Колизей

Олег Крюков
                КОЛИЗЕЙ.

Наша римская гостиница находилась на Виа Национале. А это всего в десяти минутах неспешной ходьбы от Колизея. Поэтому  он стал первой достопримечательностью Вечного города, которую мы посетили. Правда, добирались мы до него целый час. Потому что, не могли пройти мимо уютной траттории, где нас ждала симпатичная официантка и великолепный бизнес-завтрак за тринадцать евро.
   Честно признаться, меня не охватил священный трепет, когда я увидел полуразвалившиеся  грязные стены. А когда узрел представителей «братских» республик, которые торговали всякой ерундой у древних стен, то и вовсе упал настроением. Всё же сумел взять себя в руки. Это же Рим, уверял себя. Он видел разных варваров, подумаешь, несколько пакистанцев и бангладешцев торгуют дешёвыми сувенирами! Причём себя мнил не больше, не меньше римским патрицием. Или командиром легиона.
 Итак, чётким шагом солдат армии Марка Аврелия наша группа стала спускаться с лестницы к амфитеатру. Каково было наше удивление, когда рядом с представителями азиатских племён мы увидели НАСТОЯЩИХ легионеров! В панцирях из металлических пластин, шлемах с плюмажами и… пластмассовыми мечами. Этим муляжом некогда грозного оружия  потомки Цезаря и Калигулы пользовались вовсю. Хлопали по упругим попкам молоденьких туристок, щекотали заплывшие талии зрелых матрон. - О времена, о нравы! – оставалось мне воскликнуть подобно Цицерону. Такого падения имперских нравов даже я не ожидал! Надо отметить, что в роли легионеров выступали сплошь потасканные жизнью и поеденные молью мужички. Наверняка, неудавшиеся артисты, подумалось мне. Те, кому уже не светит слава Марчелло Мастрояни и Микеле Плачидо.
  В сам амфитеатр вела многочисленная разноплемённая очередь. Гиды-зазывалы на неплохом английском предлагали индивидуальные экскурсии. Но мы дисциплинированно (сказалось советское прошлое) отстояли длинную очередь.
 И вот я в стенах древнего амфитеатра, открытого ещё в 80-м году от Рождества Христова императором Титом. Мой друг заботливо вручил мне трубку с аудио-гидом.
 Внутри тоже разноязыкое многоголосье. Левым ухом я слушаю приятный женский голос, рассказывающий мне о гладиаторских боях, о забивании диких зверей, о травле этими же зверями первых христиан. И эти римляне ещё моих предков называли варварами? А сами-то кто? Наш Иван Васильевич Ужасный, который травил голодными медведями своих политических оппонентов, наверняка позаимствовал эту безобидную забаву из  «большого» театра Вечного города. Damnatio ad bestias – отданный на растерзание зверю. Так именовалась популярная римская казнь. Причём казнили не только уголовных преступников. Люди, не сделавшие ничего плохого, были жестоко умерщвлены лишь за свою веру.
  Я брожу по трибунам, и этот светоч древнеримской культуры нравится мне всё меньше. Внизу - развалины – бывшие гримёрные, комнаты, где готовились к боям гладиаторы, клетки с дикими зверями. Напротив меня ложи для императора и знатных патрициев. Прямо под ними восстановили арену, укрепив её железными конструкциями. Произошло это в 1939-м году. Италия, ведомая любвеобильным Муссолини, переживала последний приступ имперского величия. Для чего они  восстановили арену? Уж не хотели ли публично расправляться на ней с ливийскими и эритрейскими партизанами, да и со своими диссидентами?
  Мы обходим круг амфитеатра и подходим к императорской ложе. Неужели здесь в окружении трусливых льстецов сидели философ Марк-Аврелий и узурпатор Авидий Кассий? Извращенец Коммод – недостойный сын своего великого отца. Мне так и видится Хоакин Феникс с презрительной насмешкой в карих глазах. Хотя настоящий Коммод был великолепным бойцом, и извращенцем не более чем другие властители Рима.  Он неоднократно выступал в этих стенах. А убил его не Рассел Кроу, прошу прощения, Максимус. В 192 году от Рождества Христова его задушил личный раб, атлет Нарцисс. Где-то здесь, в этих развалинах, в комнате для переодеваний. 
  Кто-то из нашей команды, не очень сведующий в истории, восклицает: - Подумать только, сам Спартак выступал здесь!
  Ошибочка! Бывшего фракийского вождя казнили за сто тридцать лет до постройки Колизея. Да и тот, что мы видим, восстановленный в третьем веке после пожара 217 года.
 Несмотря на закрытие Колизея в 405-м году императором Гонорием, он использовался как арена для боёв до начала 19 века.
  Вроде бы всё! Мы выходим за древние стены в сутолоку римских улиц. Покупаем у бангладешцев, или пакистанцев, а может быть и шриланкийцев дешёвые кружки с изображением Колизея, с ручкой в виде легионера. Последний раз смотрим на не реализовавших себя в большом искусстве актёров, и вынужденных простаивать целыми днями в старинной одежде возле древних стен. Впрочем, жизнью они довольны. За возможность сфотографироваться рядом с собой берут пять евро. Учитывая ежедневную проходимость, евро двести в день они зарабатывают. Кому и сколько отдают – не знаю, но на жизнь им жаловаться – грех.
  На ночь Колизей закрывают. Древние стены в гирляндах огней смотрятся не в пример красивее и романтичнее; чем днём. А ещё, говорят, что по ночам внутри бродят привидения. Души убитых гладиаторов, съеденных львами преступников. Но об этом пусть пишут Дэн Браун или Стивен Кинг, у них получится лучше.