Молитесь за него, или вдогонку Приходящему

Константин Лавр
Этот небольшой фрагмент был подготовлен к интронизации нового патриарха.
За прошедшие 2 года мало что изменилось...
***************************************



I. Христианская Религия и Вера на сегодня

Парадокс нашего времени состоит в том, что чем ближе мы к Религии, тем дальше от Веры. За прошедшие века Христианства это противоречие беспокоило умы миллионов и миллионов думающих и чувствующих людей: и юных иноков, постигающих начала Канона и искренних ищущих, желающих полностью посвятить себя Служению, и мятежных неистовых, мечтающих построить новую парадигму Веры. 

Временами, задававшие  себе этот вопрос не успокаивались, стремились довести дело до конца. Заканчивался этот мучительный процесс появлением новых обычаев и обрядов, реками крови, Верещагинскими апофеозными курганами,  и утверждением новых конфессий. Протестантство, Новый обряд и множество иных версий внешнего поклонения Спасителю и его сподвижникам возникали из раннего Христианства, как и Православие, на основе неудовлетворённых поисков Истинной Веры.

Нет смысла сравнивать эти глобальные проявления религиозности. Возможно, кому-то разорванная верёвка у подножья грузинского креста покажется более достоверным символом Религии, нежели деформирующиеся от золота и украшений католические и православные кресты, иным, аскетизм и мощь каменных храмов Армении ближе по смыслу и сути, чем радостно украшенные залы протестантских молельных домов – суть не в этом и не об этом речь.

Поверхностный способ радикальных изменений религии всегда приводил к очередному расколу, что не даёт по сути никаких решений, только страдания, как для верующих, так и для священнослужителей. Как правило, в человеческой истории раскол в церкви приводит, либо является следствием серьёзных, а порой и трагичных метаморфоз государственности. Рвётся одновременно по всем швам. Народ верит, надеется, пытается участвовать, страдает, после безмолвствует.

Вот чего совершенно не хотелось бы пожелать нашей родной стране. Нам бы взять небольшую паузу в перманентной внутренней мятежной борьбе. Навсегда!               
И потому великая Осанна святому патриарху Алексию II, который сумел в сложное время сплотить церковь, соединить основные православные течения, а по сути наделить внутренней мощью укрепляющуюся Державу.

А поговорить хочется о том, возможно ли в наше время единение религиозности, истинной Веры и здравого смысла для свободного образованного индивидуума многополярного мира? 
Ныне стало уже невозможно не замечать некоторые бьющие в глаза и сердце противоречия Христианской Религии и Веры, вот лишь некоторые:

1. Различие в дате Рождества Христова. Более миллиарда людей, католики и протестанты празднуют великую дату 25 декабря, мы на 2 недели позже.

Почему и как это объяснить с позиции Религии, Веры, и здравого смысла? Религия, как обычно, утверждает «Быть по сему», Вера кротко полагает, что это не главное, а здравый смысл ищет, кому бы этот вопрос переадресовать. А на самом деле, неужели до сих пор невозможно эту бессмыслицу устранить? Причина всем известна, дело в календарях. Но на уровне простого человеческого бытия «к ним Спаситель уже пришёл, а наш где-то задерживается». Вынуждены рассматривать гипотезу о двух различных Спасителях, абсурд полный! Если наш задерживается, значит, у него дела. Или наш, как Илья Муромец нетороплив и силушку накапливает? Хорошо, пусть так. 

А теперь представьте на минутку, что это искусственное противоречие устранено!

Сколько счастья, веселья, радости пришло бы в этот Христианский мир, если бы мы праздновали одновременно! У них  в Европе Праздник – а у нас уже давно все за столом сидят! Никто никому не враг, всё понятно, прозрачно – вместе постимся, радуемся вместе, вместе встречаем Его! Меньше противоречий – меньше разъединений, все родны и равны! И тем,  кто дома и тем, кто в Европе, в Америке нет нужды разрываться на части, или дублировать все акции. Красота! Кому плохо? Догадайтесь.

Кстати, о Посте. Если бы Рождество мы смогли встречать как весь мир – 25 декабря, многое изменилось бы и весьма позитивно. Отпраздновали, можно спокойно встречать Новый Год. Представьте, сколько верующих изнуряют себя вопросом – пить или не пить на Новый Год? Пьют, естественно. И нарушают правила чистой недели.

