Всего лишь сутки

Горбунов Андрей
(хроника одного дня из жизни начальника следственного отделения военной контрразведки)



08.45
     Прохожу мимо скучающего дежурного. Показываю удостоверение в развернутом виде, и к себе - на девятый этаж. Отработанным движением растопыренных пальцев нажимаю кнопки шифрозамка. Привычный запах ставшего родным кабинета. Теперь чай. Без него я не человек. Этот ритуал превратился в годами выработанный рефлекс.
     И где этот лейтенант шарахается? Опять, наверное, полночи «пульку» расписывал.

09.26
   Пришел лейтенант. Лицо у Ромки помятое. Значит, мои предположения подтверждаются. Ладно, сейчас прочистим ему мозги.

09.48

     Первый «посетитель». Опер одного из отделов принес материалы на юридическую оценку. Ромка, насупившись и матеря про себя вчерашние легкомыслие, пытается разобраться в них. Ладно, надо свои дела делать.

12.10

     Оторвавшись от бумаг, пытаюсь сфокусировать зрение на каком-либо предмете. Что-то глаза быстро уставать стали. Старею, наверное. Хотя вроде по самочувствию еще ничего – бодрячок. Или это мне только кажется? В продолжение мысли поднимаю лейтенанта с насиженного места. Пора в спортзал. Размяться, сменить вид деятельности.

13.45

     Лениво ковыряя спичкой в зубах, поднимаемся в кабинет. Легкая тренировка, потом плотный обед, и работать уже не хочется. А надо. Еще часа  три, и выходные дни примут нас в свои объятья. 

16.52

     Звонок телефона, и бесстрастный голос дежурного напоминает о том, что расслабляться не стоит. Захватив рабочий блокнот, спешу к начальнику Управления. Такие вызовы в пятницу, да еще и после обеда - предвестники испорченных выходных.


16.54
   
 Все в точку. В батальоне спецназа внутренних войск обнаружена крупная недостача оружия. Опергруппа должна выехать на место немедленно. Задача поставлена простая и ясная: разобраться в происшедшем, определиться с подследственностью, ну а дальше по ситуации. Объект не наш, и погоды, по большому счету, он нам не делает. Но, как сказал начальник – престиж конторы. Расшибись, но сделай!

17.20

     Запрягаем нашу вечнозеленую «таблетку» и с испорченным настроением выдвигаемся на место происшествия.

17.47

     Небольшая заминка на КПП, и мы подъезжаем к штабу батальона. Я здесь первый раз.  С любопытством оглядываюсь по сторонам. Бойцы ходят по плацу в основном рослые и крепкие. Многие в краповых беретах. Серьезные ребята. К ним и подход нужен особый. Большинство с боевым опытом, и чужака просто так в свой круг не пустят. Да, работа, похоже, осложняется.
     Проходим в кабинет командира. Там уже сидят остальные члены оперативно-следственной группы. Начальник отдела по борьбе с бандитизмом и терроризмом, которого все уважительно зовут Витальевичем, встречает меня кивком из дальнего угла кабинета. Правильно, руки пожать потом успеем, сейчас главное - работа. Командир ВэВэшников продолжил свой доклад. Что-то мы с Ромкой упустили, но потом детали уточним. Сейчас требуется уяснить главное и приступить к работе.
    
18.15

     Выйдя на улицу, закурили. Витальевич среднего роста, крепко сбитый. Взгляд с прищуром. Лицо окаймляет аккуратно подстриженная бородка. Внешне он больше похож на доброго семейного доктора, чем на полковника ФСБ. Но в своем деле профи, каких еще поискать надо. Кратко он изложил суть происшедшего. Пропажа 47 стволов, из них 11 специальных, а это уже не рядовое происшествие. Холку будут мылить по полной программе. К тому же Москва  проснулась, и «ценные» указания будут сыпаться, похоже, как из рога изобилия.


18.24

     Склад вооружения это бывшее овощехранилище. Запах гнилой картошки, похоже, никогда в нем не выветрится.  Вход – металлические ворота, с небольшой дверью сбоку. Сигнализация проходит по всему ее периметру. Два узких окна. Скорее даже, это не окна, а вентиляционные отверстия. Стекол нет, вертикальные решетки из толстых, в палец толщиной, прутьев. Оружие на складе упаковано в штатные ящики. Между ними узкие проходы. Пропажу обнаружил прапорщик, начальник склада. Он обратил внимание на сорванную пломбу одного из ящиков и стал проверять остальные. В итоге пропали: 32 автомата АК-74, 11 ВСС «Винтрез» - бесшумных снайперских винтовок и 4 «Стечкина». Да, улов неплохой. А главное, желанный для всех категорий бандитов. Особенно «Винторезы». Оружие для городских разборок - незаменимое.

