Н. К. Рерих и его наследие. памятные даты

Валерия Павлюк
   13 декабря - день памяти Николая Константиновича Рериха.
   В наше время,век узкой специализации,фигура Н.К.Рериха представляет собой уникальное явление. Разносторонность его дарования велика. Великий художник,великий учёный и писатель,археолог и исследователь,он касался и освещал множество аспектов человеческих устремлений.
   Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября) 1874 года в Петербурге. Летние дни мальчик проводит в отцовском имении Извара. Торжественная и строгая красота северных пейзажей захватывает его воображение,будит в нём художника.
   Впоследствии он скажет:"Вообще помни о Севере.Если кто-нибудь тебе скажет,что Север мрачен и беден,то знай,что Севера он не знает. Ту радость,и бодрость,и силу,какую даёт Север,вряд ли можно найти в других местах. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?
   В Академии художеств - Рерих окончил её в 1897 году - он попал в мастерскую Куинджи,замечательного художника и человека высокой нравственной чистоты. Он стал для юного воспитанника не только учителем живописи,но и учителем жизни.
   В качестве дипломной работы Рерих представляет в Академию художеств полотно с выразительным названием "Гонец". Тут же на конкурсной выставке Академии художеств она была приобретена для своей галерии П.М.Третьяковым. О молодом художнике заговорили. Восторгались неожиданным свечением красок. Объявляли родоначальником исторического пейзажа.
    Решающей для жизни и всей духовно-творческой работы Н.К.Рериха была его встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой,правнучкой фельдмаршала Кутузова,выдающейся женщиной двадцатого столетия,подвиг которой в должной мере ещё не оценён. "Спутницей,другиней и вдохновительницей" называет Рерих свою жену.
    И Елену Ивановну,и Николая Константиновича объединяла тяга к Индии,к завоеваниям духовной культуры Индии.
    В начале века Рерих вырастает в крупнейшего художника России. В 1909 году он становится академиком. В его картинах причудливо переплетаются история и современность,фантастика и реальность. Зрителей восхищает одухотворённость его полотен,их поэтическая пластичность и целостность. В этот так называемый "русский" период творчества Рериха в его произведениях со всё нарастающей силой звучат восточные мотивы.
   Октябрьская революция застала Рериха в Финляндии. По настоянию врачей вот уже второй год он живёт в тишине,на пустынном побережье Ладожского озера. Его мучают постоянные пневмонии и бронхиты. Летом 1918 года затяжная полоса болезней остаётся позади. Можно подумать о поездках,об активной творческой работе. Рерих отправляется в Копенгаген (где устроена его выставка),затем а Англию и оттуда - в США. Здесь он прожил почти три года.
   С триумфальным успехом идут выставки картин Рериха в городах Америки. Успех сопутствует другим начинаниям художника. Он создаёт Институт Объединённых Искусств, в самом названии которого воплощена его сокровенная мысль о синтезе всех видов творческого устремления. Идея сотрудничества народов на почве культуры легла в основу учреждённых им международных организаций. Организации Рериха ширятся,растут. Создаётся Музей,носящий его имя.
   Америка явилась трамплином для будущей научно-художественной экспедиции Рериха в глубины азиатского континента. Эту идею он вынашивал давно. Гипотеза о единых корнях русской и индийской культур,которой придерживался художник,требовала основательных доказательств и подтверждений фактами. Рерих полагал,что изучение Индии даст соответствующий материал. Первая мировая война помешала его планам,но не сорвала их окончательно. В 1923 году экспедиция,сооружённая на средства американских общественных организаций,сочувствующих мыслям Рериха, начинает путь по Великому Индийскому маршруту. Её целью было "проникнуть в таинственные области Азии,в тайны философии и культуры безмерного материка". Предполагалось изучить памятники древности,отметить следы великого переселения народов,собрать сведения о современном состоянии религии и обычаев в странах Азии. И,конечно, намечались чисто художественные задачи.
   Экспедиция в Сердце Азии стала кульминацией всей многогранной деятельности Николая Константиновича и вершиной его духовных устремлений. Знания учёного-археолога,мастерство живописца,глубокие познания в области духовных учений Востока, опыт организации целого ряда культурных учреждений в России и Америке - всё это нашло своё выражение во время Центрально-Азиатской экспедиции.
   Нашли своё применение и историко-археологические познания Рериха,его давний интерес к проблеме путей переселения народов и связи культур Запада и Востока. Рерих был уверен,что Запад многое самое ценное воспринял от Востока,Азии. Там же и будущие ценнейшие нахождения в духе и культуре.