Кроме этого, сами собой уберутся эти неясные бессмысленные 10-и дневные праздники, создающие проблемы в каждой семье, бьющие по бюджету, нравственности и печени. Если нужно отдыхать 10 дней, давайте отдыхать в начале мая, летом, либо в начале сентября, когда все приехали из отпуска и столько дел в каждом доме!

Любой из этих вариантов значительно разумнее. Вместо этого народ России как обычно, помимо своей воли, приговорён к тупому пьяному псевдовеселью,  в период, когда световой день самый короткий в году, когда в большинстве регионов страны стоят 20-40 градусные морозы, и единственный способ создать праздник – уехать туда, куда путёвку могут себе позволить купить 3-5 % россиян.

2. Тексты на неизвестном языке. Гипотеза об образовании святого языка двумя братьями - Славянами прекрасна, чиста и не обсуждается. Каждое Слово - это Дело.
 
Замечательно.  Но признаемся себе на уровне здравого смысла – сколько человек ныне читает через «ять»? Попытки честно понять старославянскую грамоту заканчиваются стандартно – покупаются книги-новоделы, неизвестно кем и как изданные. Гигантский рынок, кстати! А как замечательно будет, если церковь будет издавать всю молебную литературу, весь великий Канон на современном русском языке, доступном всем! Сколько молодых, думающих, чистых душой, но не являющихся лингвистами по профессии будут молиться в Храмах по всей стране на своём языке!  Сколько людей в отдалённых районах страны, наконец-то смогут понять, что, как, когда и о чём говорили великомученики, пророки, святые старцы и духовные академики прошлого. 
А ныне ситуация обратная -  Религия делает всё, чтобы свод великих истин был закрыт для большинства верующих семью печатями – текстами на непонятном наречии.

3. Службы на неизвестном языке. Следствием неизвестных текстов являются непонятные подавляющему большинства граждан страны невнятные обряды.

Не странно ли, помилуйте! Духовные вожди, великие духовные учителя современности ежедневно, многие часы говорят всем непонятные слова. Ради чего? Религия утверждает, так надо, так свято, остальное –  ересь. Вера тихонечко пытается поступать, как говорил Спаситель в проповеди: «Ищите и обрящите,  просите, и дано будет!». Но здравый смысл стремится понять, а как же просить, если не знаешь языка? Учить язык в духовной семинарии? Всем ли это дано, учитывая доходы наших граждан, размеры страны, да и просто, например,  часто встречающуюся у обычных граждан неспособность к языкам?  Практически никому не дано. Сколько же человек реально учит старославянский, чтобы понять, о чём это рассуждают наши Владыки и к чему они так долго и часто призывают? Сотни, максимум – тысячи. Из десятков миллионов верующих. Пропорция, однако!

И как быть тем, кто искренне пришёл в Храм, но слов не знает? Как опять же попросить помощи? Читая Молитву, скажет Религия. НЕТ! Не соглашается здравый смысл. Нельзя, неправильно говорить то, чего не знаешь. Если слова перепутаешь, звуки неправильно произнесёшь, дифтонг не уловишь, ударение переставишь, Текст исказится, возможно, что-то неправильное пожелаешь, себе или близким. Да запросто. И получается, что искренняя вера в силу собственной молитвы должна пройти ещё одну проверку – «фонетикой и морфологией».

И желает здравый смысл молиться своими словами, только лишь. Тогда зачем все эти гигантские талмуды проповедей и молитв? Для Внутреннего употребления, не иначе. 
А приходишь в Храм, там Служение идёт. Прекрасно, хочется склониться до пола. Как замечательно было бы, если, приходя в Храм, Каждый услышал бы знакомые и вечные пожелания: Счастья Детям! Здоровья Близким! Мир Всем Входящим, Радость, Совет, Любовь! Один бесконечный добрый тост с искренними пожеланиями! Ведь именно об этом говорили и Спаситель, и первые Апостолы, и все истинные Служители. Любите друг друга! Творите Добро! Благо Вам! Как важно именно доброе слово сейчас, для всех,  здесь переусердствовать невозможно. И прибавится прихожан сторицей, и добрее и искреннее будут их разум и чувства, если все эти добрые слова будут понятны.
Много проповедей говорится в храмах, но слишком много ритуалов на незнакомых наречиях. О чём они? Кто знает? Нелепо, когда диктор на ТВ комментирует события в главном Храме страны как действия космонавтов при выходе из корабля на орбите!

