Чисто мужской праздник

Виталий Хен
Всё старшее поколение  помнит то незабываемое ощущение праздника, в старое доброе советское время. Задолго до самого торжественного дня все советские матери и жёны носились по магазинам, доставая разного рода дефицит – деликатесы. Они самоотверженно выстаивали в длиннющих очередях в продуктовых магазинах и затоваривались, делая продовольственные  запасы дома, готовясь к торжеству, чтобы потом, вместе с друзьями и близкими, всё это съесть за один вечер. Был важен не сам праздник, а подготовка к нему! И это ощущение предпраздничной подготовки будоражило всех – и взрослых, и детей.
 
Сейчас это всё как-то затёрлось. Может быть потому, что сейчас не стало дефицита, не надо выстаивать в очередях за завезёнными к празднику продуктами. Не нужно ничего искать - всё есть в продаже. Абсолютно всё! Но осталось ностальгическая тоска по ПРАЗДНИКУ, празднику тех времён, с шумным застольем, после шумного парада… А нынешние праздники стали обыденным застольем со скучным поеданием недефицитных продуктов, со скучным, поначалу конечно, питием алкоголя.

...23 февраля 1995 года я находился в г. Алматы. Эта бывшая столица Казахской ССР – Алма-Ата (С 1998 года столица Республики Казахстан – Астана [Целиноград (1961-92гг), затем Акмола  (1992-98гг)]), а теперь переименованная столица нового суверенного государства - Республика Казахстан, стремительно развивалась в свете нового времени. Жить было тяжеловато – быстрый рост инфляции не давал повода расслабиться, и люди своим трудом и круглосуточными деяниями старались не отстать от темпа жизни.

Был красивый зимний день. Небо было затянуто пасмурным облачным покрывалом, с которого ровно и тихо падали крупные и мохнатые хлопья снега. Я в безнадёжной тоске сидел у своих знакомых в офисе, на пересечении улиц Пушкина и Горького, и коротал время с Адильбеком. Настроение было поганым – сделки не срастались, денег не было, и идти домой, где я квартировался у знакомых - не было желания.

Вот уже четвёртый месяц,  как я находился в этом городе, и пытался построить дела на обломках своего рухнувшего благополучия - недавний мой финансовый крах, которому способствовали и моя чрезмерная доверчивость, и пресловутый «чёрный вторник», вынуждал к активным действиям, чтобы вернуть былое. И потому я пребывал в некотором депрессивном состоянии – хотелось напиться или подраться с кем-нибудь. Не за что-нибудь, или из-за чего-нибудь, а так, потому что…

Бывший агроном среднестатистического колхоза КазССР, а ныне ударный труженик частного бизнеса Адильбек, с кем-то долго объяснялся по телефону и, положив трубку, он попросил меня никуда не отлучаться. Через два часа он вернулся во взбудораженном состоянии, и позвал меня с собой куда-то. Выйдя на улицу, он вразвалку подошёл к стоящей на углу улицы шашлычной, заказал пару палочек шашлыка и взял литровую бутылку водки «Арсланов». Я оглянулся вокруг, думая, что на такую бутылку - уж точно должно быть несколько человек! Но вокруг никого не было.

- С праздником!... На хрен…, с такой жизнью…,- непонятно поздравил-ругнулся Адильбек.
Я молча выпил, закусил, закурил. И молчал. Молчал, потому что я прекрасно понимал его. И его, и многих-многих остальных людей, которые озабоченно сновали мимо нас в этот тихий снежный и праздничный день.

- Ну, ладно, пошёл я домой, а это тебе вот с праздником.- С этими словами Адильбек ладонью хлопнул на столик 50 долларовую банкноту.

- ?! – Было моей реакцией.
- Потом, если что, сочтёмся,- произнёс Адильбек и засобирался.- Ладно, пока! До встречи! Не скучай!
- А это куда?- Спросил я, показывая на початую бутылку.

Он пожал плечами и махнул рукой – мол, делай, как знаешь! Он ушёл, а я стоял за столиком, смотрел на початую бутылку и соображал: «…одному такое не осилить. Что делать? Домой нести початую бутылку – неудобно… Не одобрят – не алкаш же я какой-то! Бросать жалко – денег ведь стоит! Целый литр водки! Может быть кому-нибудь подарить? Нет, не поймут. Ещё и по морде дадут, и только потом заберут-отберут «пузырь». Отдать бомжам?». Но их рядом не оказалось.

Вот так размышляя, я брёл по тротуару, держа в руке бутылку водки, и незаметно для себя оказался у входа центрального городского рынка. У входа в рынок скучно-суетливо сновал народ, напротив, на краю тротуара замерзали шашлычники – никто не смотрел на их аппетитные шашлыки, все были озабочены своими житейскими делами и быстро проходили мимо. Неожиданное решение озарило мою снедающую душу! Я подошёл к шашлычнику:

- Готовые есть? Тогда быстро пять палочек в один поднос, и дай мне двадцать пластиковых стаканов.- Сказал я ему.

