О поэте Марине Снегиревой

Виктория Воронцова
Осенью в Петербурге дышится как-то по-особенному и литературные вечера в домах искусств и в старых коммунальных квартирах  привносят в жизнь  новую поэзию.
Как будто какой-то революционный дух витает в воздухе, волнующий, вздорный, - неуловимый протест против сумрачной осени.  И флера романтики уже недостаточно, чтобы пронестись над по-петербургски слякотным ноябрем, и не раздражаться на утренний звон будильника, и не замечать холодного ветра на мостах.
Осенью поэзии хочется настоящей, такой, чтобы сердце наизнанку, чтобы  все жилы звонкими струнами звенели.

Век у нас нынче такой, не золотой, не серебряный, постмодернистский век, в котором злая ирония и материальная неудовлетворенность -  и есть Пигмалионы современной поэзии.
Век нынешний испытывает слабость к футуристам и всё вокруг пытается назвать по имени. И новые футуристы возвращаются, поднимают над головой флаг креатива, наследие прогрессивного запада и пишут новые стихи. Ироничные. Злые. О неудовлетворенности государственным строем, о нелюбви, о нетерпимости, о сексуальной революции, о недостатках системы. Словом, хорошие стихи пишут новые футуристы.
Мы слушаем новых  молодых поэтов, читаем их произведения в интернете или в книгах, пахнущих свежей типографской краской. Потом просыпаемся утром. И испытываем странное чувство, напоминающее чувство голода или жажды.
И где спрятана причина – в осени  или потребности сердца, трудно сказать наверняка. Это чувство легко сравнимо с вдохновением, осеняющим сочинителей больших и малых форм.
От вопросов о современной поэзии уже не получится отмахнуться как от назойливых мошек. Эти вопросы  всплывают каждый день в  «междустрочье»  прогнозов погоды и курсов валют, в круговороте суетных будней, в сладких ароматах кофеен на Невском проспекте, в стремительном движении подземки, в асфальтах, омываемых дождями и поливальщиками. Вопросы эти - в миллионах усталых глаз, в которых русская душа продолжает оставаться настоящей в безумном беге современности.
Об этом в каждой строке и между строк  - в стихах современного русского поэта Марины Снегиревой, творчество которой стало одним из тех удивительных открытий, которые случаются в жизни так редко.
Поэт пишет о настоящем, остро,  эмоционально,  с невероятной прямотой в каждой строке.

 Юлою пляшет колесо.
За кругом – круг.
И вьётся нить.
И мне её не разрубить.
Лишь с круга бы не унесло.

Трибуны, как провалы глаз.
Им кровь нужна,
Как нужен хлеб.
И мясо вырванных побед
Бросает их сердца в экстаз.


Несмотря на тонкий налет стряхиваемой у российского порога с подола Европы и Запада звездной пыли,  в России, слава Богу, до сих пор еще модно  «говорить сердцем». В русской поэзии это традиция, от пушкинского благословения «глаголом жечь сердца людей»  до есенинского «сердцем никогда не лгу». Эта традиция находит продолжение в стихах Марины Снегиревой.
   
Другие придут.  На века и мгновенья.
За них не сумеет никто долюбить.
Отринув потери, тревоги, сомненья,
Другие придут и попробуют БЫТЬ!

                ***

Все – на последнем вираже.
Над головою – колесо.
Тебе сегодня повезло. ЕЩЁ.
Не значит, что УЖЕ.



В поэзии современного автора словно оживает Серебряный Век и читатель с удивлением обнаруживает «в развороченном бурей быте» то, чего ему так  не хватало - порыв, всплеск, словом, то, что к постмодернистскому потоку молодых талантов не имеет никакого отношения. Читатель находит в произведениях Снегиревой то, что невозможно назвать по имени. И это чувство или мгновение, по-тургеневски тонкие, те самые, «на которые можно только указать и пройти мимо».

Как задышала бурно
Ночь в белом бальном платье –
Её фонари Петербурга
Пленили гвардейской статью.
И мосты развели крылато
Для неё кружевные ветви.
А рождённые в час заката,
Полюбили детей рассвета.


Творчество Марины Снегиревой сложно соотнести со временем, в котором так трудно угнаться за «скоростной»   мыслью того, что в наши дни называют креативом, или креативным мышлением, или, на худой конец,  постмодернизмом. На самом деле, не столь важно, как это все называется. Скажем проще, с общей  тенденцией в современной литературе поэзия автора не соотносится.
Мир переменчив, он идет вперед, развивается, открывая дорогу новой молодой мысли, экспериментам и новым жанрам, которые в современной русской литературе  делают совсем уж невероятные кульбиты. 
Многое проскользнет и исчезнет. В то время как на книжной полке, рядом с сочинениями Анны Ахматовой и Марины Цветаевой,  уставший от праздной суеты читатель всегда сможет найти томик стихов поэта Марины Снегиревой.

декабрь, 2010 г.