Четыре дня в Азербайджане Часть 1

Ершов Максим Александрович
 Часть 1. Город Баку и история Азербайджана

Попал однажды ходжа Насреддин в какой-то город. Когда он ходил по базару, кто-то спросил у него: «Скажите, уважаемый, какой сегодня день?» Ходжа отвечал: «Я пришёл сюда сегодня и не успел ещё изучить здешние дни. Спросите у кого-нибудь, кто здесь живёт давно».

Исчезла из магазинов гречка, не складывались пары в телешоу у Ларисы и Розы, а у меня всю осень не получалось с Туркменией. Азербайджан возник как запасной вариант на ноябрьские выходные, о чём я теперь совсем не жалею. Менеджер агентства, словно опытная сваха, убедил отказаться от задумок, пообещав интересную и насыщенную программу, переориентировал с Ашхабада на Баку.

Я предложил полететь в Баку за компанию одному приятелю, на что он ответил: «Нет. Я на азербайджанцев в Москве насмотрелся». В итоге смотреть на азербайджанцев я отправился с женой Леной, плюс 4 попутчика. Хочу отметить, все остались довольны.

Жизнь современная сложна и не понятна. Когда я сидел в агентстве, то позвонил один человек и спросил, можно ли ему, гражданину РФ, оформиться на тур в Азербайджан, если у него армянская фамилия? Менеджер занервничал, стал объяснять, что виза россиянам не нужна, но попадётся суровый пограничник и под надуманным предлогом не пустит в страну. Забегая вперёд, скажу, что впустить обязаны любого гражданина РФ, но человеку с враждебной фамилией придётся много времени простоять возле пограничников, и, скорее всего, приставят смотрящего из органов.

Ночной вылет из Домодедово. Примерно через два часа показалось облепленное светящимися огоньками побережье Каспия и удивительно чистое ночное небо, без единой тучки. Самолёт пошёл на посадку. За 4 года до этого я был в Карабахе, а туристы посетившие Карабах не имеют право въезда в Азербайджан. Кто-то утверждал, что при въезде в Карабах ставят особый штампик в паспорте и такую отметку ищут азербайджанцы. Смею заверить, штампик в Степанакерте не ставят, да и поменять паспорт я уже успел. Одним словом, в Азербайджан меня впустили.

Загружаемся в микроавтобус и по скоростному шоссе из аэропорта, через светящийся подсветкой Баку, попадаем в отель. Утром просыпаемся, осматриваемся и видим, что море совсем рядом. Утренний воздух наполнен его неповторимым дыханьем. Над водой кружат чайки, то тут, то там падая вниз за добычей. Наш отель находился недалеко от Нагорного парка и, если бы не промзоны, можно было бы сказать о его хорошем расположении.

Завтракаем. Переводим часы на час вперёд. Первая экскурсия только в 13 часов, время ещё есть, отправляемся гулять по району. Баку построен вдоль моря, на поднимающемся вверх побережье. Улицы идут параллельно набережной и перпендикулярно. Дома, пятиэтажки и маленькие частные постройки, обросли телевизионными тарелками, антеннами, проводами и бельём. Спешат на работу люди, мчатся по дорогам машины, открывают лавки торговцы. Развевается на ветру, огромных размеров, и видный со всех точек, трёхцветный государственный флаг. Блестит на солнце шпиль телебашни. Меняем доллары на манаты и возвращаемся в отель.

Нашего гида зовут Латиф, водителя Заур. Ровно в 13ч. они везут нас экскурсию в старый город.

В начале 18 века владевшая территориями Азербайджана Персия находилась в состоянии анархии и разрухи, что открывало путь Турции к берегам Каспия. Подобное никак не могло устраивать Россию, которая сама желала контролировать зону Каспия.

Поводом к началу похода послужило ограбление русских купцов в Персии. Для Персидского похода летом 1722 года Петр 1 собрал большие силы: 5 тыс. матросов, 22 тыс. пехотинцев, 20 тыс. казаков и калмыков. Но самое главное – он составил манифест на многих кавказских языках. Царь двинулся из Астрахани на судах, а конница шла из Царицына. В районе Дербента 15 августа русские нанесли поражение 16-тысячному войску утешимского султана Махмуда, потеряв всего 12 человек.

