Вебер

Константин Рыжов
Карл Мария Вебер родился в ноябре 1786 г.  в городе Эйтине (Голштиния), в семье оперного  капельмейстера и антрепренера. Его отцу к этому времени было уже далеко за пятьдесят и он имел от первого брака пятерых детей. Через полгода после рождения Карла, он организовал из своих старших сыновей музыкальную труппу и отправился в странствие. Самые первые впечатления  Карла были связаны  с бесконечно сменяющимися картинами родной природы, с жизнью маленьких городков Германии, которую он изъездил  вдоль и поперек. Кулисы, декорации, театральные машины окружали будущего композитора  почти с младенчества. Когда мальчику исполнилось десять лет, он попал в руки хорошего музыкального педагога Петера Хойшкеля, который сумел  развить  богатые музыкальные способности мальчика и заложил основы его блестящей игры на рояле. Позже его мастерство еще более усовершенствовалось под руководством  венского преподавателя Фоглера.

Свою первую оперу «Сила любви и вина» Вебер написал в 12 лет. В 1800 г. театр в Фрейберге поставил другую его оперу «Немая лесная девушка». Она не имела успеха (однако позже она была четырнадцать раз поставлена в Вене, переведена на чешский язык в Праге и с успехом показана в Петербурге). В 1803 г. Вебер стал выступать в качестве пианиста и дирижера, а в 1804 г.  был определен дирижером городского театра в Бреславле. В 1806 г. он переехал в Вюртемберг, где прожил до 1810 г. 1811-1812 годы были целиком заполнены концертными турне. В 1813-1817 гг. Вебер возглавлял оперный театр в Праге, выполняя обязанности дирижера, режиссера, хормейстера, репетитора и критика. Чтобы проще было общаться с музыкантами, он выучил чешский язык. Времени на собственное творчество почти не оставалось.  Но как раз в этот период был написан сборник патриотических песен «Лира и меч» (1814). Впервые три из них, написанные для мужского хора, прозвучали 6 января 1815 г. в Праге. Успех был грандиозным. В один день Вебер стал знаменитым; его провозгласили певцом борьбы за свободу. В 1817 г. композитор переехал в Дрезден, где стал руководителем и дирижером оперного театра, организовал немецкую труппу. То было время тотального господства итальянской оперной музыки. Положение Вебера, решившего ставить немецкие оперы (он начал с Моцарта и Бетховена) оказалось весьма затруднительным. Прежде всего, у него не было хороших певцов-немцев. Пришлось удовлетвориться «поющими драматическими актерами», молодыми любителями и гастролерами.

Вебер блестяще играл на рояле и создал немало  фортепианных произведений. Особенную славу принес ему вальс «Приглашение к танцу» (1819) – первая в истории музыки программная фортепьянная  пьеса. Небольшое медленное вступление с певучей, словно «говорящей» мелодией рисует встречу на балу юноши и девушки. Их нежная беседа  передана в виде диалога – басу «отвечает» верхний голос. Затем разворачивается блестящий, увлекательный, полный ликования, светлых надежд вальс. Одна мелодия сменяет другую – шутливые, грациозные, воздушные, мужественные, лирические. В середине вновь возникает диалог – разговор наедине, объяснение в любви. А в конце – расставание; танец кончился, юноша повторяет свою первую фразу, девушка благодарит и уходит; шумный вихрь вальса сменяется тишиной…

Мечтой Вебера было написать собственную национальную оперу. Однако ни подходящего сюжета, ни поэта, который  мог бы его достойно оформить, долго не находилось. Наконец, в 1817 г. судьба свела Вебера  с журналистом и поэтом Фридрихом Киндом, который предложил ему либретто «Вольного стрелка». Сюжет увлек Вебера. Следующие три года ушло на сочинение музыки.  То было трудное время для композитора: болела жена, умерла  его маленькая дочка. Работа в театре отнимала много сил и времени. Однако, эти невзгоды не остановили Вебера. Премьера состоялась  в июне 1821 г.  в недавно восстановленном после пожара здании Берлинского театра. Опера имела огромный успех у слушателей, и каждый последующий спектакль принимался с возрастающим энтузиазмом. Многие ее мелодии стали народными. Чуткий музыкальный критик Гофман писал о «Вольном стрелке»: «Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который  создаст эпоху в истории немецкой оперы…» И в самом деле, постановка Вебера положила конец господству итальянской оперы в Германии. «Вольного стрелка» тотчас начали ставить в других немецких городах. В 1822 г. состоялась премьера в Вене, а в 1824 г. – в Париже и Петербурге. 

«ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК» (1821). Действие оперы разворачивается в Богемии середины XVII века. Перед деревенским трактиром веселятся крестьяне, обсуждая только что закончившиеся  состязания в стрельбе. Это  было предварительное состязание, а завтра должно состояться основное. По старинному обычаю только их победитель может жениться на дочери княжеского лесничего Куно Агате. Пока – сегодня – победил богатый крестьянин Килиан. Собравшиеся поселяне хвалят его и насмехаются над охотником Максом, проигравшим Килиану. Но Макс любит Агату, а Агата любит его, и потому он в отчаянии из-за своего поражения. Именно в этот момент появляется Каспар – вор, пьяница и шулер. Каспар  недаром пользуется дурной славой среди охотников: он и впрямь продал душу дьяволу. Стараясь оттянуть приближающийся час расплаты, Каспар хочет, чтобы вместо него в ад отправился Макс. Воспользовавшись растерянностью молодого охотника, Каспар предлагает ему отправиться ночью  в таинственное и страшное место, которое в народе именуется  Волчьей долиной, и там отлить заколдованные пули, которые помогут ему победить. Эти волшебные («вольные») пули, которыми снабжает стрелка дьявол, всегда и неизменно попадают в цель. При этом первые шесть поражают любую смертную цель по воле охотника, но седьмая летит туда, куда ее направит сам дьявол. Охваченный сомнением, Макс уходит. Так завершается первое действие.
Во втором акте впервые на сцене появляется невеста Макса – Агата. Беседуя у себя в комнате со своей  подругой – Анхен, она с нетерпением ждет Макса. Ее томят тревога и мрачные предчувствия. Наконец, появляется Макс. Он задумчив и печален. Пытаясь успокоить Агату, он проговаривается, что намерен отправиться в Волчью долину. Агата и Анхен напрасно  пытаются отговорить Макса; решение его остается  непоколебимо. Финал второго действия становится центральной сценой в опере, специально задуманная  как очень зловещая. Она наполнена такими пугающими вещами, как череп с пронзившим его кинжалом, жуткий хор злых духов, призрачный лунный свет, льющийся на сцену, представляющую собой мрачные скалы и деревья.   (Современников бесконечно поражало мастерство Вебера в воплощении жутких, фантастических картин, когда слушатели словно видели в музыке и стремительно проносящиеся грозовые тучи, и струящийся водопад, и светящиеся глаза совы, и дикую охоту, и бурю, с корнем вырывающую деревья). События разворачиваются в Волчьей долине – мрачном ущелье, которое в народе считается царством злых духов. В полночь появляется «черный охотник» Самьель и предупреждает Каспара, что завтра его душа отправится в ад. Но Каспар обещает отдать вместо себя душу Макса. Каспар раздувает костер, на котором он вместе с появившемся в ущелье Максом отливает волшебные пули. Итак, Макс сделал выбор, связав себя с демоническими силами.
Наступает день решающих состязаний. Торжественные события разворачиваются  в присутствии князя Оттоакра и его придворных. Макс должен сделать последний, решающий выстрел, и князь просит его подстрелить порхающую голубку. Макс целится, но в этот момент из-за кустов с криком «Не стреляйте в белого голубя!» выбегает Агата и в ужасе видит, что дуло ружья Макса направлено на нее. Раздается выстрел, Агата падает. Но внезапно появившийся отшельник, покровитель Агаты, спасает ее, и жертвой оказывается забравшийся на дерево Каспар, который  с проклятьями на устах умирает. Разгневанный князь Оттокар приказывает Максу навсегда покинуть родину. Но за него вступается отшельник – ведь Максом двигала любовь к Агате, это из-за нее он согласился на предложение Каспара. И князь прощает  Макса, разрешив ему через год жениться на Агате. Все присутствующие славят небеса за благополучное избавление от бед.

Вскоре венский театр «Кернтнертор» аказал композитору новую оперу «в стиле "Вольного стрелка"». Вебер принялся сочинять «Эврианту», законченную в 1823 г. и поставленную в том же году в Вене. Однако написана она совсем не «в стиле "Вольного стрелка"». Это романтическая история на сюжет старофранцузской легенды. Либретто было неудачно – статичное, вялое, лишенное развитии, но музыка «Эврианты» чудесна и полна глубокой, настоящей поэзии. Особенную популярность завоевала увертюра, хотя в целом опера не заняла на немецкой сцене того выдающегося места, которого удостоился «Вольный стрелок».

В 1824 г. лондонский театр «Конвент-Гарден» заказал Веберу феерическую оперу «Оберон» по одноименной сказке Виланда. Действие оперы еще более сложное и запутанное, чем в «Эврианте» и представляет собой  цепь разнообразных, быстро сменяющихся эпизодов. События происходят то на западе, при дворе Карла Великого, то на Востоке, во дворце халифа Харун ар-Рашида. Среди действующих лиц оперы – люди и духи, рыцари и сарацины, корсары, евнухи, оруженосцы, рабы. Но именно разнообразие образов и сцен, а также их живописность дали возможность Веберу  создать поток чудесных, ярких и конкретных музыкальных образов. Каскады пассажей, легкий прозрачный вокальный стиль, светлый  колорит  тех эпизодов, в которых действуют эльфы – все было как бы противопоставлено  демонической фантастике Волчьего ущелья из «Вольного стрелка» и, в то же время, ново, оригинально и красиво. Когда Вебер заканчивал оперу, он был уже смертельно болен туберкулезом. Скончался композитор  в июне 1826 г. через несколько недель после премьеры.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281