Кто мог дешифровать шифры РККА?

Анатолий Клепов
               
10 декабря 2010 года бывший руководитель Управления Правительственной Связи КГБ СССР генерал-лейтенант Ю. А. Толмачев дал большое интервью газете «Московский Комсомолец».  В своем очень интересном интервью он рассказал читателям о малоизвестных фактах, связанных с защитой связи Правительства страны. Меня заинтересовал анализ  уровня защиты связи нашей армии во время Второй Мировой войны. Ю. А. Толмачев сказал: «Меня поразили немецкие кабели, которые выдерживали любую непогоду, которые можно было легко и быстро разворачивать. А у нас тогда были в основном воздушные линии, постоянно выходившие из строя. У немцев были и радиостанции с параметрической стабилизацией, которые работали без специальной подстройки.

Когда фашисты приближались к Сталинграду (в 1942 г. – прим. А.К.), наши основные войска фактически оказались отрезаны от южной группировки. Тогда и решено было строить трехканальную линию связи от Москвы через Персию с выходом на Ленкорань. Специально для этого был создан отряд из юных связистов — слушателей военфака, руководить которым назначили меня. После того как работы были закончены, я отправился с отчетом в Москву к Ивану Пересыпкину (будущему маршалу), который тогда был министром связи. Я заявил ему, что наши структуры легко перехватываются. Немцы даже говорили: “Сначала к нам, а потом к себе”.

Это указывает на то, что немцы могли свободно прослушивать военные линии связи наших войск. Однако на прямой вопрос корреспондента МК: «Выходит, немцы прослушивали, как переговариваются наши военачальники?» Ю.А. Толмачев ответил: « Даже тогда защита правительственной связи была достаточной, что ни одно из перехваченных сообщений враг не смог расшифровать». Это утверждение вызывает некоторое недоумение. Известно, что немецкие дешифровальщики читали шифры Англии и США.

А английские дешифровальщики взломали код знаменитой криптографической машины «Энигма». Американцы читали  дипломатическую шифрованную переписку Японии. На войне как на войне: методы шифрования и дешифрования постоянно совершенствуются. Однако на обсуждение вопроса о том, можно ли было дешифровать советские шифры в начале войны в 1941 году, наложено табу. В многочисленных публикациях о Великой Отечественной войне есть скудные сведения даже не о дешифровании, а лишь о шифровальной технике, которую использовали советские войска. Создается впечатление, что советские шифры вообще нельзя было дешифровать. Так ли это на самом деле?

Вспомним "Наманганский инцидент" – советско-японский военный конфликт на реке Халхин-Гол в 1939 году. 11 мая 1939 года части 23-й японской пехотной дивизии устремились вглубь территории Монголии в направлении реки Халхин-Гол.  По договору от 12 марта 1936 года Советский Союз обязался защищать территорию МНР как свою собственную. С этой целью в Монголии находился 57-й особый корпус Красной Армии (12,5 тыс. человек, 109 орудий, 186 танков, 266 бронеавтомобилей, 82 самолёта), но в районе конфликта советских войск не было.

В спешном порядке удалось собрать и перебросить на автомобилях к месту боёв батальон пехоты, роту сапёров и несколько артиллерийских батарей. Этим войскам пришлось занять оборону у сопки Номонхан-Бурд-Обо, озера Буир-Нур и реки Халхин-Гол и сдерживать первый натиск противника.  Бои с японской армией продолжались до 31 августа  1939 года, когда ударная группа 6-й японской армии была разгромлена. По просьбе Японии 16 сентября 1939 года боевые действия были прекращены. Японские войска были выдворены с монгольской территории.

Япония очень внимательно отнеслась к своему поражению.  В декабре  1939 года был сформирован Исследовательский Комитет для расследования этого инцидента и  причин поражения японской армии в сражении с советскими войсками у границы с Монголией. По результатам этих исследований в первую очередь была реорганизована разведка Японии, и было создано Управление Разведки Квантунской Армии. Число подразделений Управления Разведки Квантунской Армии  увеличивалось до 11 основных, а количество филиалов - до 6.  Основным подразделением Управления Разведки Квантунской Армии было подразделение, сформированное из Харбинского подразделения  Специальных Служб Армии, который был укомплектован 10 офицерами, 150 сержантами и небольшим числом гражданских лиц, включая бывших белых офицеров.

