начало публицистического очерка о реальных события

Альфира Ткаченко
                Тропа жизни.

                Публицистический очерк.

 В далёкие времена, в конце 19 века, а вернее в 1891 году, исполняя указ Александра 3, по этапу были направлены осуждённые за не принятие православной веры. Так начиналась истории рода Хисматуллиных.

                1

 Звёзды опустились на город. Тёплый вечер сопровождался небольшой прохладой. Ночь стояла над городом и только еле слышный шорох машин на окраине города, да, поезд просвистит, да, молодые пары, целуясь в подъездах, разойдутся до утра или в сторону курорта на Ангаре. Деревянные дома светятся ставнями, только что ушедших спать людей: собаки, ворча, лежат в своих конурах и кое-где замычит корова, да, кудахча, встрепенутся сонные куры. Город лёг спать. Весь день, люди, спешащие на работу, ходят под окнами, директора собирают брифинги, советы, в музеях тихо – идут экскурсии. В университетах студенты корпят над тетрадями и учебниками, стараются рассчитать экономические операции внешнего и внутреннего рынка, и ознакомиться с технологией процессов большого химического комбината. Тихо говорит профессор. Молодой парень, стоя у доски, рассказывает о технологии аппарата теплообмена, показывая на схему технологического процесса. Шумно выйдя из дверей университета, двое молодых людей пошли вдоль банка. Пройдя до остановки, один закурил, держа за рукав своего друга, говоря.
– У нас , сегодня дали реферат писать, мне надо в Техсервис идти, в интернет, , а то позже где взять, может в библиотеке с тобою встретимся. Я пошёл. Ты мне завтра утром в восемь позвони. Сообразим на счёт лекции. Он сел в трамвай и уехал на Привокзальный – это название было больше по нраву народу, чем восьмой и девятый микрорайоны. Город небольшой: девятиэтажки, только что начинающиеся строится в 80-х годах, уже множество магазинов, супермаркетов, салонов и торговых центров. Они всё больше придавали городу красоты, зелёные газоны, цветы, большие парки, витрины летних павильонов и кафе: создавали в городе особенный колорит городской жизни.

                2

 Проходя вдоль акаций, парень с девчонкой свернули в парк. Пройдя несколько шагов, их окликнули несколько парней. Они не оглядываясь, усилили шаг, но эти усилия не остановили их неожиданных путников от разговора и, почувствовав удар в плечо, парень упал, его спутница вскрикнула и наклонилась к своему парню, двое парней оттолкнули её в темень парка и начали раздевать, она кричала, раздалась  сирена и путаясь в одежде, парни, скрепя зубами, бросили пару и побежали в сторону дома культуры, скрылись на лестнице. Машина свернула в парк, девчонка лежала и плакала, её ещё нежные груди были все черны, парень лежал, и большое пятно крови залило его плечо, он был без сознания. Два  милиционера  наклонились над парой, девчонка и парень были ещё живы. Скорая помощь прибыла  спустя три минуты. Погрузив обоих в машину, милиционеры уехали. Наутро, придя на лекцию,  Виктор с Игорем первым делом узнали о драке в парке, что Ирку с Олегом избили, и, Ирка была изнасилована. После лекции они поехали в больницу. Что было сказать маленькой Ирке. Они, молча, посидели у неё, пожали руку Олегу и ушли. Сдав реферат, Виктор сидел в пивбаре и пил пиво, Олег немного отошёл после больницы, Ирка сидела дома, весть о её изнасиловании быстро пронеслась по университету, но она пока решила не ходить, взяла академический и обещала вернуться в следующем году.

