Нарисованная любовь ч. 27

Татьяна -50
Элиза сидела и смотрела в окно. Она не думала не о чем: пусто в душе, лень шевелиться, даже дышать – если б можно было замереть совсем, окаменеть, чтоб перестать чувствовать равнодушно бившееся сердце. Куда делась веселая сообразительная девушка? Видимо, немного было отпущено ей беззаботных дней, они закончились, а впереди лишь обычная дорога обычной жизни.
Когда открылась дверь и вошла мать, Элиза оглянулась, но не выказала никаких чувств.
- Вот ты где,- проговорила Энн. Я искала тебя в саду, думала, ты как обычно в это время прогуливаешься. Почему никуда не пошла?
Элиза только неопределенно пожала плечами.
- Ну, и хорошо, что ты здесь. У меня к тебе есть разговор, очень серьезный и важный для тебя. Давай сядем на диван. Мамочка принесла тебе чудесные новости. Ну, давай рук.
Она усадила Элизу рядом, взяла вторую руку и заглянула в глаза.
- Доченька, я очень благодарна тебе, что ты вняла моим наставлениям, успокоилась. Я не показывала виду, но так переживала, когда ты пыталась отступить от предназначенного тебе пути. Надеюсь, моя девочка поняла бессмысленность того, что затевала. Да, да, я не ругаюсь, сама была такой молодой, впечатлительной. Хотелось несбыточного, полета, мечтала раствориться в блаженстве и остаться там навсегда. Что смотришь так удивленно? Я, по-твоему, не женщина? Сразу родилась такой древней, как сейчас? Все помню, понимаю, поэтому и стремлюсь помочь тебе, как когда-то надо мной ворковала моя мамочка. Ты же понимаешь, что мамочки не делают ничего такого, чтобы их доченькам было плохо? Понимаешь?
- Понимаю, - кивнула Элиза.
- Я знала. Ну, не буду больше томить тебя. Вот ты и дождалась своего счастья!- Это Энн произнесла очень торжественно.
Элиза молчала.
- Элиза, тебе нужно собираться. Поедешь к своей крестной, да, да. Это далеко, но не смертельно, тем более, тебя там уже ждут. Твоя крестная, ты знаешь, необычайно чуткий и душевный человек. Живет она в огромном поместье на севере Лондона, мы ведь были там, когда ты была совсем маленькой, не знаю, помнишь ли. Крестная давно овдовела, живет со своим сыном. Он – настоящий хозяин в поместье, образованный, блестящий мужчина. Да, он старше тебя, много хлебнул горя – жена умерла год назад, и деток ему не оставила. Крестная писала мне, как переживает за него, как мечтает, чтобы он вновь обрел опору ввиде семьи – важной ячейки нашего общества. Это очень хорошая партия для тебя, Элиза. Ты хозяйственная, покладистая, просто золотая девушка – находка для порядочного человека.
- Мамочка…- дрожащим голосом еле слышно произнесла Элиза.
Энн сильнее сжала ее руки.
- Нет, нет. Это все эмоции, первое, что выскакивает, когда жизнь кардинально меняется. Ты благоразумная дочь, я не имею желания повторять то, что говорила тебе много раз. Мы все друг другу сказали в бесконечных перепалках, уговорах. Были слезы, недовольство, но все равно вылезло наружу главное – ты послушная дочь! Ты будущая хранительница наших устоев! Когда-то ты оценишь мои титанические усилия привести тебя к покою, вспомнишь и тем же путем поведешь свою дочь.
- Не будь жестокой,- прошептала Элиза,- Ты требовательная, настойчивая, но не жестокая. Зачем ломаешь мне жизнь?
