Миротворец Каримов Моя хата с краю!

Алишер Таксанов
Прочитал выступление Ислама Каримова в Москве, на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, состоявшемся 10 декабря 2010 (см. http://uza.uz/ru/politics/12958), и еще раз убедился, насколько плохо подготовился он к данному мероприятию и как примитивно пояснял свою довольно шаткую и аморфную позицию. В реальности - это плохо скрываемое раздражение, страх и не желание нести ответственность за ситуацию в регионе, в котором он когда-то страстно хотел быть лидером. Это также просто опасение, что кто-то из-за бугра замышляет планы скинуть его, мудрого и прозорливого, с трона, где восседает он более 20 лет. Да, паранойя у Каримова зашла далеко, что и врачам уже делать нечего, и любые акты ему кажутся угрозой личной безопасности. И на фоне этого трагедии других людей ему кажутся мелочью, пустяком, не стоящим особого внимания...
Я не стану давать оценке весь текст, а только кратко пройдусь по его основным положениям и выскажу свою точку зрения, особенно то, что вызвало у меня недоумение и непонимание.

Итак, узбекский президент утверждает:
«Вместе с тем хотел бы еще раз подчеркнуть твердое
убеждение и позицию Узбекистана, что назначение ОДКБ – это,
прежде всего, защита стран-членов Организации от внешней
угрозы, а не участие в разрешении противостояний и различных
разборок между государствами ОДКБ и на пространстве СНГ».

Коллективная безопасность предусматривает защиту не только от внешнего врага, но и поддержку внутренней стабильности через миротворческие операции. Это также проведение разделительной полосы между противоборствующими странами. Если, к примеру, начнется война между Узбекистаном и Казахстаном, то кто остановит ее – НАТО? Не будьте такими наивными, если полагаете такое. А если разразится конфликт между Россией и НАТО, то я даю стопроцентную гарантию, что Ташкент не примет участия в войне на стороне бывшего «старшего брата» - и тут не следует строить иллюзий. В этом аспекте позиция Ислама Абдуганиевича проста и ясна как солнечный день: моя хата с краю – ничего не знаю...
Современная ситуация такова, что основной враг на постсоветском пространстве – это терроризм и бандформирования, межнациональные конфликты и сепаратизм, и именно против них следует раскручивать маховик ОДКБ. Пока серьезных (глобальных) источников извне не существует (мировые лидеры сдерживают друг друга ядерным арсеналом), а «мелочь» (локальные конфликты) не позволяет расслабляться. Что касается афганской угрозы, то она должна больше заботить Ташкент, а не Москву, и поэтому удивительно, что Каримов пытается игнорировать механизмы, которые позволят в какой-то степени разрешить проблему. Конечно, никто не говорит, что они идеальны и устраивают всех, но уж лучше это, чем полное их отсутствие. Когда горит дом, то все средства хороши – и лопата, и ведро, и плотный брезент, и песок... Конечно, все хотят сразу приезда пожарной машины, которая потушит все одним залпом из брандспойтов. А если нет такой машины? Или она очень далеко находится? Или на ремонте? Или пожарники не хотят тушить?
Что тогда?
Американцы все равно уйдут из Афганистана, и тогда «раскаленные угли» гореть станут под нашим задом. ОДКБ – это не военный блок, а механизм устранения угроз, создаваемых на пространстве СНГ. Не думаю, что Москва мечтает возродить Варшавский Договор – это уже в прошлом. Но у Узбекистана пока нет иного способа защитить себя от потенциальной опасности, и поэтому не следует игнорировать даже то, что в принципе принесет пользу. Повторю: лучше что-то, чем ничего!

Далее, наш умник утверждает:
«Мы считаем, что необходимо также исключить вмешательство
или воздействие ОДКБ в случаях возникновения в тех или
иных государствах ОДКБ так называемых «насильственных
действий» внутри стран. В этом заключается наша принципиальная
позиция и причина того, что мы в свое время не подписали
Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования».