                3

 Игорю досталось писать в реферате об истории города, и он уже второй день ходил по музеям и библиотекам. Перелистывая старые газеты, он читал про Александровский централ, про Михалёвых, ссыльных поляков. Его внимание было направлено на соляной источник, становление села Усолье, появление декабристов, партийные сходки, митинги комсомольцев, строительство домов в селе Усолье, церкви, часовни, мечети, костел. Записав себе в тетрадь, он спрашивал работников музея о Чернышевском и Якубовиче, о поляках, татарах. – Скажите, а что польские ссыльные были сосланы в Усолье после восстания 1890 года? – Нет, это было движения в Польше в 1863 году, движение было подавлено и 20 тысяч поляков было сослано на каторжные работы на сользавод.- А татары, разве они не жили в селе, они, что тоже ссыльные? – Молодая женщина мягко улыбнулась и произнесла: - О татарах нам малоизвестно. Мы всего несколько лет разыскивали материалы о татарах, но неохотно сами татары дают о себе. Вот что имеем, так вот эту статью о владельцах конезавода, татарской школе, избе – читальне. – А, что, мне писать в реферате, ведь этого мало, хоть бы фамилии, кто это у вас есть? Подав Игорю газеты старых выпусков, библиотекарь сказала, - Читайте. Игорь поднял несколько старых газет и тихонько переписал в тетрадь всего несколько фамилий: Хамзин, Зайнуллин, Азизов, Хисматуллин. Он переписал в тетрадь об острове Варничный и доме Михалёвых. Обратил внимание на подпольную типографию, где в 1905 -07 годах печатались листовки усольской группы РСДРП. На лекции преподаватель попросила его причитать о своей работе. Выйдя на трибуну, он медленно причитал о истории Усолья. – Вы, молодой человек, собрали материал очень интересный,  но что – то я не вижу, чем были исторически связаны татары в Усолье? Где вы брали эти материалы.  Может быть вы, Игорь, пересмотрите тему. Игорь стоял, не зная, что ему делать. Он просто написал о том, о чём взял материал, в библиотеке и музее. Преподаватель взяла реферат. - Ну, я вам поставлю четыре. Вы ещё раз пересмотрите свою работу. Я, думаю, что о татарах вы немного преувеличиваете. Где вы взяли эти сведения о избе-читальне, татарской школе, самодеятельности. Что – то мне, не было известно о татарах, что либо,  кроме мечети. Я вас очень прошу, сведения надо иметь более точные, это ведь история, культура города. Игорь сел за стол. Вечером , находясь у Виктора дома, он, поведя плечом недовольно, сказал. – А, что, это она имела ввиду. Ведь я писал то, что есть в библиотеке, я думаю, что это всё собрано из достоверных источников и, всё это можно писать. А, что, у нас татары ничего не делали в Усолье? Но ведь статьи в газете , ведь их проверяют, это факты? Я, думал, что Хамзин, Зайнуллин действительно были владельцами кожевенного завода. А разве татарской школы не было? Мне, по - моему, библиотекарша говорила, что есть кто-то, кто хорошо знает о татарах, но я не пошёл к нему, что я историк, что ли. Да, ладно, четвертак тоже хорошо, ну что , завтра где встречаемся? Он вышел за дверь и пошёл домой. Лежа на кровати, он ещё немного подумал о сегодняшнем дне и уснул- А мне то что, ведь я не татарин.

                4

 Город говорил о мечети, что могло привести к этому молодых людей, труд татар был очернён низкой выпадкой людей, ставивших себя по сторону вандалов памятников. Люди стали говорить, что это не правда, в Усолье история началась только  Михалёвыми. Какая – то нотка неуважения татар, очень маленькой общины звучала в людях. Одни просто ненавидели людей татарского происхождения, другие смеялись, что это всё сумбур, что татары безграмотный нард, и, что, они могут. Этим самым ставили небольшую общину бороться за жизнь своими усилиями. Маленький народ, весёлый, не унывал и опять песни татар звучали со сцены. В городе уже знали, кто были Хисматуллины, Хамзины и, встречая их продолжателей рода, дети показывали, а эта тётя учитель, а эта пишет сказки. Но чем больше говорили, тем больше появлялось пересудов о татарах. Как – то события мусульман Кавказа стали накладываться тенью на татар, и, это очень откладывало большой отпечаток на общину. – Мы не те мусульмане, мы простые татары и живём здесь более ста лет в Усолье. Никому ещё плохого не желали. В городе стояла какая-то тревожная тень, в Москве; террористы, боевики, взрывы. Что же, Усолье приняло теракты мечети, районного телевидения, это подталкивало к разговору с мэром, - что вы дадите городу через десять лет? Ваши магазины, супермаркеты, кругом наркотики. Что вы ответите городу после пяти лет? Исторические памятники, горят мечети, руки низкой души  людей очерняют город, память людей, ещё имевших за своими плечами тяжёлые годы войны, революции, вы ставите их в тяжёлое выживание среди чёрствых людей? Мэр города не молчал, но и что он делал. – Найдём. А что это даст. Всё новые средства на восстановление разрушенного и наши руки, да только наши усилия, приложенные к восстановлению разрушенного. Люди ведь перестанут верить тому, что было собрано в Усолье за много лет. Нам надо как-то историю Усолья собирать, может быть у старожилов, ведь дети растут, они уходят в телевизоры, музеи
 не стали интересовать. Годы Усолья были разными, события ссыльных, клубы, заводы, строились дома, курорт. Историки и краеведы собирали, что могли и валенной фабрике, каторжан, Михалёвых, поляков, татар.