- Тихо, тихо, родная. Слезки – это лишнее. Сейчас они не так страшны, как было бы тогда, когда ничего не исправить. Я видела твои слезки, они быстро высыхали, исчезали, а правда не исчезнет, она наш путеводитель на сложнейшем жизненном пути. Ну что было бы со мной, не послушайся я в юности маму? Что бы вы сказали мне, если бы жили так, как эти Смитты – никому не известные, пытающиеся что-то урвать для себя в жизни. А вам не надо урывать, вы спокойно идете с высоко поднятой головой, не ожидаете насмешек в спину и осуждение. Это важно – не быть ущемленным ни в чем. Твой будущий муж поведет тебя по достойному пути, открыто, уверенно. Ты будешь знать, что олицетворяет собой настоящая леди, которую не в чем упрекнуть. Лондон – мечта любой девушки. Мигель – это даже не Артур. Артур – завидный жених в нашей местности, ох, он еще будет от зависти кусать локти. Все поймут, что, сколько бы не подпрыгивали, им никогда не допрыгнуть до твоих высот.
- Мама, почему ты так болезненно реагируешь на других? Ты бы позволила нам быть счастливыми.
- Мои дети все чувствуют себя счастливыми, такими и останутся. Роберт – этот не свернет, не поддастся на сладенькое слово «любовь». Керри – умница, она свое не упустит. Вот только ты сопротивляешься своему счастью. Глупенькая мечтательная Элиза. Я сейчас уйду, ты поплачь, пусть со слезками уйдет горечь, обиды. И собирайся. Медлить не будем. Мигель уже выслал за тобой своего поверенного.
Элиза закрыла лицо руками и замотала головой:
- Нет, нет, я никуда не поеду.
- Поедешь,- Энн поднялась.- Здесь нет других вариантов. Я обо все договорилась, дала слово. И брать его назад не собираюсь, это непорядочно. Ты не посмеешь выставлять мать, которая заботится о тебе, на посмешище. Пришло время брать на себя ответственность за семью, имя, поступаясь личным. Все. Через часик  я пришлю тебе Виолетту, она поможет со сборами. Много брать не надо. Лондон – особое место, там нужно соответствовать высокому имени. Крестная поможет приобрести все, что полагается, будет твоей наставницей и опорой.
- Ты давно все задумала, поэтому и вела себя так спокойно.
- Да, и горжусь этим. Зря твои слова звучат осуждающе. Но я тебя за это даже не упрекаю, списываю на молодость и то, что ты еще не знаешь, какое приобретаешь счастье.
- Я никогда не буду счастливой без Георга,- безжизненно проговорила Элиза.
- Прекрати немедленно!- голос Энн зазвучал грозно.- Возьми себя в руки. Сколько можно терзать сердце матери?
- А мое не в счет,- еле слышно то ли спросила, то ли проговорила Элиза для себя.
- Не разжалобишь меня своими уловками. Оставь их для будущего мужа. Только пользуйся ими осторожно, естественно, будь слабой снаружи и сильной внутри. Об этом мы поговорим позже.
- Я не хочу замуж за вдовца!- крикнула Элиза, вскочив.
- То, чего ты хочешь, не приемлемо,- отрезала Энн. – Все, хватит переливать из пустого в порожнее. Посиди одна, побурчи, выскажи этим стенам все, что пожелаешь, они выдержат. Я тоже стена, со мной бесполезно биться.
Энн вышла, щелкнув замком. Элиза еще некоторое время стояла, глядя на двери, потом села. Внутри все бурлило, но постепенно ею овладевало то равнодушие, которое прочно обосновалось в душе до прихода матери. Устала бороться, наплевать на все. Жизнь сломана, не выправить. А это равнодушие лучше, чем боль или полет, который трагически обрывается. Она – не героиня, она девушка, которых множество. Если бы все достигали любви, на Земле давно был бы рай. Он где-то есть, но ей дорога туда заказана. Терзаться, рвать себя изнутри – бесполезно. Смириться? Нет, даже этого она себе не позволит. Просто  существовать, как требует общество, без своего лица, в маске довольства и гордости за него. В маске, к которой привыкаешь и уже не помнишь своего лица. Это очень удобно, чтобы однажды сказать своей дочери твердое «нет» и захлопнуть калитку в рай.

