Василид

Константин Рыжов
Василид, один из видных представителей гностицизма (http://www.proza.ru/2010/12/12/538), происходил из Сирии, но жил и действовал в Египте. Он учил в Александрии ок. 125-130 гг. Им написано 24 книги. В кратких словах учение Василида заключается в следующем. Начало всего сущего есть существо до такой степени трансцендентное, что никакое человеческое представление о нем невозможно. Оно называется у Василида «не сущий Бог». Из этого начала произошло все. Не сущий Бог из не сущего сотворил не сущий мир. Но хотя мир – не сущее, в нем заложены элементы реального бытия, которые Василид называл «семенами». Мир, таким образом, можно представлять как совокупность семян - панспермию, которая должны в перспективе развиться в определенное реальное бытие. В этой панспермии изначально содержалось некое высшее бытие - «трехчастное сыновство», единосущное самому Не сущему. Судьба составлявщих его частей была различна. Движимое естественным влечением, первое сыновство мгновенно выделилось из массы и вознеслось к Не сущему. Вслед за ним захотело вознестись туда же и второе сыновство. Но оно было не способно к такому полету. Поэтому оно создало крылатое существо, «Духа Святого» и при его помощи вознеслось за пределы мира. Сам Дух, однако, не мог вступить в сферу Не сущего и он остался как «твердь», как граница между миром и вышемирным.

      Вслед затем из низших элементов панспермии выделился первый архонт - «великий князь», более несказанный, чем само несказанное, и более могущественный, чем самое могущественное, прекрасный, мудрый и могучий. Однако его пневматическая натура не могла проникнуть в сферу Не сущего. Он даже не подозревал о существовании вышемирного и считал себя верховным богом. Он породил сына, еще более высокого, еще более прекрасного и мудрого, чем он сам. Они вместе сотворили эфирный мир или огдоаду. Затем выделился второй архонт, тоже «несказанный», но низший первого. Он точно также родил лучшего, чем он сам сына и также вместе с ним сотворил материальный мир – гебдомаду (то есть «мир семи планет»). Остальная часть панспермии не имеет своего архонта, а управляется лишь имманентными законами. Но именно в ней содержится истинная соль мира, цель его существования.

    Тайна мира открывалась людям постепенно. В период дозаконный они жили в состоянии греха и неведения. Период подзаконный начался  откровением Бога: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, - говорит архонт гебдомады Моисею, - но имени Божия  (то есть сокровенного архонта огдоады) Я не открыл им». В эпоху  Евангелия наступило второе откровение. Ум сына великого архонта озарила тайна, сокрытая от веков, и он постиг, кто такой Не сущий, что такое сыновство, что такое Св. Дух. Это Евангелие он сообщил своему отцу. Тот пришел в ужас, когда узнал, что он ошибочно считал себя верховным Богом, что выше его есть Бог Не сущий. Но этот страх был началом премудрости. Архонт охотно покорился Евангелию. Тогда сын великого архонта, теперь называемы Христом, сообщил луч евангельского света сыну второго архонта. Действие было то же самое. Наконец идея сыновства нашла и на Марию и исполнила ее сына Иисуса, этого первенца сынов Божиих и первородного третьего сыновства в этом мире. Он познал тайну сокровенного и возвещал ее.  Его крестные страдания не были искупительной жертвой за других. Это был лишь болезненный, но тем не менее неизбежный процесс разделения пневматического, психического и материальных элементов в Иисусе. Этот кризис разрешился тем, что телесная природа в нем возвратилась в безобразное состояние, в котором находится все в этом мире, психическая – в гебдомаду, духовная – в огдоаду и наконец, «третье сыновство» в беспримерной чистоте вознеслось к Не сущему Богу.

    Таким образом, Иисус стал «начатком разделения» смешанных элементов, которое должно вести к освобождению всех духовных людей. Как только этот процесс выделения окончится и все элементы мировой массы разместятся в соответствующих категориях, наступит третий и последний акт мировой истории – восстановление всего. Бог пошлет на весь мир «великое неведенье»: второй архонт не будет знать, что выше его есть великий архонт, этот последний не будет знать о существовании сыновства и Не сущего. Ничто не будет испытывать болезненного влечения к высшему, и все навеки останется на той ступени, на которую оно поставлено выяснившейся в своей чистоте его природою.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239