                5

 Тень старого Усолья лежала над городом. Конец 19 века: телеги, еле прокручивая колёсами, двигались по дороге, а ними шли в кандалах люди. Они говорили на непонятном языке. Тихонько сгрузившись, мужчины сели на землю, женщины сидели на телегах. Они прошли много вёрст, уставшие, заросшие, сверкая чёрными глазами, их расположили в отдельные тюрьмы, женщин расселили в дома. Позже, отбыв срок, каторжан перевезли в село, где им выделили места и, они, отстроившись, начали жить. Дети играли во дворах, взрослые работали, кто на валенной фабрике, сользаводе, кирпичном заводе. Появилась необходимость в обучении татар, и решили, школу необходимо строить. Деньги быстро собрали, заложили фундамент мечети и школы. Работа шла быстро, ловкие руки мелькали, подавая брёвна, и дом вырос. Дети сидели за столами и учили буквы, татарский язык звучал на всех уроках, указкой по карте, укладывая буквы, мальчишки и девчонки, черноволосые и светловолосые, шмыгая носами, отвечали молодому учителю. Учитель, был из ссыльной семьи. Его отец, отбыв срок: стычки татар, новая вера. Ссылка в далёкую Сибирь. Старость делала своё дело и молодой учитель, помогая старому отцу, работал и вечерами, собираясь в клубе, он и его друзья, сестра, жена, ставили спектакли. Молодые татарки весело пели свои песни, учили танцы, и на сцене, заливаясь музыкой татарских песен, звучали мандолина и скрипка. Хорошие друзья, Кашаф и Абдулла встречались в клубе. Магрифа, сидела на диванчике, вновь переживала жизнь  героини. Тёмноволосая женщина, гордый стан был украшен длинной юбкой и белой блузой, нить жемчуга очень хорошо легла на шею, и спокойствие карих глаз, выражали её ум. Она была очень красива, молодой человек, чех, оставшийся в Усолье, сын врача, провожал черноволосую девушку. Касаясь её губ, он дышал на её пальцы. – Что, замёрзла? Да, нет. Не очень. Какой вечер? Вы надолго здесь, когда уедете? Скоро. Домой хочется и к тебе. Ты мне пообещай быть со мною. Я очень прошу. Его глаза выражали любовь и печаль. Видно, было, ему не хотелось расставаться, но дом, а он не был уже много лет в Чехии, манил его. Ему было очень хорошо с Магрифой. Но девушка была гордая и через некоторое время они расстались. Долгие годы расстояния разделяли их. С прошедшими днями, в работе, спектаклях, стали забываться встречи с молодым человеком. Вечерами стала ходить в клуб к брату. Танцевала и играла в постановках. Брат Кашаф очень хорошо игравший на мандолине и скрипке, весело разговаривал с Абдуллой, молодым абхазским парнем. Шамси, его жена, светловолосая девушка, стройная, стояла в сторонке с подругами на сцене. Девчонки стайками носились по улице, а вечерами, сидя у свечи, собирали татар и читали газеты. Шли военные годы, многих татар забрали на фронт.
– Нет, вы останетесь здесь, это приказ, я на вас бронь поставлю. Расстроившись, Минихан ушёл из военкомата на завод. На оборону и здесь надо было работать.