В середине 1990-х годов Ташкент загорелся идеей создания миротворческих сил, чтобы гасить конфликты на Центрально-Азиатском пространстве. Косвенно рассматривался Таджикистан. Я помню это время и те документы, которые проходили через мой отдел в Управлении стран СНГ МИДа Узбекистана. Тогда Каримов внес такое предложение казахам и кыргызам, и те поддержали. В итоге был сформирован «Центразбат». Американцы нашли данную инициативу интересной и развернули содействие через программу НАТО «Партнерство во имя мира». Хотели включить «Центразбат» в резервные силы ООН. Тогда Ташкент преследовал две цели: заявить о себе как о миротворческой и гуманитарной силе, таким образом получить политические дивидиенты, и извлечь коммерческую выгоду от применения этого батальона (поскольку данные операции проплачивались ООН). А потом выяснилось, что невозможно воевать под флагом ООН на территории, где каждый из учредителей батальона имеет свои интересы. То есть для нас выделялся иной участок: Африка и Латинская Америка. Энтузиазм тихо угас, «Центразбат» расформировали (только казахи оставили свою часть), об идее забыли.
Я хочу сказать, что когда нужно Каримову, то Ташкент подписывает соглашения и готов на многое. Соглашение о коллективных силах оперативного реагирования – это калька с «Центразбат», но и ежу понятно, что управлять ими будет отнюдь не «Ок-Сарай». Это и не устраивает узбекского президента, боящегося применения этих сил против него самого, если какие-то силы раздуют пожар в Узбекистане, как это имело место в Андижане в 2005 году. Уж точно, Исламу Абдуганиевичу не хотелось бы присутствия этих сил на территории республики.
И в тоже время... если начнется катавасия, то разводить стороны будет некому, как некому это сделать в Сомали, Эфиопии... Так было и на юге Кыргызстана. Люди режут друг друга, и никому нет дела... Подумаешь, миллионом станет меньше на планете! Позиция такова: лучше не вмешиваться, чем потом иметь головную боль. Моя хата – с краю... И она так близка и понятна «Человеку, определившему эпоху». Если честно, ему армия нужна для сохранения собственной власти, а не для поддержания мира и стабильности в регионе.

Тут вообще странный подход у господина Каримова:
«Необходимо иметь при этом в виду, что так называемые
«насильственные действия» внутри тех или иных стран
происходят по разным сценариям и могут возникать при
непосредственном участии и финансировании со стороны
внешних сил. Надо очень внимательно разобраться в том,
кто на деле является организатором так называемых
«насильственных действий», и только после этого принимать
те или иные решения».

Представим себе 22 июня 1941 года. Сталин рассуждает: надо разобраться, кто еще на нас напал, что он, враг, из себя представляет, кто его финансирует, какие планы-сценарии у него... Идет война, гибнут люди, каждый час дорог, а такие как Ислам Каримов требуют разобраться, подумать не спеша, сценарий расписать... Хотя Сталин так и поступил, как предлагает Каримов, и поэтому были такие потери в первые месяцы ВОВ.
Так он, Абдуганиевич, «разбирался», когда резали узбеков в Оше и Джалал-Абаде. То есть ничего не делал, а только поставил заслон на границах: моя хата с краю!.. А потом ставит себе в заслугу то, что принял беженцев, которых, кстати, менее чем через месяц насильственно переправил обратно в кипящий котел. Мол, пускай их режут дальше, я свою «гуманитарную» миссию выполнил, перед всем миром показал свою добрую душу.
Вот вам и миротворец! Чем не циник и не лицедей?

Я не согласен и со следующим мнением президента:
«Убежден, что если бы в этот критический период мы
не удержали ситуацию, то межэтническое противостояние
на юге Кыргызстана превратилось бы в межгосударственное
противостояние между Узбекистаном и Кыргызстаном».