Горцев, которые поразили Петра своим мужеством, погибло более 600 человек. После этого все остальные князьки выказали покорность. 23 августа 1722г. наиб Дербента Имам-Кули-бек вручил Петру ключи от крепости. Далее начинались осенние шторма на Каспии, осложнявшие доставку оружия и продовольствия. Петр 1 вернулся в столицу, оставив в Дербенте гарнизон полковника Юнкера.

Дальнейшими военными действиями руководил Матюшкин. Одновременно шли переговоры с персидским правительством. Россия предлагала персидскому шаху Тахмапсу помощь в борьбе против Турции и афганцев. За это Петр просил уступить восточное и южное побережье Каспия.

В июле 1723г., после длительного обстрела из пушек с моря, Матюшкин занял Баку. По поручению царя, в честь взятия Баку, в Петербурге был дан салют пушечными залпами. Твёрдая позиция России не позволила Турции, войска которой находились в Закавказье, продолжить наступление на Персию. По русско-турецкому договору 1724г. Закавказье осталось за Османской империей, а Каспийское побережье за Россией.

После смерти Петра 1 Персия пыталась вернуть утраченные земли. Происходили постоянные военные стычки. В Кавказо - Каспийском регионе во второй половине 20х находилось четверть российской армии. Высокая смертность от болезней делала эти земли малопригодными, как для торговли, так и для сельского хозяйства. По данным историка Болтина, управление Прикаспийским краем обошлось России в 40-50тыс. жизней, где 98% приходилось на болезни и эпидемии. В 1732г. к власти в Персии пришёл могущественный Надир-шах. Готовясь к войне с турками, императрица Анна Иоановна вернула персам завоёванные Петром 1 земли.

Поводом к новому походу в Азербайджан в 1795г. послужила персидская агрессия против Грузии, с которой у России был союзный трактат. Давая возможность отличиться своему фавориту, Екатерина 2 направила генерала Зубова, с войском 13тыс. человек в поход. 10 мая 1796г. русские взяли Дербент, а 15 мая без боя вошли в Баку. К концу 1796г. русские контролировали территории до Гянджи. Здесь их застало известие о кончине Екатерины 2.

Вступивший на престол Павел отозвал войска из Закавказья. Но благодаря Персидскому походу 1796г. Грузия была спасена от разрушительного нашествия персов.

Узнав об отходе русских, персидский Ага Мухаммед-шах пришёл с войском в Азербайджан, дабы наказать переметнувшихся вассалов за выказанную покорность России. Подойдя к неприступной Шуше иранский шах начал бить из пушек в одно и то же место стены. Видя создавшуюся угрозу, Ибрагим Халил-хан решил действовать. Из крепости неожиданно выскочили конники, под предводительством самого шушинского хана.

Завязался кровопролитный бой. Уничтожив артиллерию, многие шушинцы погибли. Подоспели основные персидские силы. Ворота крепости закрылись. Ибрагим Халил-хан вынужден был с малочисленным отрядом пробиваться в Дагестан. Захватив хитростью, в отсутствии Ибрагим Халил-хана, Шуши, и устроив там бойню, Мухаммед-шах приказал всем ханам Северного Азербайджана явиться к нему или прислать заложников.

Бакинский Гусейн кули-хан не отправился в Шуши, даже после двух приглашений. Позже Кули-хана привезли силой к «своему государю». После долгих упрёков за «приём» русских, бакинского хана взяли под стражу, семью отослали в Тегеран, а само ханство отдали за преданность на управление дербентскому Шейх Али-хану.

Накопив силы и собрав войска покорившихся ему ханов, Ага Мухаммед-шах готовит поход на Грузию, но неожиданно умирает в Шуше в 1797г. Ага Мухаммед-шах принадлежал к Каджарской (тюрской) династии правителей Персии, с детства был хитёр и скрытен, просчитывал всё на несколько ходов вперёд. В результате политических интриг в юности он был кастрирован, и вся его энергия уходила в политику. (По некоторым данным его убили свои же слуги).

