Мир возмущен

Сергей Мальцев 3
(Комментарий под таким заголовком опубликован газетой «Гудок» от 07.08.88 г.)

    Как сообщалось, в воздушном пространстве над Ормузским проливом сбит иранский аэробус «А-300». Президент США Р.Рейган выразил по поводу этой «ужасной трагедии» глубокое сожаление…

    За несколько дней до трагедии американский крейсер «Винсеннес» и фрегат сопровождения «Монтгомери» получили приказ отправиться в горловину Ормузского пролива для патрулирования территориальных вод Ирана. Эта рискованная операция оправдывалась Пентагоном необходимостью контролировать действия иранцев, якобы устанавливающих в бункерах на побережье ракеты класса «земля-море».
    Трудно судить, насколько «Винсеннес», оборудованный самой современной электронной системой «Иджис», был приспособлен для выполнения поставленной задачи. Но фактом остается то, что сверхчувствительные радары крейсера приняли иранский авиалайнер, совершавший обычный пассажирский рейс над проливом, за боевой самолет «Ф-14», изготовившийся к атаке. Пролетающая цель была уничтожена ракетным залпом. В результате погибли, как полагают, 298 человек. Среди них, сообщает иранское агентство ИРНА, 66 детей, в том числе 57 – в возрасте от двух до тринадцати лет и девять – меньше двух лет.
    Случайна ли эта трагедия? От ошибок, конечно, никто не застрахован. Но в ошибке американских военных моряков, произведших ракетный залп по гражданскому самолету, отразилась зловещая закономерность. Ставка Вашингтона на силу, его стремление осуществлять полицейские функции за тысячи миль от берегов Америки неминуемо ведут к созданию взрывоопасной обстановки в различных районах мира, несут горе и слезы народам разных стран. Вполне вероятно, что антииранская истерия, нагнетаемая Белым домом и средствами массовой информации США с целью оправдать наращивание американской военно-морской мощи  в Персидском заливе, определила психологический настрой экипажа «Винсеннеса», приведший к роковой ошибке. Можно ли было ожидать от личного состава крейсера скрупулезного отношения к определению цели, когда военные корабли США уже дважды обстреливали иранские нефтяные платформы в Персидском заливе – сугубо гражданские объекты?
    Сейчас пропагандистский аппарат Белого дома занят изысканиями «смягчающих обстоятельств». Однако сами его сотрудники, видимо, не верят в возможность представить террористический акт ВМС США «надлежащей защитной акцией». Поэтому в ход пускается аргумент, что инцидент с иранским аэробусом – не единственный в своем роде. Такой же инцидент, мол, произошел в свое время с южнокорейским самолетом в советском территориальном пространстве.
    Между тем разница между двумя инцидентами очевидна. Южнокорейский самолет вторгся на большую глубину в воздушное пространство СССР в стратегически важном районе, а иранский аэробус летел над своей территорией и международными водами. Южнокорейский «Боинг» действовал в паре с американским шпионским самолетом сравнимых размеров, иранский самолет был в воздушном пространстве один. Наконец, рейс южнокорейского самолета происходил ночью, авиалайнер летел без огней и не отвечал на радиосигналы. Иранский же самолет был сбит при свете дня и отличной видимости.
    Если же подыскивать аналогии пиратской акции американской военщины, то более уместно упомянуть провокацию военно-морского флота США в Тонкинском заливе, послужившую прологом к многолетней войне в Индокитае. В одном ряду с ней находятся карательные операции 6-го флота США против Ливана и обстрел линкором «Нью-Джерси» жилых кварталов Бейрута. Нынешняя варварская акция в Персидском заливе – продолжение агрессивной военной стратегии США прошлых лет.
    Ясно, что путь предупреждения трагедий, подобных той, что произошла с иранским гражданским самолетом, лежит через ликвидацию иностранного военного присутствия и иностранных военных баз на чужих территориях. Советский Союз, последовательно выступая за политические решения конфликтных ситуаций, в том числе в районе Персидского залива, неоднократно и на различных уровнях предупреждал, что путь военных акций порочен, он не может привести к нормализации обстановки. Если бы к этим предостережениям прислушивались, то не произошло бы того, что случилось 3 июля в небе над Ормузским проливом.
    Разыгравшаяся там трагедия еще раз подтверждает, что американский военный флот должен незамедлительно уйти из вод Персидского залива. Есть все возможности для того, чтобы мир и безопасность в заливе обеспечивались на качественно иной основе – военно-морскими силами ООН.
    «Выражая глубокое соболезнование по поводу гибели людей, и осуждая действия американских военных, которые к этому привели, - говорится в Заявлении ТАСС, - советская сторона надеется, что руководство США сделает из происшедшего безотлагательные выводы в отношении американской политики в Персидском заливе».  С.МАЛЬЦЕВ.
                КОНЕЦ