Вот и становится всё больше желающих прийти в Храм, когда там нет проповеди! По вполне понятной причине – чтобы не мешали, не сбивали. Вдумайтесь, что происходит, Религия, сохраняя старые тексты, просто отдаляет себя от верующих. То, что было естественным в 18 веке, уже 100 лет назад перестало быть актуальным, а сейчас стало просто бессмысленным наваждением.
Не похоже ли это на работу миссионеров в Африке в 18-19 веках, обучавших «правильным» духовным действиям громадные людские массы?  Похоже, только знак противоположный. Многие миссионеры искренне полагали, что несут удаленным колониям свет и прогресс. Что на самом деле несли европейцы, не обсуждается, чтобы не проводить ненужные параллели.
Здесь же налицо насильственный перманентный возврат на много веков назад, когда действительность, мягко говоря,  была несколько иной, люди были в главном такими же, но все обычаи, отношения, правила и устои, скорости и нормы общения имели кардинальные отличия от эпохи смены рас, детей индиго, мобильного и свободного мира.

Облекая все духовные усилия в непонятную форму, религия бетонирует стену между собой и всеми людьми, не причастными к этой профессии, а это уже некий «цеховой сговор», возможно, вследствие боязни утраты влияния через отмену неизвестных ритуалов или просто снобистское нежелание быть «внутри масс».

II. Россия и Православие в начале 20 века

Наиболее трагичное, катастрофическое по последствиям, изменившее до неузнаваемости  саму суть церковного Бытия время, когда священнослужители, чтобы не согрешить, должны были проститься с самой жизнью. Испытание для  России, испытание для Религии. Что-то  случилось с Верой, остальное было следствием. Многие ведущие мыслители (Бердяев, Ильин), писатели (Бунин) в той или иной степени связывали гибель православной России со стагнацией религиозности и несоответствием религиозных догм и правил изменившимся условиям жизни российского народа. Хотели изменений к лучшему, а получили уничтоженную державу. Очень жестоко, но очень верно сказал через 100 лет наш мудрейший философ-юморист: «И на борьбу со своей страной поднялся весь народ!»
Нет мотивации для глубинного анализа запутанного клубка противоречий России, проблем православия, религиозности и верований того периода, тем более что это уже тысячекратно проделано.

Главная задача несколько иная – как в сравнении с тем периодом не допустить ни в малейшей степени аналогичных последствий, разрыва в устремлениях, в намерениях, в деяниях для населяющих нашу страну верующих людей и религиозных служителей.
   
III. Россия и Православие в начале 21 века

Если провести нетривиальную аналогию между тем, что последствия текущего финансового кризиса в начале  21 века могут быть для России столь же разрушительны,  как и роковая война с Японией в начале 20 века (есть надежда, что в основном лишь в плане духовной веры в свою самобытность, мощь и несокрушимость), то неизбежно появится вопрос о последствиях этого кризиса для глубинной духовности, учитывая, что это будет уже третий за 20 лет удар по благосостоянию и сознанию большинства людей.

В отличие от начала 20 века церковь и религия уже давно не могут претендовать на роль единственного утешителя гонимых бедой народных масс – появились куда более привлекательные мнимые точки психологической опоры.
Ныне каждый свободен в выборе приоритетов, в зависимости от уровня самосознания и достатка не трудно выбрать любой способ – Интернет,  экстрасенсорика, шопинг, алкоголь, эротика,  да что угодно человек может освоить для освобождения от решения для себя важнейших психологических и нравственных проблем каждого дня.

Вот только глобальные проблемы соотношения и взаимосвязи Религии и Веры мало кого стали серьёзно интересовать, а напрасно! Повсеместно становится известно о различных таинственных и необъяснимых случаях и явлениях, происходящих  с людьми; НЛО, пришельцы, круги на полях, телепатия, телекинез, ясновидение, прорицание, исцеление, дети Индиго…. Кто и как должен всё это объяснять, если не Служители Бога?
Не странно ли, что как ранее коммунистическая партия хранила тягостное молчание по поводу не укладывавшихся в убогие стандарты навязанного атеизма фактов, так и сейчас церковь и религия не обращают на эти множественные явления никакого внимания?