    Дома жена сказала, у Магрифы горе. Все близкие собрались, чтобы утешить горе молодой женщины. Слёзы затмили глаза молодой Магрифы, дочь тихо лежала, ещё вчера, радость заполняла её сердце, и вот рыдания молодой женщины сотрясали её плечи. Маленькое тельце в белой рубашонке и всё. Горе не утихало у Магрифы, но тоской о детях оседало в груди у Шамси. Шамсизихан, очень переживала, что у неё нет детей. Она говорила Минихану, твоя жена умерла и маленькая Сарра нам очень близка. Отдай нам её. Маленькая Сарра сидела на руках Шамсизихан и вертела головой. Мама, Халида, умерла, и она осталась сиротой. Дядя Кашаф, брат Халиды, поговорил с Миниханом, у которого и так были на руках двое детей - Рашида, приёмная дочь, и Равиль.
 – Ты молодой, а Сарра и Равиль тебе сейчас у новой жены некстати. Дай нам Сарру. Мы ведь одни, детей нет, а мне она племянница. Что ж, первая жена умерла, а мы ей станем отцом и матерью. Сарра, перешла жить к Кашафу и Шамсизихан.
    Её сиротство было скрашено вниманием тёти и дяди. Она выучилась петь татарские песни. Учась в школе, в далёкие военные годы, Сарра дружила с Марией. Утром учёба, вечером помогали для фронта шить гимнастёрки. Лучина медленно потрескивала, а девчонки пришивали пуговицы. Прошедшие годы войны отзывались теплотой послевоенных лет. Молодая девушка познакомилась с молодым русским парнем. Он приехал в Усолье из Кемерово. Вечера были тёплыми, а молодые медленно шли по улице, разговаривая друг с другом. А, если тебе не разрешат выйти замуж за меня? Ведь я русский. Проходили дни и всё же они поженились. Родился сын, назвали Василем, в честь деда матери Василия.
    Тропа жизни, данная многим, оставит тебе путь, ты сам пойдёшь по нему. Звёзды над городом, их судьба пересеклась, как  млечный путь астероидами. Камень в душе, боль за близких людей, что может дать тебе судьба твоя? Повернуть историю рода, ввязать к тебе людей с известными фамилиями, своим трудом проложить путь себе? Что же можно сказать о преодолении судьбы, молодой татарин, судьбою своей принял путь многих верст из Татарии, родины, где только указ и свой пост молодой души, помеченный царским указом, не дал и не оставил крест твоей жизни. Вера, религия – можно ли установить человеку, выбравшему свой путь, веру. Насилие над верой, человека, живущего в своих обычаях и традициях. Что, царь указ издал, а Ты  -  принять его готов? Как хочется порой сказать, люди, оставьте память веков своим детям, внукам, целым поколениям. И вы увидите, через поколения, свои труды, ваши дети, внуки, донесут ваши дела, дела ваших рук, умов, крупицы истории, но не смертями родов, дававших вам для писания истории свои воспоминания. Как вы будете переносить историю культуры звёзд, историю людей, сложивших целые города, деревни, великие города. Но ведь нельзя уничтожить  души, ценнейшие души Руси. Татарин ли ты, русский ли ты, белорус, литовец, английский принц.
 Род Хисматуллиных собрал в себе все пути истории: вера, владельцы мастерских, лавок, артисты, учителя, ветераны войн, плен на войне, репрессированные, коммунисты, комсомольцы, оккупация, детский труд – все пути истории России. Указы царя Александра 3, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Путин, Сталин, революции.
   Род – полная история России, 119 лет – с 1891 года.
 Ибрагим Хисматуллин  - начало нашего рода.
 На фото Зайнуллин Рашид и Абдрахманов Минихан.
 Зайнуллин Рашид - владелец кожевенного дела в селе Усолье.
 Абдрахманов Минихан - работал приказчиком у купца и имел лавку скобяных изделий.

  25.06.2003 года.