18.35

     Начинаем осмотр места происшествия. Сажаю лейтенанта за протокол, а сам с операми изучаю склад и подходы к нему. Следы нужны. Крайняя проверка была полторы недели назад. Все было на своих местах. Значит, в течении этой недели кто-то проник на склад и вынес оружие. Пожалуй, это было не разовое проникновение. Столько стволов за один раз не вынесешь. Тем более их ведь прятать где-то надо.  Хотя, если кражу совершил сам начальник склада, то мог это сделать вполне незаметно и без суеты. Так, одна версия уже есть. Витальевич послал кого-то из своих ребят на ее проверку. Пусть с людьми поговорят , разузнают, что и как.
     Опера бы сюда штатного, но его нет – в отпуске с выездом. Я думаю, он нам бы многое прояснил, а так от командования только палки в колеса. Своих будут прикрывать до последнего.
     Витальевич уже несколько минут стоит у одного из окон. Попросил из криминалистического чемодана линейку. Я сразу понял ход его мысли. Решетки хоть и толстые, но расстояние между ними, похоже, вполне позволяет залезть внутрь небольшому человеку. Ребенку, например.  Промерили – так и есть. Пролезет. Выхожу на улицу и с внешней стороны начитаю тщательно изучать это окно.  Рама покрашена известью, как на большинстве подобных сооружений. Так вот эта известь в некоторых местах почти стерта. Значит, лезли через окно.
     Опер Володя, борцовского вида парень с внешностью бандита и улыбкой ребенка, осматривал окно вместе со мной и понял все без слов. Мотнув головой, побежал в штаб опрашивать командование. Может, кто детей видел в расположении части, или просто посторонних?

19.22

     Осмотр заканчивается. Прибыли представители военной прокуратуры. Эти сейчас начнут пытаться повесить все на нас. Как пить дать. Стиль работы у них такой. Свалить все на других. Да ладно, у каждого свои задачи. Мне на них внимания обращать пока не стоит. Тем более Вовка, похоже, что-то там раскопал.
     Оставив Ромку дописывать протокол, иду в штаб.


19.42

     Витальевич нервно крутит сигарету в руках. Зная его манеру курить, вижу - первый результат есть.
   - Смотри, Алексеевич! Ящики вскрывали не все подряд, а только те, которые надо было. Знали, где и что лежит. Значит,  возможно, это свои. Логично?
   - Логично!
   - Но взрослому там не пролезть, ты сам видел. Согласен?
   - Согласен!
   - Теперь смотри!
     Он выкладывает на стол фотографию. На ней несколько солдат части стоят с автоматами наперевес. Вторым слева стоит маленького роста, худенький боец. Он явно не вписывается в общий строй крепких спецназовцев.
   - Кто это? Сын полка?
   - Нет, солдат-срочник. Кинолог по должности. Но в отсутствии собак - писарь в канцелярии.
   - Где сейчас?
   - В наряде, дневальным по роте.
     Володя смотрит на Витальевича выжидающе.
   - Давай, веди его сюда. Пора познакомиться. – И уже мне, когда опер вышел:
 - Как ты думаешь, его работа или ложный след.?
   - Не знаю пока. Но отработать надо. Кстати, надо осмотреть  одежду. Может, где остались следы известки.
   - Дело говоришь. Давай, мы пока сами. Ты бумаги пиши, какие там надо, а потом подключишься.

20.21

     Соблюдение процессуальных формальностей - дело нудное, но необходимое. Пользуясь старшинством, сажаю на это занятие Ромку. Он кривится, но деваться некуда. Должностью не вышел спорить. Хотя споры по существу вопроса у нас даже очень приветствуются.

21.49

     Вовка вваливается в выделенный следователям кабинет. Хватает бутылку с минералкой и  с жадностью выпивает все без остатка. Похоже, они там что-то наработали.
     Захожу в кабинет командира. Маленький, с тоненькой шеей солдатик, со спины выглядит забитым и напуганным. Подойдя к столу, смотрю в его глаза.  А он, похоже, не так-то прост. Взгляд уверенный. Не бегает, а осмысленно-задумчиво переходит с одного из допрашивающих на другого. Сейчас он смотрит на меня. В упор. Не мигая.
   - Ну, что, признался?
   - Признаться-то признался, а детали не говорит. Куда дел оружие – тоже молчок. Валит на забитость и годковщину. Мол, заставили бедного, только вот кто, не рассказывает.
     Смотрю на бойца еще и еще. Нет, на жертву он не похож, но и то, что действовал в одиночку, тоже из области фантастики. Послушав беседу с ним еще минут пять, понял, что теряем время.

 
21.58

     Солдата увели в комнату без окон, чтобы не мог ни с кем общаться. А мы начали думать, что делать дальше.
     Витальевич предложил продолжить опрос солдат части, выявить друзей и знакомых задержанного, а потом свести их вместе и посмотреть реакцию.  Идея хорошая. Исполнение за неугомонным Вовкой.
    
22.47

     Есть зацепка. Наш «малыш» пытался договориться с одним из приведенных к нему солдат его роты. Теперь новенького в кабинет, и допрашивать быстро, с напором, не давая времени на раздумья.

