Одна поездка предпринимателя

Сергей Лушников
Бывает быль похожая на сказку, а бывает, что и сказка смахивает на быль.
Недавно я подсчитал, что количество авиарейсов, сделанных мною за предшествующие годы, перевалило за тысячу. Представить трудно расстояние в 400000 километров. А сколько километров пройдено на машинах? Думаю, что не меньше этого. Вспоминаются сразу несколько поездок.
Одна из них, в Балхаш из Томска на Волге 21029. Расстояние в 1700 километров преодолели за 22 часа. Хотели ночевать в Караганде, но передали штормовое предупреждение на утро, поэтому пришлось выезжать после короткого отдыха. Успели проскочить, а назавтра трассу накрыла снежная лавина, замерзли десятки людей. Но нам повезло, мы уже были в Балхаше. Дела сделали быстро, а  трасса была еще вся засыпана снегом, и возможности выехать не было, а выбираться надо было.
Был еще один путь, через трассу Алматы – Семипалатинск, но там обстановка была не лучше.
Немного покрутившись по городу, нашел вертолетчиков, часть которых стояла рядом с городом. Командир встретил меня с пониманием, но предложил принести ящик водки. Вскоре ящик был доставлен на место назначения вместе с шикарной закуской.
Пили мы долго и весело. Только к позднему вечеру решили загнать Волгу в военный вертолет. И здесь меня ждало фиаско –  машина не вошла по ширине в вертолет. Наутро допив с горя остатки водки,  с довольно тяжелой головой, принялся шевелить замороженными мозгами, что давалось с некоторым трудом. Логика подсказала, что оставался один путь – железная дорога.
На станции встретили меня довольно прохладно, но чиновник в России и Казахстане отличается подходом. Если в России,  представитель власти может взять и ничего не сделать или относиться к вам, как к быдлу, то в Казахстане вам открывается широкая дорога.
 Нам дорогу открыла даже не взятка, а некоторые угощения с выпивкой.
Волга, была, кто не знает, достаточно широкая машина. Кое-как нашли для нее нужный вагон, двери которого открывались сбоку. Заехали с трудом с платформы, подложив какие доски. На улице было достаточно прохладно для марта, около минус 20 градусов. Расстояние по трассе от Караганды до Балхаша составляло около 500 километров, поэтому мы решили, что по железной дороге мы через десять часов будем в шахтерской столице Казахстана.
Взяв с собой местную горилку, включили машину и немного отметили отправление. Однако, через минут двадцать угарный газ, накопившийся в вагоне заставил выключить двигатель. Стали иногда включать, а потом проветривать, открывая дверь вагона.
Несколько часов  пролетели незаметно с горилкой, коя грела душу, тем более, что мы выехали домой.
Наступала ночь и мы решили вздремнуть. Проснулся я неожиданно, меня будила моя мама, легонько теребя волосы на голове. Вставай  - говорила она – пора идти в школу. Будем пить чай.
Вставать не хотелось, сладкая истома разливалась по телу, но я все же не хотел обижать маму и открыл глаза. Сон улетучился, но глаза закрылись снова. Внезапно мой нюх учуял что-то неладное – угарный запах и шум работающего мотора. Попытался встать, но тело не слушалось, пребывая в странном оцеплении. Каким-то усилием воли,  снова открыл глаза и потянулся к ручке задней двери. Наконец дверь щелкнула, и я вывалился на пол. Подполз к двери, и стал сдвигать ее в сторону, но она не поддавалась – руки ослабели, стали ватные. Я сел на корточки и плечом отодвинул со второй попытки дверь. Холодный воздух ворвался вагон. Вытянувшись на полу, высунул голову из вагона, пытаюсь надышаться свежим спасительным ветром. Голову убрал, когда почувствовал, что уши замерзли, почти одеревенели.
 К телу возвращались силы, хотя внутри мутило. Меня стало рвать. Наконец, и с этим делом было покончено.
 Шатаясь, вернулся к машине, где Сашка, мой водитель, спал на баранке автомобиля. Повернув ключ, выключил двигатель.
 - Сашка, вставай - затряс я водителя.
Но его голова только качалась из стороны в стороны. Вытащив его из машины, протащил по вагону и высунул его голову из вагона. Продержав минут десять, я стал его лупить по щекам. Но все было бесполезно. Меня даже стал охватывать какой-то ужас. Я кричал, умолял его встать, но он спал, словно убитый. Наконец догадался пощупать пульс, он едва шевелился –  на душе стало полегче.
Вдруг вспомнил про аптечку, достал оттуда нашатырный спирт, пропитал им вату и поднес ее к носу Сашки. На третий раз он открыл глаза. Ему было совсем плохо. Он то открывал, то закрывал глаза, а я то и дело вытаскивал его голову на улицу, пока не увидел, что одно ухо увеличилось в размерах. Поняв, что ухо отморожено я затащил его обратно в вагон. Его начало полоскать, а минут через двадцать мои пальцы начали обмерзать от холода. Нас трясло, но включать машину нам не хотелось. Наконец Сашка поднялся. Мы сели в машину, оставив двери вагона открытыми.
 - Может, заведем двигатель, иначе замерзнем -  предложил я.
 - Бензина осталось мало – вздохнул водитель – вчера ты уснул, а я, идиот, решил погреть немного и уснул сам.
 - Ладно, будет, – живы, и ладно. Думаю, скоро будет Караганда, уже десять часов проехали.
Однако нам предстояло ехать еще почти сутки, потому что железная дорога делает приличный круг, да и поезд наш никуда не спешил.
Что мы только не делали. Прыгали, играли в футбол бутылкой, грели ноги, раздеваясь, пили горилку, иногда, редко включали мотор.
Когда мы уже не ждали Караганды, она появилась. Наш товарняк встал на окраине, перед диспетчерской будкой. Поезд стоял уже минут сорок и я решил сбегать узнать к диспетчеру. Пожилой казах вытаращил глаза, когда узнал, что у него в середине состава вагон с машиной и людьми.
Положение спасла кучка тенге. Поезд расцепили, наш вагон взял на абордаж тепловоз и потащил весело по рельсам. Мы радовались. Наконец вагон встал. Выскочили из него. Напротив нас красовался вокзал станции Караганда, а к нам бежали двое железнодорожников, что-то крича и размахивая.
 - Вы - откуда взялись здесь – кричал дежурный по вокзалу. Через пятнадцать минут на первый путь прибывает пассажирский поезд.
 - Нас привезли – тупо твердил я – не знаю, кто. Давайте нас к платформе, чтобы мы машину могли вывезти.
Крики и ругань закончились быстро,  тенге делали свое дело. Скоро мы снова ехали в своем вагоне. Нас действительно подвезли к платформе, на которую можно было выбраться, но не было досок.
Полчаса поисков и мы выехали из вагона. Теперь нам предстояло очистить от снега метров сто дороги, занесенной метелью.
Но, это были мелочи, мы были на земле. Несколько часов работы и мы, голодные, обмороженные, заезжаем в кафе. Кушаем лагман, позы и жизнь кажется прекрасной и удивительной.
Сейчас вспоминая эту поездку, мне кажется, что это мои фантазии, застрявшие случайно в моей голове.
Хотя после такого путешествия несколько лет мы работали с медеплавильным комбинатом в Балхаше, поставляя прокат меди нашим потребителям.
А водитель мой получил четырёхкомнатную квартиру. Волгу мы сменили на японскую машину, оформив на него. А когда у меня умерла мама, то во время похорон Сашка исчез вместе с машиной. Больше я его не видел...