр:

Муладхара - нижняя чакра, находится у мужчин между анусом и гениталиями, а у женщин в шейке матки.

Свадхистхана – в области копчика и лобковой кости. Сексуальный центр.

Манипура - переводится, как «Город Сокровищ», находится в районе пупа.

Анахата – В области сердца.

Втшуддха - В области горла.

Аджня – третий глаз, в межбровье и внутри головы. Это шишковидная железа.

Бинду – точка на макушке. Она связана с Аджна чакрой.

Сахасрара – над головой, над теменем.

2. Когда лежишь в Шавасане* и подсчитываешь 27 дыханий сначала в Манипуре , потом в Анахате, потом в Вишуддхе, а затем в ноздрях ( ноздри связаны с Муладхарой, которая связана со Свадхистханой и Аджня чакрой, а Свадхистхана связана с Бинду), начинают вздыматься эмоции, и появляются мысли. Делая это упражнение, я наблюдала и заметила следующее: если это чувство голода или представляется еда, значит расчищается Манипура. Если это ревность, размышления о взаимоотношениях, наподобие телесериалов – это расчищается Анахата,   Появление страха,  беспокойство за близких, заботы о том, что надо сделать (например, вымыть посуду, сходить по делам и т. д.) – это накопления в Вишуддхе. Сексуальные переживания, фантазии на тему секса и воспоминания о нем – Свадхистхана одновременно с Бинду. Оттуда же, из Свадхистханы появляются бессознательные импульсы, такие, как почесывания, потягивания, невозможность продолжать лежать в Шавасане, непонятная возбужденность и т. д. Это упражнение взято из книги Свами Сатьянанда Сарасвати «Йога Нидра». Оно входит в Йога Нидру 1.
 Занимаясь йогой-нидрой, для чего мы пытаемся увидеть свое лежащее тело со стороны? Когда же это мы можем увидеть свое лежащее тело со стороны? В момент смерти мы и видим его со стороны, и большинство людей пугаются в этот момент. Они не понимают, что происходит,  не  готовы к этому моменту, и не чувствуют, что они умерли.

*Шавасана – называется еще Мритасана – поза трупа. Цель этой асаны – подражать трупу. Пояснение взято из книги Б. К. С. Айенгара «Прояснение Йоги. Йога Дипика».


Пение Мантр*

3. Любое наше желание стремится исполниться. Многие уже знают об этом. Поэтому надо осторожно думать. Любое желание, любой план в момент смерти особенно сильны. Например, если мы хотим поесть, пойти купаться рано утром, купить недвижимость, помочь кому-то и т. д. до бесконечности, все эти желания будут стремиться исполниться. Они лишат нас возможности освободиться. Желание заняться йогой, поделать асаны, тоже может помешать освобождению. Желание, возникшее перед смертью, исполняется при следующем рождении. Если вы в момент смерти хотите курить, то вы рождаетесь, чтобы покурить, и это смешно! Вот для того, чтобы основной мыслью стало освобождение, надо повторять внутри себя одно, например: "Я пустота, я уже на свободе, я абсолют, я бесконечность"... Желание выйти из Сансары** – плохое желание, т. к. оно вернет опять в Сансару, чтобы из нее выйти. Это замкнутый круг. Лучше уж желать оказаться в Нирване. Но Нирвана может стать таким же иллюзорным местом, как Сансара. Оно будет таким, каким вы его себе представляете. Но все же Нирвана лучше, чем, Сансара, хотя это тоже только умозаключение.

Таким образом, в момент, когда вы умерли, во-первых, нужно осознать, что вы умерли. Но по моему опыту обучения людей расслаблению, я увидела, что, во-первых, некоторым людям необходимо перестать бояться расслабиться полностью. Надо научиться полностью расслаблять тело, сохраняя при этом бодрствующее сознание, не засыпать и не впадать в бессознательность.
Итак, мы научились полностью расслаблять тело, теперь надо осознать, что тело мертво. А чтобы это осознать в момент смерти, должна быть привычной мысль, что вы мертвы. Для того, чтобы эта мысль стала привычной, надо повторять, что вы уже мертвы. (Большинство людей даже думать об этом не хотят, но я пишу для тех, кто морально готов воспринять эту информацию). Йога – это путь воина. Помните, воины идут в бой так, будто они уже мертвы. Если человек работает со сновидениями, он наяву повторяет в течение дня: «Я во сне». Так же надо повторять: «Я мертв».  У Ошо есть подобная медитация. Он рекомендует в течение дня несколко раз представлять себя исчезнувшим. Вы исчезли, а мир продолжается. В эти моменты не надо вступать в разговор с окружающими, даже если этого очень хочется. Например, вы слышите разговор двух людей, и вы можете вступить в их разговор, а можете продолжать молчать и как можно более равнодушно слушать все, о чем бы они не говорили. Это  вырабатывает Пратьяхару - отвлечение от чувств. Когда мы лежим в Шавасане, надо представлять свое тело со стороны , видеть его лежащим неподвижно, как будто оно умерло, а вы вне его, на свободе. Это упражнение тоже есть в книге Йога-Нидра, но там не объясняется настоящий смысл этого упражнения. Авторы боялись отпугнуть людей от практики. Даже во время повседневных дел говорите себе: «Я – мертв, все, что вокруг, только кажется.». А мантра, типа: «Я - отдельный от трех тел», должна затмить все другие мысли, желания и планы.