В Иране на шахский престол вступает Баба-хан, племянник умершего Ага Мухаммад-шаха, именуемый на престоле Фатали-шахом. Какое-то время Закавказье получает передышку. Перед лицом новой агрессии персов, когда армия Фатали-шаха была уже на территории Азербайджана, Павел 1 повелевает ввести войска в Закавказье. Узнав об этом, иранская армия немедленно отступает. Шах, зная слабость своей армии перед Россией, начинает реорганизацию, пригласив военных учителей из Франции.

Азербайджан получает на время свободу от двух своих соседей. После ликвидации иранского господства в городах наблюдалось оживление культурной жизни. Свободно создавали свои произведения поэты и художники, развивалась музыка. Открываются школы и медресе на родном языке. Известное «Сказание о Шахрияре», где Шакир Ширвани описывает знаменитое событие, подавление персами восстания в 1743г., написано именно в этот период.

Но в далёком Петербурге, в результате заговора, убит император Павел. «При мне всё будет как при бабушке», - заявил вступивший на престол Александр 1.

Проводником новой политики России в Закавказье стал князь П. Цицианов, происходивший из старинного грузинского рода. В сентябре 1802г. он назначается Главнокомандующим на Кавказе. Царское правительство наделило Цицианова большими полномочиями, рассчитывая с его помощью «умиротворить» Кавказ.

Русские войска в конце 1803г. осадили Гянджу. Осада продолжалась месяц. В ночь со 2 на 3 января 1804г., после решающей атаки крепость пала. Джеват-хан и его сын Гусейн Гули Ага погибли. Гяджинское ханство прекратило своё существование. Иран потребовал вывести войска из Закавказья. Россия отказалась и 10 июня 1804г. произошёл разрыв дипломатических отношений. Многие ханы поспешили присягнуть на верность русскому царю.

В самом начале февраля 1806г. Цицианов был предательски убит возле бакинской крепости двоюродным братом тогдашнего бакинского хана. Голову Циуианова отрезали и преподнесли в подарок иранскому правителю, за что тот щедро вознаградил убийцу Ибрагим бека. Однако 3 0ктября 1806г. Бакинское ханство было подчинено России. Таким образом, в конце 1806г. вся территория Северного Азербайджана была завоёвана Россией, что позже, после войны с Персией, скрепил Гюлистанский мирный договор.

Однажды во время проповеди ходжа Насреддин произнёс: «Правоверные, благодарите Всевышнего, что он не дал верблюдам крыльев. Иначе крыши домов валились бы вам на голову».

Любуемся панорамой Баку со смотровой площадки Нагорного парка, позже Заур высаживает нас у входа в старый город, возле мэрии. Здесь наблюдаем сценку, как пожилой мужчина стучится в дверь мэрии. Его не пускают охранники, он громко ругается. В чём дело, выяснить не удалось, однако мне человек разрешил его сфотографировать. Войдя в старый город, сразу удивил один из памятников. Большой чугунный бюст как бы проросший корнями в землю, а вместо волос на голове, словно мысли, проступают люди. Это поэт Али Ага Вахит, репрессированный в 30ые годы.

Вообще старый город произвёл впечатление. Кривые и узкие улочки давали возможность зимой спасаться от пронизывающего ветра. Почти на всех зданиях балконы и колоннады. Порой кажется, что жилец одного дома может, протянув руку с балкона дотянуться до своего соседа напротив. Раньше по улочкам крепости могли передвигаться только пешеходы и вьючные животные. Люди, посещавшие Баку в 19 веке, отмечали его антисанитарию. Вспоминая Баку, Чехов писал, что «и за миллион не согласился бы там жить». Чайковскому запомнилось «грустное зрелище высохших деревьев и совершенно высохшей травы».

