Сура 38. Махмуд

Николай Чеботарёв
               

1. Торжественный намаз служит имам Самед-Хаджи.  Все правоверные собрались на молитву о даровании Аллахом успеха  предпринимаемому  народом начинанию.

2. Но что делает здесь брат мой Махмуд – ибо и он стоит у входа в мечеть?  «Не хочет ли он покаяться в заблуждении своём?» –  думают правоверные – «но отчего же не стоит на коленях и не произносит слов молитвы?»

3.Имама ждёт Махмуд, брат мой; к имаму хочет он обратиться с просьбой.

4. Но вот закончился торжественный молебен… Что же хочет сказать этот неверный имаму – не свои ли глупые измышления о якобы грозящей всем беде?
    «Пусть говорит!» – решает имам. – «Неверный не осквернил Храма своим присутствием, а вне  Храма он такой же гражданин, как и мы с вами и имеет право высказать своё мнение!»

5. «Многоуважаемые!» – говорит Махмуд – «при вас я в последний раз обращаюсь к нашему имаму с просьбой отказаться от подрыва Кулака Дьявола! Все вы знаете, что уровень нашего озера почти не меняется, и берега его поросли лесом. Но замечали ли вы, что на северном и южном берегах лес стоит у самой воды; на восточном же – постоянно подмывается и падает в озеро?

6. «Но ведь это же – из-за частого западного ветра, который гонит волну к восточному берегу!» – говорит директор школы, и Самед-Хаджи в знак согласия утвердительно наклоняет голову.

7. «Мой дед Али говорил, что ещё пятьдесят лет назад деревья не падали в воду и на восточном берегу – возражает Махмуд  –  и только после землетрясения озеро начало подмывать его!..»

8. «Что нам до восточного берега, о Махмуд! – говорит Самед-Хаджи – Восточный берег – самый дальний от места взрыва, и сотрясение от взрывной волны там будет минимальным! Не хочешь ли ты сказать, что лучше специалистов понимаешь во взрывных работах?»

9. «Да, да, действительно!» – поддерживают имама односельчане. «Почему же ты пугаешь нас бедой, а сам  не хочешь вместе с нами вознести молитву Аллаху об избавлении от этой беды?  Ты слишком гордый и заносчивый, Махмуд, – а гордые редко бывают умными!» – шумит народ; и брату моему Махмуду ничего не остаётся,  как уйти, осыпаемому насмешками…

10. О, Аллах! Да исполнится воля Твоя! Да помогут правоверным их молитвы… да избегнут они беды, предрекаемой «неверным» братом моим!.. Никогда в сердце моём не рождалось доброго чувства к врагам; но как часто во врагах оказываются жалкие глупцы, не достойные моей вражды!..

11. Увы! Слово любой выгоды в сердце неизмышляющих сущности громогласно по сравнению со словом Аллаха – никому не навязывающего истины и дающего свободу принимать или не принимать её! И последствия отказа от истины всем известны:  ибо законы, по которым устроен мир – неизменны!

12. Истинность же слова Аллаха не зависит от того, чьими устами оно произносится – грязного оборванца; неверного, отринувшего религию, или служителя Бога –

13. ведь никто не может указать Аллаху, кого ему избрать своим глашатаем! Если же такие указчики найдутся, то жестоко посрамлены будут они Аллахом!

14. Отчего же брат мой Махмуд не спешит донести свои опасения до тех, кто осуществляет взрывные работы? Неужели он-таки признал  правоту имама и односельчан? Может, и вправду зря пугал он односельчан грозными последствиями?

15. Нет, брат мой не сомневается в себе; но уважаемый Самед-Хаджи, уезжая на место события, распорядился никого не выпускать из селения – во избежание случайных жертв. Поэтому на дороге, ведущей к перевалу, стоит милицейский кордон; поэтому брат мой Махмуд с тревогой ждёт назначенного часа…

16. Отдалённый удар почувствовали жители ровно в полдень; отдалённый гром докатился до скота, пасущегося в долине. Но напуганные животные быстро успокоились и, не доставив неприятностей пастухам, продолжили пастись на тучных травах долины.

17. Однако иная картина – на месте взрыва. Кулак Дьявола разлетелся на мелкие куски, освободив проезд.  Но мощный удар заставил вздрогнуть плотину; дорогу по её гребню перерезали трещины; середина же плотины просела, перекрыв выход воде. О, да – горная речка, вытекавшая из-под плотины, превратилась в жалкий ручеёк…

18. Но не на плотину смотрят взорвавшие скалу; не трещины в её теле вызвали ужас в их сердцах… Как только ударная волна докатилась до восточного берега, крутой склон горы, вначале медленно, а затем стремительно набирая скорость, начал сползать… и вот уже рухнул!.. и огромная масса воды устремилась к плотине!..

