Что имеем, не храним, потерявши плачем...

Феликс Цыганенко
На снимке: 1899 год. Экипаж ледокола "Ермак"


   В канун Нового года ветераны арктического флота спешили в Мурманск по приглашению руководства судоходной компании. Как только поезд, мчавшийся вдоль Кольского залива проехал  Колу, возникли причалы рыбного и торгового портов. Траулеры, рефрижераторы, плавбазы, танкеры, сухогрузы и бегающие по заливу буксиры...  От вида судов и кораблей у постаревших моряков тоскливо сжималось сердце, панорама залива будоражила память. И в тоже время, прибытие в город, где прошли их лучшие годы, приятно щекотало нервы, обещая много интересных встреч.

   Нет в мире судоходной компании, подобной Мурманскому морскому пароходству в советские времена. Главный редактор журнала «Север» Станислав Панкратов так сказал: «Если обозначить на Океане все маршруты мурманских транспортных и ледокольных судов - Океан превратится в сплошной пунктир - от Полюса и до Полюса!» Обидно лишь, что имея в прошлом такие легендарные корабли,  как ледокол «Ермак», дизель-электроходы «Обь», «Лена», «Днепрогэс», государство не сохранило их потомкам, как музейную реликвию.

   А ведь моряки, были свидетелями, как умели это делать на Западе. К примеру, "Куин Мэри" - крупнейший в мире трёхтрубный пассажирский лайнер. Там посчитали, что отправить на "гвозди" такого красавца будет недопустимой роскошью для цивилизованного государства. Гигантское судно ныне украшает тихоокеанское побережье США в качестве музея на плаву. Нашлось там место шикарному отелю с барами и ресторанами.

   Парусные суда, военные и транспортные, в качестве музеев украшали причалы многих портов мира. Прогуливаясь за границей на стоянках, мы любовались, отслужившего людям, флотом. Теперь он, словно памятник судостроителям и кораблям прошлого...

   Но разве не заслужил почётной стоянки, как музей на плаву, дизель-электроход Мурманского морского пароходства «Обь»?  В 1956 году «Обь» и «Лена» первыми из советских научно-исследовательских судов достигли берегов Антарктиды! В 19-ти советских антарктических экспедициях «Обь» была флагманским кораблём! С борта дизель-элктрохода  сделано свыше 70 географических открытий, судно внесло неоценимый вклад в изучение Антарктиды. Моряки «Оби» рассказывали, как они уносили на память частичку судна: это мог  быть кусок обшивки помещения, тарелка, кружка из столовой или светильник. Вымпел и фотографию группового снимка из Красного уголка "Оби" я видел в квартире механика Саши Аршеевского, моего друга и напарника по вахте. Моряк свято хранил её как память о судне, товарищах и плавании к берегам ледового континента. Дизель-электроход в это время готовили к последнему рейсу в Европу, чтобы разделать на металлом. А моряки прощались со слезами на глазах…  сколько пережито с легендарным кораблём?!

   Но каким памятником истории российского флота мог стать ледокол «Ермак», выведенный из состава флота в 60-х годах?  Горько и обидно ветеранам - не сохранить такой корабль!!! В 1999 году в музее пароходства собирались те, кому небезразлична история первого в мире арктического ледокола. Прославленному полярному труженику исполнялось ровно сто лет. О первенце ледокольного флота России рассказывал арктический капитан пароходства, участник многих арктических и антарктических рейсов Леонид Селивёрстов.

   Проект «Ермака» был разработан комиссией во главе с прославленным русским флотоводцем, учёным-исследователем, адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Это он бросил крылатую фразу : «К Северному полюсу напролом!». К сожалению, на этой фразе недруги адмирала, тупые и злостные завистники, не раз спекулировали в своих нападках на самого Макарова и его детище. Строила ледокол английская судостроительная компания «Армстронг и Витворт» в Ньюкастле. В октябре 1898 года судно было спущено на воду и получило имя «Ермак», а 3-го марта (по новому стилю) 1899 года на ледоколе был поднят Государственный флаг России. В мае 1899 года "Ермак" вышел из Ньюкастла на север — в своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут Шпицберген, проверку прошли механизмы машины в тяжёлых условиях Заполярья.

   Шестьдесят четыре года «Ермак» был в составе действующего флота! А первым капитаном стал Михаил Петрович Васильев. Это был высокообразованный морской офицер, верный ученик, соратник и преданный помощник адмирала Макарова. Они вместе и погибли в начале русско-японской войны в 1904 году, когда флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура.

   Своими воспоминаниями на юбилее ледокола делились многие здравствующие моряки, члены экипажа судна в его последние годы. О тяжёлом труде кочегаров на "Ермаке" рассказал Пётр Иванович Заец. На ледоколе трудились 65 кочегаров. В смене находилось 10 кочегаров первого и пять кочегаров второго класса. Кочегары первого класса подбрасывали уголь и шуровали в топке, а второго - были на подхвате, чистили топки, подвозили уголь, вывозили раскалённый шлак в тачках. Бегом, через узкий туннель. За 4 часа смены через руки каждого кочегара проходило несколько тонн угля и шлака. На "Ермаке" было десять котлов, в каждом по три топки. После смены валились с ног от усталости и сразу засыпали.

   Через четыре года кочегар первого класса Пётр Заец  поступил в Высшую мореходку в Питере. Окончив её, он вернулся в Мурманское морское пароходство в качестве инженера-электромеханика. А сколько будущих капитанов, штурманов, механиков и радистов прошли трудовую школу на "Ермаке" за более чем 60 лет его нахождения в строю?!

   Но когда встал вопрос о сохранении легендарного «Ермака» как музея для будущего поколения, у государственных чиновников уже был готов ответ: «Беречь «Ермак» как реликвию очень дорого. К тому же ледокол...   не имеет особых заслуг»!!! Чем не ирония судьбы?! Дать такую оценку легендарному кораблю! Каково было слышать об этом потомкам моряков легендарного корабля?! Не помогли многочисленные просьбы, обращения моряков, учёных, полярников, общественности. И тут, пожалуй, вина не двух-трёх государственных чиновников, пусть даже в ранге министра. Это наше национальное:  «Что имеем, не храним, потерявши плачем…»

   Всё куда-то уходит…  В том числе, молодость и здоровье, которые не вернёшь, даже сменив Заполярье на тёплый берег Крыма. В 2009 году Администрация пароходства и Совет ветеранов пригласили своих бывших моряков на юбилейные торжества по случаю 70-летия судоходной компании! Причём с оплатой проезда и проживания в гостинице. Проблема лишь в том, что Мурманск далековат, не всем позволяло здоровье посетить город у Кольского залива. А ведь так хотелось, может быть в последний раз, увидеть корабли в порту и на рейде, услышать прощальные гудки, уходящих в рейс рудовозов, траулеров и ледоколов...

   Ну а те, кто добрался в Мурманск, не забывали посетить музей истории пароходства, его  радушную и гостеприимную хозяйку. Валентина Карепова обязательно угощала гостей чаем или кофе. И словно добрый доктор Айболит находила нужные слова для убелённых сединой, но крепких статью бывших механиков и штурманов. Валентина Ивановна справедливо считала, что основная функция музея - это сохранить память о людях, что создавали историю Мурманского пароходства и морского торгового флота страны.