В наше время старый город буквально вылизан, вместо асфальта положена брусчатка, где только есть клочок земли, растут кусты или деревья. Жильё здесь стоит очень дорого. Впрочем, местные жители именно себя считают коренными бакинцами и никуда отсюда уезжать не хотят.

Гид показал нам мавзолей и дворец Ширваншахов, Диванхану, остатки дворцовой бани, восточные ворота, мавзолей дервиша. Описывать всё это я не буду, есть отличные путеводители. Но хочу отметить про собранные из различных мест в мечети старого города священные книги Коран. Они из разных стран. Есть Коран, который остался цел, когда сгорел весь дом, есть поражающие красивыми каллиграфическими строками персидские книги и богато оформленные арабские. И что самое удивительное, к старине можно прикоснуться, книги можно потрогать.

Проходим дом, где снимали «Бриллиантовую руку», попадаем в роскошный дипломатический квартал с коваными решётками балконов, заглядываем в переделанный под ресторан караван-сарай. Торговцы коврами и сувенирами зазывают в свои лавки, но времени нет, Латиф торопит. Далее посещаем известную на весь мир Девичью башню, винтовая душа которой остаётся загадкой. Месяца три назад одна несчастная женщина выбросилась с башни вниз, отчего смотровую площадку закрыли. Сфотографировать город сверху не удалось. (Позже мы вновь приходили к Девичьей башне, про которую создано множество легенд. Мне показалось, что строилось сооружение не одновременно, об этом свидетельствует меняющийся характер кладки).

Через двойные (Дербентские) ворота выходим из старого города. Здесь уютный сквер с фонтаном и памятник Сабиру (1863-1912г.), азербайджанскому поэту, разоблачавшему неравенство классов. А через дорогу памятник Низами Гянждеви на одноимённой площади. Низами Гянджеви (1141-1209г.) жил в Гяндже, писал на фарси, но считается азербайджанским поэтом. Историки утверждают, что именно на этом месте убили Цицианова.

Посещаем музей ковра. Впечатлений особых нет, чтобы любить ковры нужно быть восточным человеком. Кстати, новый музей уже строится на Приморском бульваре. Он по форме напоминает свёрнутый ковёр, такова оригинальная задумка архитекторов.

Каждые полчаса на небольшом кораблике можно прокатиться по Бакинской бухте и осмотреть город с воды. Даже к вечеру на небе ни единого облачка, хотя становится прохладно, постепенно темнеет. Матросы придерживают трап. Мы проходим на кораблик, который спешит в свой последний рейс. Качаясь на каспийских волнах, любуемся панорамой города.

Горький говорил, что Баку напоминает Неаполь. Не знаю, в Неаполе не бывал, но удивляет новая застройка города. В советские времена здания выше 5 этажей почти не возводили. Объяснялось это сейсмической активностью. Последнее землетрясение в 7 баллов произошло в 2000г. Сталинские дома выстояли и квартиры в них теперь дороже всевозможных новостроек, которых в городе много. Для меня Баку, это старый город, это здания советской эпохи и дома дореволюционных нефтяных королей. Новомодные, а где-то даже и наглые, занимающие лучшие места в городах, стекло и бетон оценивать не хочу.

Солнце прячется за горой. Бакинские дома зажигают огоньки. Включили освещение на телебашне, подсвечивают прожекторами огромный национальный флаг. Если власти города уберут порт, в другое место, как они и планируют, то Баку с моря будет более красив.

Каспий отличается от других морей. Каждое море запоминается по своему: Красное яркими рыбками, Чёрное натыканными лежаками, Балтийское переменчивой погодой, а Каспий своей историей. С Нагорного парка в Баку хорошо видны остатки затонувшей крепости, окружённой легендами и сказаниями. Итальянский географ Марино Сануто в 1320г. писал про Каспий, что «море каждый год прибавляет на одну ладонь и уже многие хорошие города уничтожены». Где-то на островах возле Баку останавливался на отдых отряд Степана Разина. Любовались здешним морем Есенин, Дюма, Писемский и другие известные люди.

