Многополюсная нравственность

Олег Ханов
Вместе с разумом Человек обретает ответственность, утратив защиту Бога, который (предполагается) ранее принимал на себя последствия его неразумных действий. Дитя становится взрослым, все понимает, и уже не нуждается в родительской опеке.

Биологическая природа тоже есть воплощение разума. Иного, нежели разум человека. Но человек принадлежит природе, и отдельные ее проявления трансформируются в устремления и действия, которые могут не соответствовать обозначенным человеческим нормам или тому, что предполагается правильным для природы.

То, что нейтрально для природы, может оказаться греховным для человека и в то же время, нравственно нейтральное для человека может оказаться губительным для природы. Эту коллизию нельзя разрешить простым совершенствованием нравственного закона за счет привлечения норм, ограждающих природу от посягательства человека.  При последовательном и безусловном соблюдении правильных (с позиции природы) норм человек исчезает.

С этой воображаемой позиции само существование человека аморально. Можно идти дальше, признать аморальность прогресса как такового и сделать вывод о том, что любое усложнение материи безнравственно. Если сделать еще один шаг, мы обнаружим истинный источник зла – он кроется в любых изменениях состояния. Вселенная больна временем.

Нравственность конечна и неоднозначна. Восхождение на одну из ее вершин уводит в недосягаемость другие вершины. Но человек разумный нуждается в идеалах, чтобы соизмерять с ними действия в поисках своего пути, чтобы избежать скольжения в пропасти физической или духовной деградации.

Подобные проблемы можно перенести на взаимоотношения между Богом и человеком. Деяния Бога могут не соответствовать нашим представлениям о морали, а наши суждения о них не могут быть беспристрастными. Человек равновелик Богу, восхождение на свою вершину удаляет его как от природы, так и от Бога.

26.05.1992