Давайте изменим правила!

Лора Винтер
Ну, тормоз я, вы же знаете. Олимпиада 2010 давно прошла, а я вдруг вспомнила. Просто хочется что-то изменить в этом виде спорта в пользу спортсменов и болельщиков, да и просто хочется, чтобы он, спорт то есть, развивался и становился все более популярным, как футбол, к примеру. Это же так красиво и зрелищно! Есть еще один большой плюс. В отличие от футбольных болельщиков, фанаты фигуристов не бьют пока друг другу лица. Все проходит более-менее цивилизованно.


Я всегда любила смотреть фигурное катание по телевизору.
В моем детстве не было такого изобилия художественных фильмов, как сейчас, да и каналов было всего три. Поэтому даже Олимпийские игры воспринимались, как фееричное шоу, а уж фигурное катание и вовсе было праздником каким-то. Смотрели выступления фигуристов обычно всей семьей и неистово болели за наших. А на наших было приятно посмотреть и было чем гордиться. Они всегда занимали призовые места. И я почему-то воспринимала это, как должное. Я не понимала тогда, что советские фигуристы буквально зубами выдирали эти победы.
То, что в 2010 году произошло с Евгением Плющенко на Олимпиаде в Ванкувере, наверняка не раз происходило и до этого. Судьи исходят из каких-то своих политических соображений, с реальными результатами на соревнованиях мало связанными. А наши  журналисты почему-то заняли тогда очень странную позицию по отношению к  Евгению.
Повзрослев, я стала редко смотреть все эти ледовые шоу. Мало времени на медленные танцы. И выступление Плющенко я как-то пропустила. Я люблю фигурное катание, но я не фанат. Точнее, не была фанаткой этого спорта, хотя все эти «звездные льды» периодически смотрела. Чтобы быть фанаткой, надо любить какого-то определенного фигуриста и болеть им. У меня же никогда не было кумиров ни в юности ни потом. А тут вдруг… Но об этом в другой раз. А сейчас о Евгении и его серебряной медали.
Не знаю, как у вас, ребята, а у меня сложилось тогда впечатление, что Плющенко зазнался, зазвездился, да и просто не в ладах с реальностью. Журналисты как-то это так неоднозначно подавали, особенно на Маяке, что я, не особенно вникая в подробности, повелась на их уловки. Я спрашивала потом у других людей, которые тоже не видели его выступления, что они думают, их реакция была примерно такая же. Дескать, заслужить не заслужил, но требовал, да еще и нагло. Слава Богу, теперь у нас есть Интернет с большой буквы «И». Всякий может набрать в поисковике пару фраз (ха! звучит, как «пара ласковых») и убедиться самостоятельно. В общем, я очень рада, что ошибалась в отношении Жени.
Прочитала кучу статей, посмотрела километры видео (без преувеличения). Я, конечно, не эксперт в фигурном катании (что, теперь читать меня дальше не будете?), но видно невооруженным глазом, что Плющенко был лучше.
Я не квасной патриот (ненавижу это словосочетание!). Патриотом у нас быть не модно до сих пор. Хотя, мне кажется, что Россия не станет великой страной, пока мы не начнем любить и уважать наших спортсменов. Они ведь нас с вами представляют. Не поддерживая их, мы выражаем презрение к своей стране. А кто захочет жить в таком государстве, которое сами жители ни во что не ставят?!
Я за свободу слова. Человек может сказать все, что он думает. Наверное, это справедливо. В споре рождается истина и т.п. Но слышали бы вы, что говорил американский обозреватель Майкл Бакли о нашем Евгении Плющенко в своем шоу!!! Я очень эмоциональный человек. Мне захотелось его ударить чем-нибудь тяжелым, настолько все это было несправедливо и злобно! Все американские и канадские журналисты были ЗА Эвана Лайсачека. Я не испытываю к нему негативных чувств (вру, конечно, испытываю, но стараюсь быть объективной). Так вот, о его выступлении. Он напоминал мне угловатого подростка, нелепо размахивающего руками на льду. Да, он высокий, не такой изящный, как Джонни Вейр или Такахаши. Плющенко тоже не низенький, но от его выступлений не создается ощущения, что ему мешает его рост. Я уже молчу о том, что Эван Лайсачек упал на выступлении с короткой программой. Оказывается, по новым правилам, падать теперь можно (правда, не всем, а только определенным людям, к которым благоволит жюри). Такахаши тоже упал, причем в произвольной программе. И что же?! А ничего. Он ведь так красиво падал, давайте засчитаем ему это в плюс! А Джонни Вейру, который ни разу не упал и выдал потрясающее шоу (зал аплодировал стоя), причем в двух программах, дали только пятое (ПЯТОЕ!!!!!) место. У него была довольно сложная программа, не легче той, что была у Лайсачека. Они оба не прыгнули четвертной. Да-да тот самый пресловутый четвертной прыжок. Канадские комментаторы потом говорили, что не четвертными едиными живо фигурное катание, да еще и приземлился Плющенко дескать как-то нетвердо, да и не тот он уже, что был раньше, стареет, наверное. И вот по сусекам поскребли и насобирали несколько еще помарок в Жениной программе. Замечательно! Повторюсь еще раз, я не профессионал, но что говорить, если даже такие эксперты, как президент федерации фигурного катания Валентин Писеев и всемирно известный тренер Татьяна Анатольевна Тарасова тоже ошиблись, когда подумали, что победа и золотая медаль у Жени уже в кармане. Они не сочли катание Лайсачека лучше и расслабились. А зря! Сюрпрайз подкрался незаметно.