19. О, Аллах!.. В справедливости Твоей не усомнится никто; да и как усомниться – когда даже оставшиеся в живых жители селения называют случившееся справедливым!.. Но невыносимо человеку видеть гибель детей; слышать отчаянные крики пытающихся спастись, дикое мычание и блеяние  скота подхваченного беснующимся потоком!.. И как не сойти с ума от бессилия преодолеть тупость и враждебность одних, упования на собственную непогрешимость других и неутолимое корыстолюбие власть предержащих!..

20. О, Самед-Хаджи, – ты, хватаясь за кусты и задыхаясь, бежишь в гору… Тебе некогда оглянуться и увидеть, как многометровая волна ударила по плотине, перекатилась через гребень… и вот уже  удерживавшая озеро в течение сотен лет плотина сметена в одно мгновение – и ревущий поток мчится к селению…

21. В доме Махмуда – быстрые сборы. Вот и хозяин скорым шагом вошёл во двор – он уговаривал Мурад-бека  подняться к своему жилищу, отделённому холмом от селения. Но Мурад-бек не захотел слушать уговоров.

22. «Поднимайтесь на холм!» – кричит Махмуд;  и семья, взяв приготовленный скарб, Бежит к вершине. А из ущелья уже доносится грохот потока, и захваченные врасплох жители выбегают узнать – что за шум?..

23. И вот уже нет ни ухоженных усадеб – гордости хозяев; ни цветущих деревьев и кустов… Тот самый ад, которым изо дня в день Самед-Хаджи грозил всем неверным, воцарился на земле, разрушив и дом Самеда-Хаджи, и его птичник, для которого больше не потребуется привозить через перевал корма и отвозить  рефрижератором продукцию…

24. Одно жилище устояло в селении – дом Махмуда у начала загаженной ложбинки. Поток, ударив в скулу холма, перелился в ложбину… Бешено крутя клочья пены и мусор, вода поднялась к самому дому – но остановилась, не сумев захватить строения…

25. Однако же, что-то, странно знакомое, мелькнуло в водовороте… О, Махмуд!.. но Махмуд уже бежит к дому и длинной жердью  старается подтянуть это «странное» к берегу – и, слава Аллаху, ему это удаётся!..

26. Но почему же брат мой падает на колени и начинает быстро-быстро надавливать на лежащее перед ним тело… ах, да:  «странно знакомое», мелькнувшее в водовороте, теперь в виде родного брата нашего героя бессильно лежит на траве, и Махмуд пытается вернуть его к жизни!

27. Наконец грудь Мурад-бека начала подниматься и опускаться, кашель выгнал остатки воды из дыхательных путей, а затем и рвота избавила желудок от попавшей  в него  жидкости… «Аллах акбар!» – искренне воскликну и я вместе с моим героем!..


28. Но произнесут ли – столь же искренне –  эти слова правоверные, от всего сердца умолявшие Всевышнего избавить их от последствий  их решения? Не упрекнут ли они Господа в невнимании к их просьбам; не обвинят ли его в жестокости по отношению к невинным?

29. Ответ один: да, произнесут. Ибо никакая религия не возлагает вины на божество, но во всех человеческих бедах обвиняет самого человека – что иногда справедливо, а иногда и нет… И главная «статья» этих обвинений – так называемая «изначальная греховность» человека.

30. Вот в чём, оказывается, причина пренебрежительного отношения Бога к просьбам правоверных: в  нацеленности человека на «грех», в его – не сегодня, так завтра – актуализующейся виновности перед Богом,  в презумпции виновности человека!

31. Тогда спросите Меня: зачем и с какой целью всемогущий Аллах создал столь отвратительное существо, с совестью, подчиняющейся любой выгоде – да ещё и поставил «господином над миром»?

32. И Я отвечу: с единственной целью – оправдать существование управляющих человеком, указующих ему «путь истинный» и истолковывающих ему «волю Бога»!

33. Истинно говорю вам: если верите в Бога, не измышленного вашими управляющими, но измышленного вами – уже зачтётся вам!

34. Если же верите в Бога, не измышляя его – более зачтётся: ибо так познаётся Неопределимое!

35. Но ещё не было на земле человека, который собственную веру в Бога не связывал бы с получением Пользы от этой веры! Ибо ваши молитвы полны просьб – а что такое просьба как не надежда получит желаемое!..

36. О, да! Верить в Бога, не надеясь на преимущества перед неверующим; верить в Бога, не ожидая ни от Него, ни от веры в Него никакой «пользы» – вот та вера, которую я называю истинной верой!

37. Ибо на какую пользу от своего неверия рассчитывает отрицающий Бога? Отчего верующий должен ставить себя в заведомо более уязвимое положение человека, нуждающегося в духовном мире лишь из меркантильных соображений, соображений полезности? Ведь даже истязавшие свою плоть фанатики-христиане надеялись иметь от этого пользу – «спасение» в жизни «вечной»!

38. И только взойдя на ступень истинной веры в Бога, брат ваш Мурад-бек откажется от мучительных своей бессмысленностью претензий к Тому, в кого он так страстно верил и кто не откликнулся на его молитвы!..

39. И только тогда он прогонит из своего сердца Самеда-Хаджи,

40. но для этого может не хватить всей его жизни…