Если традиция некомпетентного невмешательства в удивительные события Вселенной и боязливое замалчивание явлений,  с которыми всё чаще и чаще сталкиваются обычные люди была единственно возможным и хоть как-то объяснимым вариантом реагирования для угасающего строя уходящих советских чиновников (не наше это дело, мы коммунизм будем достраивать), то попытка игнорирования чудесным образом меняющегося окружающего реального мира для Религии может послужить самоустранением из глобального процесса растущей Веры и самодостаточной духовности населения.
Здравый смысл удивляется, почему Интернет переполнен необычными фактами, на ТВ уже открыто транслируется в он-лайне соревнование Экстрасенсов, а Религия делает вид, что обладает абсолютным монопольным правом на управление духовной энергией, молитвенной информацией, не вникая и не комментируя колоссальный спектр постепенно открывающихся людям явлений единого энергоинформационного пространства.

И не происходит ли на наших глазах окончательное разделение старого и нового пути Веры? Если в начале Христианства Добро было в диковинку и саму идею доброго отношения к себе подобным, в отличие от биологических хищников, нужно было поддерживать, рискуя оказаться четвертованным, либо на костре, если в средние века  Христианство уничтожало незаурядность мужчин и красоту женщин, не уничтожает ли Христианская Религия в наши дни саму себя, посредством отторжения большинства ищущих настоящую Веру именно в тот момент, когда апологетом этой Веры может стать каждый для себя самого?

Происходят удивительные явления и в масштабе, который замечен всеми. Дети, рождающиеся в обычных семьях за последние 2-3 года интеллектом, скоростью развития и мышления настолько превосходят своих недавних сверстников, что невольно задумываешься о начале пути Шестой Расы – да, эти детишки в массе своей другие, они будут жить в ином энергетическом пространстве, они должны быть к этому готовы.

Педиатры в растерянности и, как обычно, в тупом усердии прописывают этим чудным созданиям вредоносные пилюли и микстуры, но явления этим не устранить, можно только уже в детстве разрушить иммунную систему и печень. Медицина, даже причинная, здесь не к месту. Не та епархия.
Родителям же приходится где-то искать выход. Здравый смысл сядет за компьютер, войдёт в Интернет, сформулирует поисковый запрос и получит миллионы страниц с информацией о детях Индиго. И попутно начнёт изучать материалы про ауру, карму инкарнацию, энергетическое пространство, тонкие энергии, которыми и ради которых создан мир…. Об этом говорят все. Молчит лишь Религия. И как быть в этом случае Вере?

Люди нашей страны пережили очень много. Уничтожение Религии ленинским оплаченным бунтом. Растление личности и иезуитское проклятие Души сталинизмом.  Водворение на престол атеизма. Тихий возврат к религиозности. Грубую пропаганду Религии. Наконец, пришла пора, когда по доброй воле, каждый может для себя выбрать истинный баланс в сложнейшей триангуляционности Вера / Религия / Здравый смысл. 

С одной стороны, старшее поколение не заслужило факта потери последней духовной опоры, к чему, кроме явного раскола неизбежно приведёт религиозная реформа.

Символ Веры (на самом деле Нагорная Проповедь Спасителя на непонятном наречии это не Символ Веры, а  символ Религии, здесь тонкая сокрытая коллизия, представьте, если бы Спаситель говорил со своими учениками на китайском, либо на современном английском, многие бы к нему прислушались?) несменяем, к нему привыкли в транскрипции «Даждь нам днесь». Вряд ли порадует 80-летнюю бабушку «Дай нам на каждый день». Это дидактика формы, это не есть суть необходимых перемен.

Но необходимо признать, что изменения глобальной концепции Религии, её места в духовном продвижении людей, рост степени активности и позитивности в самом проповедовании духовности на сегодняшний день подготовлены самой Вселенной, открывающейся нам в удивительной полифонии Гармонии, Красоты, Любви. И игнорировать эти явления не пристало тем, кто своё Служение посвятил, тому, чтобы помочь своим согражданам разобраться в вопросах Веры, Духовности и Бытия.   