Плющенко говорили, что техника – это еще не все. Мало откатать номер чисто. Нужен еще артистизм.
Хорошо, фиг с ней, с техникой. Артистизм говорите? Я все глаза проглядела, пытаясь найти у Лайса артистизм какой-то особый, хоть что-то, что поставило бы его выше Плющенко. Может, я плохо смотрела? Или не туда? Или не в нужное время не туда и не так?
Знаете, я абсолютно среднестатистический зритель. Если мне что-то нравится, это нравится девяноста процентам населения. По мне можно сверять барометр народного отношения к артисту. Как бы мне ни хотелось выделяться из толпы, видимо, не судьба. Так вот, я это к тому, что фигурное катание – не закрытые соревнования для любителей. Это шоу. Для всех людей. То есть для нас с вами. И уж кому, как не нам решать, что нам нравится, а что не очень. И знаете, что я вам скажу? Если бы мне предстояло всю оставшуюся жизнь смотреть только на катание Лайсачека, а Плющенко, Вейр, Жубер и Ламбьель покинули бы этот спорт, то я бы скорее, сама встала на коньки или наблюдала бы, как катается Басков. Это, по крайней мере, было бы забавно.
Эван, конечно, молодец. Он много работал. Так и остальные не ваньку валяли. Да, Плющенко брал тайм аут. По-моему, после стольких побед и тяжелой работы он имел право на отдых. Он не участвовал в соревнованиях четыре года. Так его за это наказали – поставили в самое начало выступающих. После него шли все его соперники. А, как вам должно быть известно, бОльшее впечатление производят заключительные представления.
Костюмы Эвана тоже не отличались особой оригинальностью. Похоже, он выполнял директиву, спущенную сверху – выглядеть как можно менее сексуально, и как можно более мачоподобно, то есть не дай Бог никаких блесток и кружев, или уж тем более меха. И все остались довольны – и судьи и Лайсачек. Остальные не в счет.
Мне кажется, что в системе судейства, принятой в фигурном катании что-то сильно не так. Мне жаль ребят. Я имею в виду Женю, Джонни, Брайана и Стефана. Они вернулись с Олимпиады очень расстроенные и сбитые с толку. Они так работали. Они сделали шикарные программы. Зрители были в восторге. И все это осталось неоцененным, просто выброшенным в помойку. Я смотрела на их лица. Я слушала, что они говорили за кулисами во время  шоу «Короли льда» (тоже, кстати, есть в интернете) и понимала, что их накрыло волной безнадежности, смешанной с усталостью после Олимпиады, где они выложились по полной программе с таким обескураживающим результатом. В несправедливом мире двойных стандартов, где выставляются оценки по непонятным простым людям мотивам, им, получается, ничего не светит. Надеюсь только, что такое настроение у них уже прошло, и они нас еще порадуют своими выступлениями.
Было бы неплохо оценивать фигуристов так, как это делается с певцами на Евровидении, то есть пятьдесят процентов голосов идет от обычных зрителей, голосующих со своих мобильных и компов, а пятьдесят - от экспертов. По моему скромному мнению, профессиональные судьи нужны для того, чтобы объяснять нам, непосвященным, что и где артист сделал не так или очень даже так, нюансы, которые мы не видим. Иначе, скоро фигурное катание превратится во что-то типа закрытого клуба, куда попадают после отбора по политическим причинам, а не по реальному мастерству. Что было бы очень жаль!