Когда вводятся миротворческие силы в зону конфликта, то это не означает объявление войны одной стороной другой. Миротворческие силы ООН использовались во многих странах, например, США в Африке, и скажите мне, что это привело к двусторонней войне африканцев с американцами. Эти силы лишь останавливают конфликт. Да, силой, да, принуждают – но такова их задача. И, признаем, лучше так тушить, чем бездействовать и ждать, когда «дрова» (то есть человеческие жизни) сами прогорят... Разве Руанда не укор всему человечеству?
Ни у Ташкента, ни у Бишкека не было планов отнимать друг у друга территории. Это всем понятно. Однако у Кыргызстана не имелось ни военной, ни технической, ни организационной возможности остановить кровопролитие, тогда как Узбекистан располагал такими ресурсами.
Достаточно было ввести на неделю войска в Ош и Джалал-Абад, прекратить столкновения, а затем передать территорию уже другим миротворческим силам – ОДКБ, НАТО, ООН, любым, кто возьмет на себя такую ответственность. Ничего большего и не требовалось.
Но Каримов трусливо отмахнулся. Свалил все на Розу Отунбаеву, мол, она, кыргызский президент, сама все сделает, разведет бодующихся баранов... А она не сделала! И до сих пор ничего не может (или не хочет?) сделать. Она даже полицейских по линии ОБСЕ не допустила в страну. Проблема осталась тлеющей и в любой момент может вспыхнуть с новой силой. И тогда только ОДКБ, если получит полномочия и соответствующий мандат от СНГ или ООН, сможет что-то предпринять.

Самое удивительное, что Каримов предостерегал это и других, мол, не мешайте резне в Кыргызстане:
«Хочу еще раз особо обратить ваше внимание, что если
бы хоть один военнослужащий, независимо Узбекистана, Казахстана
или России, перешел бы границу Кыргызстана, то это дало бы
повод для конфликта, который потом очень трудно было бы удержать».

Этими словами Каримов предлагал оставить все на самотек: само началось, само и потухнет. А что меньше станет живых людей, так это не страшно – Центральная Азия итак переселена, уже воды и пространства не хватает для всех. Мальтузианство по-каримовски.

Но совсем неудачный пример Ислам Каримов привел с Азербайджаном и Арменией:
«У нас на территории СНГ таких аналогий достаточно.
К примеру, 20 с лишним лет армянская и азербайджанская
стороны не могут прийти к взаимоприемлемой договоренности.
В те далекие годы надо было не допустить эскалации событий и
может быть сегодня обеим сторонам удалось бы урегулировать
ситуацию и прийти к компромиссу».

Следует вспомнить, что конфликт между азербайджанцами и армянами тлел после резни последних турками в 1915 году. Только коммунисты сдерживали всплеск ненависти, но, естественно, не могли потушить саму ее энергию. Война была внешне территориальная – за Карабах. Миротворческих сил не было там на тот момент, и нет и сейчас. ОДКБ, созданная в Ташкенте в 1992 году, не вмешивалась.
История не имеет сослагательного наклонения – «если бы...». Если бы я знал, кем станет Ислам Абдуганиевич, то я еще в 1991 году голосовал против него и призывал это сделать других. Если бы царь Николай Второй знал, кем станет Владимир Ленин, то повесил бы его вместе с братом Сашей и заодно отправил подальше Иосифа Джугашвили.
Начнем рассуждать с того, что война идет – поэтому нужно ее остановить, а не рассуждать, что нужно было делать в прошлом, какие ошибки имелись. И именно для этого создана ОДКБ – быстро реагировать. И для этого когда-то формировался «Центразбат». Жаль, что эти силы не были подтянуты к югу Кыргызстана.

Ну уж совсем глупостью выглядит эта фраза:
«Мы не подписываем также Заявление о Миротворческих силах
ОДКБ. Суть нашего решения заключается в том, что участие в
так называемых миротворческих силах всегда носит добровольный
характер, и Узбекистан не намерен участвовать в миротворческих
операциях за пределами своей территории».
Никто не заставляет участвовать в миротворческих операциях. Не хочешь – не надо!
Другое дело, что никто не использует свои же миротворческие силы внутри своей страны – это выглядит просто по-идиотски. Ведь они представляются третьей (нейтральной) стороной для разведения двух конфликтующих сторон. А у Каримова все представлено как-то непонятно, если прочитать его последнюю строку. Он считает, что национальные военные бригады подобных миссий должны быть внутри Узбекистана...
Разве не глупость?
А впрочем... Его мнение ясно: «миротворческими» нужно считать батальоны СНБ и МВД, потопивших в крови андижанцев...
Наверное, такими же «миротворческими» были бандформирования гражданских и военных, убивавших узбеков на юге Кыргызстана.
Каримов в реальности снял с себя маску добряка и показал звериный оскал.