Про печку, добро и Божью милость

Ольга Пыжова-Проза
Здравствуйте мои воспоминания о детстве, о добре, которое сейчас не сыскать, о милой, простой и дорогой любому сердцу  мудрости быта, сдобренной душевным теплом, в которое оно окуналось и грелось, и помнило, помнит и будет  помнить всегда.

   Моя бабушка Анна часто приезжала к нам в гости из деревни, и, глядя на нашу
« печь-горожанку»,  вспоминала про ту же печь, которая описана  у Ольги.

Мы жили на окраине маленького городка,  и свой просторный дом отапливали печкой.
Для этого еще с лета заготавливали дрова и уголь, т.е. покупали его со склада в городе.
Всем этим хлопотным делом занимался отец,  и, сам ее растапливая, всегда был отчаянно доволен.

   Но чаще всего иметь с ней дело приходилось нам детям, т.к. родители рано утром уходили на работу и шумный процесс топки оставался не легкой, но почетной, детской прерогативой.

   Мы с братом делили работу по имеющимся способностям: брат одевался,  шел через двор к сараю, где рубил дрова и колол уголь на мелкие куски, а я совком выгребала вчерашнюю прогоревшую дотла золу и правильно укладывала принесенные братом дрова.

   Затем поджигала фитиль из газеты и подносила его к мелким щепочкам, желательно  из березы, пахнущей древесной смолой, которая  ярко горя, охватывала пламенем,  сверху лежащие дрова и, весело треща, они нетерпеливо ждали подкрепления углем.

   Этот процесс в моей детской десятилетней душе вызывал ликование. Вид огня завораживал своей веселой пляской, а печная тяга издавала свои  нетерпеливые звуки, как бы говоря: я живу-у,  отдавая вам свое тепло, я горю-ю-ю, наполняя вас эне-е-ергией,  и я пою-ю-ю, вселяя в вас жи-и-изнь!   Не забудьте вовремя подбросить мне  в очаг топлива-а-а….!!!!
   Это действительно слышалось! Особенный звук «ю-ю-ю»   всегда залихватски сопровождал горение дров.
   А затем надо было не упустить момент подсыпания угля, который наступал при максимальном горении дров,  не допуская их прогорания.  Если полыхающее пламя начинало укрощать свой нрав, тогда энергии огня не хватало для возгорания угля.  И  я зорко следила за этим этапом, стараясь не пропустить его важность.

   Детские ручки  сначала сдвигали вьюшки кочергой и бросали в топку, полную красных  мечущихся огней первые куски угля, которые принимая роль жертвы сначала протестуя шипели, но затем, зараженные весельем огня краснели и, издавая уже степенные звуки постоянства,  самодовольно затихали.. И только порывы ветра, увеличивая тягу, заставляли их вздохами обращать на себя внимание обитателей дома.

   Дом наполнялся теплом, а я гордостью оттого, что  такая маленькая девочка  смогла направить грозный и всепожирающий процесс в нужное и важное  для  семьи и жизни русло!

   Мы уходили в школу, а когда возвращались, дома были родители, успевающие подхватить и продолжить таинство покоренной природы.

   На плите нас ждала  вкусная еда или в духовке пеклась картошка или даже пироги!     Терпко пахло заваренным чаем…
Как хорошо быть дома в тепле и уюте!!
Господи! Как хорошо, когда  так мало надо…