Ныне же все усилия этого духовного института сконцентрированы лишь в области государственного служения. Фактически это единственный реальный оплот государственности, объединяющей людей, консолидирующий страну.
Попытка войти в ту же реку. Иллюзорная попытка «Православие. Самодержавие. Народность» конгруэнтно трансформировать в «Религия. Страна. Народ» не выглядит убедительно. Слишком много разрушено в Стране. Слишком много критических стрессов испытал Народ. От Религии в лучшем случае пытается перейти к Вере.

Вот, что может дать намёк на выход из критической ситуации: «ИСТИНА. ВЕРА. ЧЕЛОВЕК»!

IV. Молитесь за него – он горит в обоих случаях

Таким образом, от личности Верховного Владыки требуются противоположные действия – модернизация Канона в целях сохранения Веры  в изменившихся условиях Бытия и полная консервация для противодействия расколу в тяжелейший период нашей истории. Крайне важно также при всех условиях сохранить глобальные результаты деяний предыдущего владыки - сближение и объединение православных конфессий и территорий.

Что имеется в позитиве?
К высшей церковной власти пришёл сильный, мудрый и просвещённый Лидер, который в течение нескольких десятилетий имел расширенный доступ ко всем источникам информации,  имеющий по этой причине полное неискажённое представление о реальной духовной и социальной жизни страны, о мыслях, мечтах и деяниях её людей, как в статусе паствы, так и в обычном гражданском обличии.

Митрополит, дипломат и политик в одном лице может позволить себе аналитическую деятельность любого уровня, и будем надеяться, что выбор будет сделан от рычага государства в пользу плавного движения к Вере каждого человека.
Разумеется, быть столпом света для десятков и сотен  миллионов человек занятие крайне хлопотное и неблагодарное, проще быть ведущим средством управления этими массами на другой стороне баррикад. Но сделать это крайне необходимо.
Иначе лет через 15-20 все вопросы Веры и Религии каждый для себя решит, исходя из новой информации, и поймет, насколько безнадёжно отстаёт от реалий старая история о Пророке, который приехал погостить в Иерусалим на пару дней, задержался там не по своей воле и навечно вошёл в историю  человечества. 

И действительно, если и далее щепетильно игнорировать все сигналы о строении материи и энергии (не в плане общей теории относительности, а в том бесконечно сложном вселенском порядке, в основе которого лежит многомерный Высший  Разум)  … то может сложиться такая ситуация, когда к Религии будут обращаться лишь как к форме государственного служения и ходить в церковь будут только чиновники по разнарядке.
Где и откуда возьмётся паства, если Религия будет и далее отталкивать думающих и чувствующих негласным запретом на обсуждение реальных явлений и, как и ранее всё на первый взгляд необъяснимое будет сводить к искушениям и козням нехорошего врага?

V. Молитесь за нас – мы пройдём этот квест.

Возможно, проблема разрешится сама по себе. Каждый образованный и гуманный человек (таковых, уверен, становится с каждым годом всё больше, несмотря на данные статистики образования) спокойно выберет для себя доступный уровень религиозности, иногда будет ходить в церковь. Мы ничего не теряем.

Мы в очередной раз пройдём все проблемы, ни один кризис не способен нас разрушить. Сами, только сами можем разобраться и решить, что для нас полезно. Хотелось бы, конечно, прийти в Храм и услышать там серьёзный диалог о Карме, Инкарнации, об Энергиях, создавших нас и генерирующихся нами для питания Высших миров. О взаимосвязи качества генерируемой энергии с собственным поведением.

О бесконечности миров божьих. О предыдущих цивилизациях, согрешивших и бывших уничтоженными. Не о Лоте и его бедной жене, а об Атлантах, Лемурийцах, о Шамбале, наконец, о которой только ленивый не говорит, и ищет даже офтальмолог.…
О том, как сохранить нам Природу на Земле и саму Планету. И Человека.

Нужно актуализировать последние данные о строении мира без разделения на научную и религиозную составляющие. Нужно в церкви говорить о духовной энергетике, а на научных семинарах обсуждать картину Рериха «Горец». 

И, главное, для всего этого нужны Личности. И в первую очередь в церковной среде. От того, сколько и каких личностей призовёт Патриарх к высшему служению, зависит, пойдет ли наше Православие по пути плавного реформирования, повернётся ли  ликом своим к верующим согражданам, и возможно ли станет развитие Религии для сохранения и умножения её могущества в позитивном аспекте духовного бытия.

Веруем и искренне молимся. На современном русском языке.