23.33

     Ну вот. Детали в сторону, и общая картина преступления уже становиться предельно ясной. «Малой» проигрался на игровых автоматах. Какие-то ребята, вроде бы по внешнему виду «кавказцы», дали ему денег взаймы, ну а рассчитываться предложили оружием. Классический подход бандитов. Не первый раз встречается.
     Ладно, с этим все ясно. Теперь главное быстро вернуть стволы. Володя с Витальевичем срываются в город. Теперь настал черед их оперативной работе с местным криминалитетом. Наш же с Ромкой удел строчить бумаги, документируя полученную операми информацию.
    

00.48

     Кофе уже льется из ушей. Запах табака вызывает тошноту.
     Прокурорские давно дома, пятый сон видят, а мы все работаем.

02.55

     Отпустили солдат спать. Определили их пока под охрану командования. Пусть  голова поболит немного и у крутых парней.
     Поймал себя на мысли, что Ромке-то, наверное, тяжело после вчерашнего. Ну да не помрет. Я в его годы и по три ночи не спал.

04.21

     Приехал Володя, привез несколько автоматов. Значит, процесс пошел. Пока мы его кофе отпаивали, он успел рассказать, что оружие забирали «залетные». Местным «браткам» такой конфликт не нужен, ведь изначально было ясно, что пропажа будет быстро обнаружена, и искать будут серьезно. С другой стороны,  большое количество стволов для одной группировки явно   многовато.  В общем, пока суть да дело, «местные» привезли откуда-то несколько стволов и попросили наших оформить все, как найденное. Сверили номера. Точно, все из числа похищенных.  Получив от нас это подтверждение, Вовка уехал.


05.00

     Попробуем поспать. Организм требует сна, а мозг продолжает работать. В таком дремотном состоянии разлеглись в кабинете комбата.

07.10

     Приехал Витальевич и рассказал, куда предположительно могли уйти стволы. По всем данным -  работали армяне. Заезжие из Чистоводска. Туда дороги часа 3-4. Городишко маленький, думаю, быстро найдем кого надо. Тем более,  приметы некоторых из них ребята сумели достать. Машины, на которых вывозили оружие, тоже уже известны. Не думаю, что там армян тысячами.
     Ромку отправил оформлять бумаги на возбуждение дела, а сам с операми.

11.15

     Въезд в Чистоводск. Субботние улицы пусты. На первом же перекрестке встали под светофор. Мысли только о предстоящем розыске. Чувства обострены до предела.  Витальевич вдруг, как сеттер, делает стойку. Хвостом только не дрожит. Мы замираем следом.
   - Ванька, давай на разворот вот за той красной машиной, селезенкой чую, это они.
     Мы срываемся с места, инерцией на повороте вжимаясь в левый бок кабины.
     Водитель оперативной машины Иван быстро нагоняет преследуемых и, подрезая, заставляет прижаться к обочине.
     Достав оружие, выпрыгиваем из машины и встаем каждый со своей стороны. Приём, отработанный до мелочей. Главное, не дать сидящим опомниться.
     - Все из машины! Работает ФСБ! Руки на капот!
     Из кабины автомобиля кого-то выволокли, кто-то сам выскочил, поняв серьезность наших намерений.
     - Алексеевич, осмотри машину.
     В первую очередь руки под сиденье. У пассажира чисто, а вот у водителя…  Так и есть – Стечкин. Стараясь не спугнуть удачу, сличаю номера. Наш!
     Говорить сейчас не стоит, и я утвердительно киваю головой выжидающему Витальевичу.
     Он вскрывает багажник. Там, под грудой тряпья, лежат еще два пистолета и несколько автоматов. Быстрая проверка, и опять в точку.

11.19

     Похоже, поиски закончились. Теперь мы их быстро дожмем. Вызвали в подмогу местную милицию. Доверять им полностью не стоит. Но для охраны и транспортировки подойдут.
     Пишу протокол. Теперь, за неимением поблизости Романа, приходится возиться самому.
     Улыбающийся Витальевич пытается рассказать, каким чувством он их определил, но его никто не слушает. Эмоции потом. Ясно, что это чутье, выработанное годами, и так просто его не объяснишь.




12.12

     Ну, вот и все. Ребята поехали на квартиру к бандитам за остальным оружием, а я, закончив писать протокол, пытаюсь бороться со сном.

17.21

     Мы опять в Управлении. Оружие лежит в камере вещественных доказательств. Материалы в понедельник передадим военной прокуратуре, по подследственности. Теперь это их заботы. Но не думаю, что они будут против. Остались ведь одни бумажные формальности. Все участники преступления схвачены, и как только дело будет передано в суд, можно рассчитывать на поощрения. Как все у них просто и легко. Красиво живут.
      Ну а для нас на сегодня главное поощрение - это возможность догулять выходные. Лишь бы еще чего такого не случилось.