О системе обучения в школе

Ирина Живилова
     Сегодня мы, с мужем спускаясь на лифте, наблюдали такую картину. На одном из этажей лифт остановился и в него вошёл  мальчик с огромным ранцем на спине. Видно было, как под тяжестью такого груза прогнулся его ещё не окрепший позвоночник.
- Боже, мой, бедный мальчик,- с грустью сказал, глядя на это зрелище, мой муж.
- И не говори, ужас какой-то. Это в двадцать первом-то веке, когда техника на  грани     фантастики, а дети наши, как ишаки навьючены,-  добавила я.
   Что это? Не желание решать эту проблему или она не решаема? К этому вопросу я вернусь немного позже.
     Наше образование в школе во все времена желало быть лучше. Меня всегда возмущали методы преподавания в школе. Нудное объяснение предмета, навязывание чужих мыслей, шаблонные фразы, особенно, что касается литературы. Приведу один пример из своей жизни. Я училась в девятом или десятом классе, откровенно говоря, уже не помню. У  нас была преподавательница русского языка и литературы Уварова Нина Алексеевна. Как-то она заболела. За всю нашу учёбу это было первый раз. Преподавала она, как и многие учителя, то есть только то, что требовала программа обучения. А тут вместо неё пришла к нам  наша библиотекарь и провела несколько уроков. И вот именно эти уроки мне больше всего запомнились. Она заставляла нас думать, размышлять вслух и делать самим выводы. Таким образом, обсуждаемое произведение, для всех было интереснейшим занятием. Потом к нам пришла другая учительница, и наши уроки стали опять скучными и нудными.  Вскоре  к нам вернулась наша учительница. В то время мы по программе проходили произведение М.Ю.Лермонтова «Печорин».  Как мне тогда казалось образ сложный, и мне не понятный.  В своём сочинении я написала то, что думала. «  Я Печорина  не понимаю».  Когда я получила свою тетрадь обратно и открыла её, то там красовалась двойка и надпись «А мы так много говорили и обсуждали это произведение».
      Что тут скажешь? Только теперь я понимаю сложный характер и  чувства  Печорина. Это спустя столько  лет. Именно сейчас я бы написала  о нём сочинение, а что я могла тогда написать? Чужие мысли, мысли критика Белинского? Что это за сочинение, считала я, если оно не написано от тебя лично. Такие шаблоны губят всякую инициативу и проявления личности. С остальными предметами было не лучше. Преподаватели, которые отличались бы своей индивидуальностью и неповторимостью  единицы. Так  было раньше, так же обстоят дела и сейчас. Мало того, сегодняшнее обучение заставляет всё больше и больше удивляться. Да как же так можно? Учителя не утруждают себя обучением, они просто взваливают на плечи ученикам самообучение. Да, ещё при этом заставляют отвечать то, чего не потрудились объяснить. А что касается иностранных языков, так это вдвойне проблема. Не удивительно, что почти весь класс плохо знает материал и учатся на трояки. Это я знаю не понаслышке. Детей заставляют рисовать исторические события, при этом, не научив их рисовать элементарные вещи. Какие там события? Да что говорить, всем известны, например, эти ЕГЭ. Сколько в них всяких недочётов. Такое придумали, что  мама не горюй. Например, сколько было пуговиц у Чичикова на камзоле. Явно провальный вопрос. И что этот вопрос характеризует знания ученика? Конечно же, нет.
      Почему бы не применить в обучении, например, такой  аппарат, как диктофон. Ученик мог бы записывать урок и дома его прослушивать.  И ещё электронные учебники. Мне кажется, что при современной-то технике это вполне доступно. Закачать нужную информацию в электронную книгу,  тогда вместо кучи учебников, была бы всего одна.    
     Сколько бы мы сохранили детских осанок. Я не говорю уже о том, насколько ученикам было бы интересней такая система обучения. Может быть, и вести себя на уроках они стали гораздо тише, чтобы запись была чище. На мой взгляд, можно было бы много чего придумать для интересного и познавательного обучения, но у нас почему-то придерживаются устаревших взглядов. А как вы думаете? Может быть я не права? Сложности, конечно, безусловно, будут, но их при желании вполне можно преодолеть. А сейчас негодованию нет предела. Бедные дети. Поэтому к концу обучения они буквально вылетают из школы, как не обученные птенцы, которые не умеют летать. И при поступлении в вузы, понимают то, что они ничего не знают, кроме школьной программы, да, и ту с трудом. И без специальной подготовки, поступить в какой либо вуз проблематично.  Я считаю, что проблема обучения в школе касается каждого из нас, но мало кто принимает хоть какое-то участие в обучении наших детей, внуков и правнуков.
Мы привыкли всегда надеяться на то, что мол, там где-то наверху есть люди, которые занимаются этой проблемой, и они всё сделают как надо. А кому такое надо? Может мне кто ни-будь ответит?  Неужели всем нравится такое обучение?  Задала вопросы, а сама думаю, а что собственно я сама-то сделала, кроме того, что написала этот рассказ. Да, ничего. Все мы какие-то бесправные, безмолвные и беззубые. Вот кто понахальнее, да похитрее те и впереди.  Они и вершат нашими судьбами. Может, я ошибаюсь? Нет, конечно же есть хорошие и умные люди, но как правило их всегда задвигают на задний план. Потому, как зло по дорожке бежит быстрее.