Основной задачей этого разведывательного подразделения было следующее:  прослушивание и перехват информации, пропаганда, саботаж  и аналитические исследования. Кроме того, было созданы две школы для обучения специальности переводчиков и специалистов по радиоперехвату. Проведенное тщательнейшее расследование Наманганского инцидента показало, что основной причиной поражения японских войск в  "Наманганском  инциденте" была слабая работа японской радиоразведки и дешифровальщиков. Поэтому было создано два специальных подразделения в Управлении разведки. Одно, которое называлось  «Группа разведки средств связи Квантунской Армии»,  занималось перехватом и дешифрованием криптографических сообщений, другое - перехватом и анализом сообщений, переданных открытым текстом.

Существовала и особая группа разведки, которая специализировалась на кодах Военно-Воздушных сил РККА.  Перед ней была поставлена исключительно важная задача дестабилизировать действия советской авиации во время сражений. Японская разведка предпринимала колоссальные усилия для дешифрования советских шифров. В этом ей оказали помощь польские криптографы в рамках сотрудничества Генеральных штабов японской и польской армии в 1930-е годы. В результате был организован совместный Отдел Исследований. После поражения Польши в войне с Германией четыре ведущих польских разведчика, включая одного криптаналитика, который занимался дешифрованием советских шифров, были посланы в Японию, куда они прибыли в марте 1940 года. Этот польский криптоаналитик оказал существенные услуги в совершенствовании методов дешифрования советских кодов.

Управление Разведки Квантунской Армии сконцентрировало особое внимание на перехвате радиотелеграфных и радиотелефонных сообщений, а также на глубоком анализе всего комплекса дальневосточной связи Советского Союза. Оно составило план размещения всех типов радиостанций как основу для определения силы и расположения советских сил. В этом вопросе им помогали сотрудники  немецкой радиоразведки, которые благодаря этому получали бесценный опыт мониторинга военных линий связи РККА.  Перехват информации осуществлялся круглосуточно. Это позволяло делать выводы о количестве ежедневных передач, объемах трафика и изменения в установленных моделях.
 
В августе 1940 года была создана Лига Разведки Связи Восточной Азии, чтобы контролировать и перехватывать весь советский трафик в этом регионе.  Для этой цели было закуплено самое современное оборудование стоимостью в 425 000 долларов США, что для того времени было очень большой суммой. В Лиге работало 320 технических сотрудников. Они должны были оценивать информацию, полученную на станциях перехвата. Основной центр перехвата располагался в Харбине. Эта станция была оборудована самыми современными средствами для перехвата ручных и автоматических передач. Кроме регистрации и копирования телеграфных и радиотелефонных сообщений, она выполняла такие функции как сопоставление данных, полученных из этих перехватов, определение местоположения советских передатчиков. Постоянно изучала их типы и способы передачи, а также  проводила исследования технологий связи, особенно способов перехвата.

Хотя Лига и была ограничена перехватом открытых сообщений, она  снабжала дешифровальщиков ценными материалами, так как часто открытые сообщения дублировались шифрованными. А в результате японские дешифровальщики могли вскрывать ключи шифров, а затем расшифровывать сообщения РККА. 

Благодаря совместным действиям к 1940 году Группа Разведки связи Квантунской Армии смогла дешифровать советские четырехзначные коды, применявшиеся в РККА, а также эффективно  отслеживать смену  ключей к кодам и шифрам. Кроме того,  специализированный  отдел кодов Военно-Воздушных к весне 1941 года мог декодировать шифрованный трафик советских ВВС во время воздушных маневров на Байкале.
Литература:
"Планы японской разведки Против СССР." Том X японской серии о Специальных Исследованиях Маньчжурии, выпущенной в июне 1955 г.
"Антисоветские  операции Разведки Квантунской Армии, 1931-39,"  Сборник IV Статей Разведки том 2,  стр. 25 - 75