Седой Каспий! В Азербайджане его называют Хазар. Прошло 1000 лет, как закончило существование государство на севере Каспия под названьем Хазарский каганат, а память о нём живёт. Хочу немного рассказать о хазарах, руссах, и встречах руссов с жителями Баку.

Столица Хазарии Итиль располагалась в дельте Волги. Караванщики проходили через Итиль, платили за это деньги, перекладывая расходы на покупателей. Один путь был из Багдада, миновав Баку и Дербент, купцы попадали в Хазарию, оттуда в Булгар и Великую Пермь. Второй шёл через Мерв, Бухару и Хорезм, по Восточному берегу Каспия, но здесь свирепствовали дикие кочевые племена, часто нападавшие на караваны.

Маленькое государство Хазарский каганат выстояло почти в 150летней войне с Арабским халифатом. Хазары бились как на своей территории, так и вторгаясь южнее Дербента, во владения халифата. Переориентировала Хазарию с завоевательных походов на торговое посредничество еврейская община, к середине 8 века полностью захватившая власть в стране.

Уровень моря в те годы был на 8-9 метров ниже современного. Но климат постепенно становился более влажным. Лес наступал на степь. Большее количество воды несли реки в Каспий, заливая поля и пастбища. Еврейская торговая община легко переселялась на бугры, а для простых хазар это становилось проблемой, так как сокращалось жизненное пространство. Еврейским купцам рахдонитам (знающим дороги) отпал смысл содержать слабеющую хазарскую армию.

Войско нанималось. Платя воинам большое жалование, хазарское правительство оговаривало одно условие: войскам запрещалось терпеть поражение. Невыполнение боевого задания каралось смертью. Исключение делалось для самого полководца и его заместителя, которые были не наёмники, а иудеи. Правда у них, в случае поражения, отбиралось имущество: дом, жена и дети.

Вскоре заскользили по расширившейся Волге в Каспийское море ладьи руссов. Вначале это были купцы-разведчики, за ними появились боевые дружины. В 909г., примеряясь к новым землям, руссы разгромили остров Абаксун. На следующий год напали на Мазендарам, потерпели поражение и ушли. В 913г. огромный флот руссов, в 500 кораблей, с разрешения хазарского царя Вениамина, вошёл в Каспий и подверг грабежу побережье Гиляна.

Следует отметить, что Прикаспий в то время захватил Исмаил Самани, союзник Хазарии. А южное побережье осваивали шииты, враги Хазарии, перекрывшие рахдонитам удобные пути в Багдад. Хазары и Саманиды не имели флота, и можно предположить, что руссов пригласил царь Вениамин для расправы с разбойниками-горцами. Руссы сразились с гилянцами и дейлемитами, но без особых успехов. Решив не возвращаться пустыми, напали на Ширван и Баку, где сидели Саджиды, правители-суниты, друзья хазар.

Набрав много добычи, руссы вернулись в Итиль, послали Вениамину условленную долю и остановились на отдых. Тогда восстала мусульманская гвардия хазарского царя, потребовав от него отомстить за кровь единоверцев. Царь разрешил, и в трёхдневной битве уставшие руссы потерпели поражение. Остатки их бежали на север, где были добиты булгарами.

Второй отряд руссов прошёл уже свободно по расширившейся Волге, через сердце Хазарии в 943-944г., подвергнув ужасному грабежу территории Аррана (современного Азербайджана). Русы взяли город Берда на берегу Куры. Однако был убит их предводитель (некоторые историки считают, что это и был Вещий Олег), вспыхнула эпидемия дизентерии и разбойники решили ретироваться.

В 964г. Святослав освободил от дани хазар вятичей и в 965г. приплыл по Волге к столице Хазарии и полностью разгромил её. Этот год и считается концом грозного государства на севере Каспия. В 985г. князь Владимир совершил новый поход на Хазарию, наложив на неё дань. В 986г. в русской летописи сообщается о посольстве хазарских иудеев к Владимиру с предложением принять свою веру. Хазары Поволжья были окончательно сметены в середине 11 века нашествием половцев, а хазарские евреи перебрались на Кавказ и в Крым.