   Кроме Николая Константиновича в основном составе экспедиции находились его жена,Елена Ивановна, и старший сын,учёный-востоковед Ю.Н.Рерих.
   Выйдя в 1924 году из Индии,экспедиция за пять лет прошла через Китай,Сибирь,Алтай,Монголию,Тибет и через княжество Сикким (Индия) вернулась в Индию,завершая круг,прочерченный экспедиционным маршрутом на карте планеты.
   Путь каравана пролегал по одному из самых важных путей эволюции человечества, и трудности,его сопровождавшие,имели особый смысл. Пересекая пространство и время,Рерихи несли послание о Новом мире,оставляя на своём пути благословенные Магниты,которые зажигают в людских сердцах много благородных стремлений.
    Трудной была экспедиция. Но вот годы напряжённых трудов и опасностей позади. Закончена экспедиция. Рерих получает право поселиться в долине Кулу,у подножия Гималаев. На базе богатейших материалов экспедиции создаётся Гималайский Институт научных исследований. Институт с поэтическим названием"Урусвати" ("Свет утренней звезды") ставит целью объединить усилия учёных всего мира по изучению фауны и флоры Азии,по изучению истории и искусства народов Азии. Деятельность института,во главе которого становится Юрий Рерих,была прервана второй мировой войной...
   
   Из окон дома Рериха открывается величественная панорама горных вершин,увенчанных снегом. Здесь художник пишет знаменитую гималайскую серию картин,по справедливости считающуюся вершиной его мастерства.
   "Певец священных гор" - так называли художника.
    В серию "Гималаи" входит около 500 картин. Художник писал горы в различное время суток,при свете луны или солнца,утром и вечером.
    "Нигде на земле настолько не выражено два совершенно отдельных мира, - писал Рерих,- мир земной с богатой растительностью,с блестящими бабочками,фазанами,леопардами... А за облаками,в неожиданной вышине сияет снежная страна,не имеющая ничего общего с кишащими муравейниками джунглей..."
    Известно,какой невероятной,сверхчеловеческой работоспособностью обладал Рерих. Семь тысяч полотен написал художник. Перед ним обычно стояло три или четыре мольберта. И он подходил то к одному,то к другому,одновременно завершая несколько сюжетов. По свидетельству Святослава Николаевича (младшего сына Рериха),два-три часа (а иногда и менее) уходило у его отца на статью или очерк. Если же прибавить к этому,что почти не было дня,когда бы художник не сидел за письменным столом,то становится понятным,почему так велико и многообразно его литературное наследие. Десять томов вышло при жизни художника, и в настоящее время издаётся много его трудов. О чём бы ни писал Николай Константинович,он неизменно размышляет о Культуре,о её судьбе в условиях наступления бездуховности. Сегодня особенно актуальными являются его мысли о высокой миссии России,которой,в чём Рерих был абсолютно уверен,надлежит идти по пути защиты духовных ценностей - "охранения" всего,чем "жив дух человеческий". Именно с будущим Новой Страны связывал он свои надежды и творческие планы. Именно России предназначалось созданное в течении всей жизни.
   Главный зов художника - "зов о культуре". Это естественно: вся его жизнь шла под знаком "Мир через культуру",он был автором Пакта о защите культурных ценностей,впоследствии названном Пактом Рериха,имевшему целью оберечь и сохранить культурные завоевания как отдельных стран,так и Планеты в целом.
   В результате той огромной работы,которую провёл сам Рерих и его сподвижники, Пакт был подписан США и двадцатью другими странами. Впоследствии количество подписавших (среди них была и наша страна) увеличилось. Эмблемой Пакта стало Знамя Мира - три красных круга в большом,символизирующее единство прошлого,настоящего и будущего в круге вечности.
    Жизненность и актуальность мыслей и лозунгов Рериха говорит о том,что он умел увидеть тенденцию развития. А это - признак истинного гения. Некоторые его выступления - те,в которых поставлены вопросы о защите природы,охране старинных памятников,- настолько своевременны,что кажутся адресованными непосредственно к нам. Примечательно,что вопросы не только поставлены,но и намечены конкретные пути их позитивного решения (а это тоже - скажем прямо - случается нечасто).
   В истории развития человечества не раз бывали периоды,когда личная нажива и материальные достижения становились целью цивилизации,неибежно увлекая людей в пропасть всемирных разрушений и бедствий. Именно в такой момент истории пришёл Н.К.Рерих,чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям и провести их через все подстерегающие трудности и опасности в Обитель Света.