Вот для чего повторяются мантры. Это самое главное – о чем мы думаем после того, как умрет тело и перед этим. Надо всегда помнить об этом. Карма*** строится из наших мыслей, планов на будущее, воспоминаний, симпатий и антипатий, ощущения легкости или тяжести, жара, холода, желания согреться, охладиться, уехать, поехать, поесть, поголодать и т. д.. Когда ваша жизнь начнет проплывать перед вашим внутренним взором, вы зацепитесь за тот миг, когда вы повторяли: «Я – бесконечность, я – вечность», - и это вас спасет. Вы выйдете из круговорота Сансары. Чем больше таких мигов в жизни, тем лучше. Если перед смертью вы будете только повторять мантру, то, события жизни даже и не появятся, потому что пересмотр идет от конца к началу, то есть, от старости к детству, назад.


Таким образом, самое главное – это произнести нужные слова в момент смерти. Даже и асаны не важны. Но с другой стороны, асаны, воздействуя на чакры, расчищают их заранее. Пока тело живо, мы можем подготовиться и сделать так, чтобы в момент умирания внутри нас стало как можно более спокойно, и только одна мысль тогда затмит все, и можно будет просто слиться с бесконечностью, вечностью, стать Абсолютом. Но неправильно думать: «Я сливаюсь с вечностью». Тогда происходит разделение и слияния не произойдет. Поэтому надо повторять: «Я – Вечность, Я – Абсолют».

Ум, также, расчищается с помощью дыхательных упражнений. У Мантека Чиа есть прекрасные практики, например, «Слияние пяти стихий». Есть сосредоточение внимания. Все практики в йоге расчищают ум, и в конце концов уничтожают его.

Но если Бесконечность, вечность тоже ассоциируются с чем-то? Поэтому:

ЛЮБОЕ

              СЛОВО

                ЛИШНЕЕ!

Поэтому и говорят:

«Расслабьтесь, доверьтесь и слейтесь с умом Мастера, Будды, призовите того, кто сделал это – Будда Амитабха и Падмасамбхава…»

Очень здОрово, если научиться при жизни останавливать сердце и дыхание, что и делают некоторые йогины. Это не для того, чтобы удивлять окружающих, это они готовятся к моменту смерти. Практика голодания тоже готовит к смерти. Когда нет тела – не надо пищи. Так же, хорошо, если не чувствовать жару и холод.


*Мантра – священная мысль или молитва.


**Сансара – круговорот рождений и смертей.

 
***Карма – действие.

 
Практика Тонглен.
 

4. Об этой практике лучше прочитать все в той же книге Согьяла Ринпоче. «Практики Умирания»
Но я всё-таки объясню, как могу, что такое Тонглен. Вы тренируетесь воспринимать всё, как чистую энергию: печаль, радость, гнев, болезнь. Вы ухватываете эту энергию и растворяете в себе. Она перестаёт быть положительной или отрицательной, а превращается в мощную жизненную силу. Вы наблюдаете, возникшую в вас радость, а потом поглощаете её и трансформируете в энергию. Наблюдаете вспыхнувший гнев, и его тоже превращаете в свою жизненную силу. Так, некоторые практикующие исцеляли больных. Они поглощали болезнь и растворяли её в своём сердце. Но до того, как помогать другим, надо сначала разрешить собственные проблемы. Если вы натренировались в течение жизни наблюдать за всем, что происходит в вас и преобразовывать эмоции, то вы сможете ухватить могучую энергию смерти и трансформировать её в силу, которая вас не разрушит.

Ошо писал, что сила энергии оргазма схожа с энергией смерти. Значит, сексуальные практики тоже призваны подготавливать нас к моменту ухода.
Мы учимся контролировать сексуальную энергию, втягиваем оргазм в себя. Для этого, в начале, можно и нужно использовать Удджайи Пранаяму. Удджайи* – когда на вдохе втягивается живот и промежность. Так энергия оргазма поднимается, а не выходит наружу, истощая людей.
Когда я сообщила об этом своим занимающимся, одна девушка сильно возмущалась: «В момент оргазма думать о том, чтобы делать глубокий вдох!?»
На продвинутых уровнях можно обходиться без этого глубокого вдоха и двигать энергию вверх, в голову, при помощи намерения.  Так сексуальная энергия ухватывается, очищается и превращается в жизненную силу. Но сексуальными практиками надо заниматься осторожно и, лучше всего, по книгам Мантека Чиа**.

Самое важное – это сказать себе в момент смерти: «Я поглощаю смерть, а выдыхаю бессмертие»
 
Так же, в момент смерти, до и после, - все, что будет возникать перед внутренним взором: любые эмоции, образы, - надо поглотить и растворить. На это направлена и китайская техника, которую нам подарил Мастер Мантек Чиа, «Слияние пяти стихий».

А так же важен, наверное, благоприятный день и час.

* Удджайи - приставка "уд" обозначает верх или превосходство. Она также обозначает взрыв или расширение. Её смысл – преобладание, сила.
 «Джайя» - это победа, триумф или успех. Другое значение – подчинение, обуздание.
Объяснение слова «Удджайи» взято из книги Б.К.С. Айенгара «Прояснение Йоги».
** Многие даосские практики стали известны благодаря Мантеку Чиа.
 
Практика Пхова.

5. Пхова – это перенос сознания. Можно перенести свое сознание, слиться с умом мастера, о чем уже было сказано. Практика сновидений – тоже подготовка к смерти. Если у вас есть сновидения, дайте себе задачу, увидеть свое тело спящим. Причем, вы должны быть в сновидении в полном  осознавании, помнить, где спит ваше физическое тело. Об этом подробно в книге Карлоса Кастанеды. «Искусство сновидения». Так же можно создать энергетическое тело и перенести сознание в него. Это делается с помощью практики сновидения или с помощью практик Мантека Чиа.

Но если вы отследили при жизни Ведущий, Ясный Свет, достигли Нирвикальпа Самадхи,* то перенос сознания не нужен.

 
* Нирвикальпа Самадхи – полное освобождение. Карма полностью «сгорает».