Узбек-шашлычник засуетился, готовя мой заказ, и ожидающе оглядывался по сторонам, не понимая - где же мои собутыльники? Я выстроил в ряд на столике двадцать стаканов, разлил в них водку и оглянулся на проходящий скучный народ. И вот мой взгляд остановился на двоих мужчинах лет так сорока-сорока пяти, которые о чём-то грустно беседуя, шли мимо меня.

- Господа-товарищи!- Обратился я к ним.- Разрешите один простой вопрос, не для викторины?
Мужчины остановились. Переглянулись и, подозрительно посмотрев на мой импровизированный «шведский стол», с опаской ответили:

- Ну, говори свой вопрос.
- Вы служили в Советской Армии?
- Конечно, служили. Там вот мы и сдружились…
- Тогда прошу, по «стопарику»! – Приглашающим жестом указал я на разлитые стопки.
- А чего это ты так? И в честь чего? Ты что, с военкомата что ли?
- Да жизнь, блин, какая-то пошла,- махнул я рукой,- да и сегодня 23 февраля ведь! С праздником, бывшие воины Вооружённых Сил СССР!
- Хм! Что есть, то есть! Жизнь действительно пошла непонятная…– Глубокомысленно изрекли мужчины.- А насчёт праздника… Действительно Вань, праздник ведь сегодня. А мы как мухоморы с тобой… Ну, давай выпьем, уж коли так! А сколько с нас за такое угощенье?- На всякий случай поинтересовались они.

И я скоро так разъяснил им, мол «стопарик» – я угощаю. Дальше - за свой счёт, по желанию. Гуляем, народ! И я стал зазывать к своему столу всех проходящих мимо мужчин. Все останавливались в недоумении глядя на меня, а потом, будто очнувшись, светлели лицами и ностальгически грустно-радостно поднимали пластиковые стопки за непобедимую Советскую Армию, за великий наш народ, за всё то хорошее, что было и за всё то, что будет. Ведь мы единственные такие! Ведь чего только с нашим народом не было? А? А мы живём! И всех и всё переживём! За Советский Союз! Ура! Ура! Ура!...

…Через полчаса у входа в центральный городской рынок было настоящее столпотворение! Дым от шашлышниц стоял столбом и гнулся коромыслом! На узком пятачке собралось более сотни человек, а народу всё прибавлялось! Мужики, проходя с жёнами мимо нас, и услышав, что здесь угощают-наливают «на «халяву» от военкомата», бросали сумки и пакеты на руки своим жёнам и спутницам, а иногда просто наземь (!!!), и «ныряли» в самую гущу толпы. Оторопевшие от такого предательства дамы пытались вернуть назад свою собственность и бросались вслед за своими суженными, но разгулявшаяся толпа, проявляя пресловутую мужскую солидарность, плотно смыкала свои ряды, не выдавая на казнь страждущего по празднику.

- Куда прёте, женщины? Ну, хоть иногда, дайте людям отдохнуть от такой жизни! Идите домой! Ваш праздник через две недели – там отвяжетесь! Идите, идите и не мешайте мужикам – наш день сегодня…,- урезонивала толпа бесившихся женщин.

В самом начале пиршества я, приняв на грудь значительной дозы горячительного, махнул рукой на остаток своих денег (нету денег, да и это - не деньги! Гуляем!), и заказал на все 50 у.е. ещё водки! Все уже «дошли» до нужной кондиции, кто-то притащил баян, зазвучала песня, начали плясать, и пошла-поехала наша родимая…:

- …Опа! Опа! Америка-Европа!
      Опа! Опа! Россия-Казахстан!...- Наяривал баянист.

- …Эх, раз! Да ещё раз!
       Да ещё много-много-много раз…,- кто-то рвал струны гитары, хрипя под Высоцкого.

На возмущённые призывы покинутых дам, откликнулись полицейские. Послышался вой сирен, и появившиеся стражники ринулись в толпу:

- Что здесь происходит? Кого это тут похитили? По какому поводу митинг? Кто разрешил?- Бодро расталкивали народ полицейские, пытаясь найти суть конфликта, но не находили этой самой сути.
- Да, ты чё, командир? Какой митинг? НАРОД гуляет! Мужской праздник сегодня! 23 февраля - всенародный праздник СССР мужской солидарности! На, выпей лучше! Мужик ты или нет? Служил в армии?...

И полицейские, наконец-то разобравшись в том, что да как, поверх голов толпы, посоветовали женщинам «…пойти в РОВД и написать заявление на зачинщика всего этого дела». Причём точно указать фамилию того самого зачинщика! А они, полицейские, мол, пока здесь в толпе походят, поищут. Кого? Ну, кого надо! Идите, идите, пишите! Или домой идите, мы вам позвоним. Обязательно!...

