Женитесь только по взаимной любви

Наталья Еремеева
Мария слыла красавицей. Глаза ее синие сводили парней с ума. Да дорог был ей только один, ее ненаглядный Осип.  Но не понравился выбор Марии братьям. Время было смутное, как говорили когда-то «на заре советской власти».

 Чтобы сохранить свои усадьбы, дальновидные братья хотели жить с властью в мире. И так, кстати, что Мария очень нравилась одному из активистов. Поэтому они трижды забирали сестру у Осипа и возвращали в родительский дом.

Девушка смирилась и  стала женой облюбованного братьями Федора.  Когда началась Гражданская война, ее муж, большевик до корней волос,  ушел воевать «за счастье всего народа». Однажды в неравном бою, он с товарищами попал в плен к белым. Их после продолжительных пыток повели «на расстрел». Сибирь. Зима. Пленные со связанными за спиной руками шли цепочкой босиком, в одном исподнем.  Вывели их на берег Енисея.  Конвоиры выдолбили в реке прорубь, и расправа началась. Шашками рубили мужиков и тела кусками сбрасывали под лед.  Страшная очередь за смертью приближалась. Федор не выдержал, побежал. Догонять его не стали. Были уверены, что мороз выполнит их черную работу.

 Каковы же были сила воли и желание жить у этого человека, если зверски избитый, связанный и раздетый, он преодолел зимнюю дорогу домой. Семь километров - где прошел, где прополз, но осилил.
Федор выжил, но нервное потрясение и жгучий мороз забрали его силу. Недавно еще легко ворочал бревнами - и вот стал инвалидом. Забота о нем, доме, хозяйстве свалилась на не любящую жену.  Мария не жаловалась, но характер ее портился. Она разучилась смеяться, стала жесткой и властной. Ребятишек своих в тайне от мужа носила в подоле в соседнее село, там была большая церковь. Жизнь непредсказуема, и мать, крестя детей, просила Бога помочь сохранить их от всех напастей.

Но июнь 41-ого добавил на плечи женщины не только физические трудности, но и лишил душевного покоя. Война выдернула ее сына Мишеньку из-за школьной парты.

В конце 43-его умер Федор. Похоронив мужа, утром следующего дня Мария ушла к Осипу, собрав небольшой узелок на первое время. Он ждал ее всю жизнь.  И вот теперь, когда седина уже посеребрила голову, дождался. Люди  восприняли это соединение по-разному. Кто-то от души радовался, кто-то молча завидовал, а кто-то грязно сплетничал.

Но Марии и Осипу было не до людей. Они наслаждались каждой минутой, проведенной вместе.  И дочки не раз замечали, как их мать и Осип, сидели за столом протянув навстречу руки и молча подолгу смотрели друг на друга. Как мать ожила. Как у нее, уже немолодой, заблестели глаза. Как она суетилась, накрывая стол для любимого мужчины. Это была совсем другая женщина. И все у нее теперь было не по обязанности, а с радостью. Несколько лет пролетели  как мгновение.

Как-то Михаил, уже вернувшийся с войны, был в командировке в Красноярске. Там же по делам службы был и Осип. Обрадовавшись скорой оказии, он забрался в телегу к пасынку. Ехали домой вместе, говорили. Но время от времени Осип брал вожжи в свои руки и поторапливал лошадь. Торопил, сокращая, случайные остановки.
 
К дому приехали в обед, а к потемкам Осипа не стало. Время стерло причину смерти. Много позже Михаил часто вспоминал этот день. И поражался, как торопился Осип, чтоб в последний раз прижать к себе свою ненаглядную Марию, поглядеть, полюбоваться на нее.

А Мария  уже будучи бабушкой по просьбам внуков не раз рассказывала им историю своей любви. И каждый раз наказывала:  «Никогда не создавайте свои  семьи случайно, без взаимных чувств».   26 января  2005


Это история свекрови нашей Кульяновской начальницы почты Васильевой и бабушки Нины Макаровой