Женщины стояли вокруг сгрудившейся толпы разгулявшихся мужчин, словно малочисленная стая истощавших волков, окруживших огромное стадо бизонов, и в бессильной ярости смотрели в середину, где был я… Но я был для них не досягаем – за меня и мою безопасность весь народ готов был пойти под танк с гран… с бутылкой в руке!..

Ещё через час никто уже и не помнил о том, с чего всё началось. А на столе шашлычника кто-то уже показывал свою незабытую сноровку в сборе и разборе автомата Калашникова, который притащил кто-то из полицейских! Изрядно подвыпивший капитан устроил соревнование по этой армейской сноровке. Лихо заломив свою фуражку на затылок и нетрезво вглядываясь в свои наручные часы, он давал отмашку: «Внимание!... П-шшёл!... Отыз (тридцать - каз.)  секунд! Ай, м-ма-ла-дес!  Настоящий джигит! Наливай!... С-следующий!...».

Подъезжающие новые полицейские столбенели от ужаса, видя эту дикую картину - стоит вдребезги пьяный капитан полиции и даёт отмашку, а на столе, не менее пьяные мужики, бодро разбирали и собирали автомат Калашникова! «Эй! Сен не – женде ма?!» (Ты чо - придурок? - каз.) - С возмущением восклицали они к сотоварищу-полицейскому… «Кет-щ… салабон!» (Иди отсюда! - каз.) - пьяно огрызался капитан!... – «Это мои служаки!»…

Все уже «набрались» и стали брататься, как на воссоединении Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов, во время Великой Отечественной войны! Ветераны той Великой войны держали пластиковые стаканы, и со слезами на глазах вспоминали те фронтовые, «наркомовские» 200 грамм…  А вокруг шёл свист и пляс…

Моё сознание начало давать значительные сбои, и я невнятно соображал о том, что мне очень плохо – перебрал! Меня посадили в такси – всё, домой! У дома, где я квартировался, таксист долго тормошил меня, приводя в чувство – от тепла в машине меня разморило, и я отчаянно не хотел вылезать в холод на улицу. Кое-как придя в себя, я нехотя вылез из авто, и пошёл было к дому, и в это время таксист выкрикнул, мол, пакеты забери!

- Какие пакеты? Я всё хорошо помню! Не было у меня никаких пакетов! Ты, чё, командир?
- Твои это пакеты, забирай быстрее. «Менты» сказали, чтобы тебя до дома с подарками доставил,- произнёс таксист и сунул мне в руки два битком набитых пакета.

«Какие подарки? Может быть, кто-то дал их мне подержать? И скоро они вернуться за ними? Ой, ну и скандалу не оберёшься с хозяевами…»,- тупо-заторможено соображал я. Я вошёл в дом, оставил у порога пакеты и побрёл в комнату, где рухнул в кровать и уснул. Через пару часов хозяева разбудили меня, растормошив от тяжёлого похмельного сна:

- Вставай! Пошли к столу – праздник же!- Приговаривал хозяин дома, а на кухне суетилась радостная хозяйка.

Я тяжело вздохнул, вспомнив о том, что подаренные мне 50 долларов-то я пропил с народом, и ничего не принёс к столу столь радушным людям. Я потянулся в карман куртки – а вдруг что-то завалялось? Карман был набит купюрами в нашей казахстанской валюте! Откуда это? Я сунул руку в другой карман – там то же самое! Я прошёлся по всем карманам – везде были деньги! Быстрый подсчёт привёл меня в задумчивость – около пяти тысяч тенге, что по курсу составляло чуть больше 100 у.е.! А ведь было 50! Что это за «поле чудес в стране дураков»? Откуда это выросли в моих карманах ещё 50 у.е. в нашей национальной валюте?

 Я попытался вспомнить что-либо, но ничего так и не вспомнив, вышел на кухню к столу, где меня нетерпеливо ждали радушные хозяева. Я в руках держал деньги и думал отдать их хозяевам – на праздник, мол. Живу ведь у них. А жили они очень сложно, как и многие другие в то время – работы нет, денег тоже…

- Ну, наконец-то,- воскликнули хозяева, сидя за богато уставленным столом. (Ну, ни хрена себе, «пыжуют»!).- Столько продуктов и деликатесов принёс, а сам не торопишься…
- Каких таких продуктов и деликатесов?- Удивился я.
- Ну, вот, в пакетах были! Ты зачем столько денег потратил? Наверное, тыщ на десять… Мяса столько…, икра чёрная, красная и осётрина ещё…
- !?...

Только сейчас я начал что-то понимать и вспоминать. Благодарный за организованную стихийно-массовую пьянку народ, решил меня отблагодарить, когда я садился в такси. Все «скинулись» - кто деньгами, кто продуктами…

А весело всё-таки прошёл праздник! По настоящему, по-нашенски! От всей души! Не то, что сейчас! Совсем не то…