Вечером Энн собрала детей в гостиной.
- Я хочу, чтобы сегодня вы побыли вместе именно здесь, в нашем доме, где столько времени жили рядышком. Ну, правда, Роберт иногда покидал нас, но мы считали, что он где-то здесь, просто вышел, ждали, встречали. А сегодня я собрала вас, чтобы сказать: нас покидает Элиза. Это очень большое событие в ее жизни, а для меня и разлука и радость от того, что она будет устроена.
Керри и Роберт переглядывались, пытались поймать взгляд Элизы, но она не отрывала глаз от матери, на лице ничего нельзя было прочесть.
Энн насладилась произведенным впечатлением.
- Элиза уезжает в Лондон к крестной.
- В гости?- Керри выдавила это неуверенно, чувствовала, что не ради этого собрала их мама и вела себя так загадочно.
- Сначала в гости, но останется там насовсем. Ты, Керри, не помнишь Мигеля, была крошкой, когда они приезжали к нам, а вот Роберт знает его хорошо. Когда ты видел его последний раз. Сынок?
- Перед последним отъездом по службе. В этот раз не удалось побывать у них, я заезжал к другу, а это немного в сторону.
- Мигель имел честь предложить руку нашей Элизе.
Повисла тишина. Молчала даже Керри, только вертела головой, открыв рот.
Заговорил Роберт.
- Насколько я знаю, Мигель женат и уже давненько.
- Он пережил страшную трагедию – похоронил обожаемую жену. Достойная была женщина, он умел выбирать.- Лицо Энн на время стало скорбным.- Но жизнь продолжается, разумный человек это понимает, тянется к семье, чтобы все было упорядочено.
- Он старый?- спросила Керри.
- Ну что ты, Керри, он – в расцвете. Старше, конечно, нашего Роберта, но что для мужчины возраст? Зато он с уже устоявшимися взглядами на жизнь, не наделает ошибок, как многие известные вам молодые. Такие, как Мигель и наш Роберт, должны быть примером.
- Нам нужно готовиться к сватовству?- спросил Роберт.- Когда приезжает Мигель?
- Помолвка и следом свадьба будут в Лондоне. За Элизой приедет доверенное лицо от Мигеля.
- О!- воскликнула Керри.- А почему не он сам? Я хочу посмотреть на нового жениха.
- Мигель занят, он очень деловой человек.
- Да,- объяснила Элиза,- дела отложить нельзя, они есть всегда. А жена – это временно, ее найти не проблема, не важно: кто, лишь бы соответствовать.
- Элиза,- с мягким упреком в голосе произнесла Энн, глаза же смотрели строго.- Мы все понимаем твое волнение сейчас и в связи с предстоящими изменениями. Это для девушки естественно. Но настоящая леди должна уметь сдерживать чувство. Я же вас всегда этому учила.
- А я и сдерживаюсь.
- Умница.- Энн сделала вид, что не заметила вызывающего тона дочери.- Вот я и решила вас собрать, чтобы вы этот вечер провели вместе. После каждый из вас будет рассказывать своим детям о чудесных днях в родительском доме. Я поручила приготовить сегодня нам необычный ужин, что-нибудь легкое, праздничное. Пойду распоряжусь, чтобы начинали накрывать стол. Керри, деточка, пойдем с мамой, ты теперь остаешься первой помощницей вместо Элизочки.
Энн с улыбкой протянула руку, видя колебание на лице Керри. Не хотела оставлять младшую дочь без присмотра, опасаясь неблагопристойных разговоров Элизы.
Керри неохотно поднялась.
- Я еще успею тебе помочь,- сказала она, выходя за матерью.- Мне хочется подольше побыть с Элизой.
- Побудешь, доченька. Я специально увела тебя, чтобы Роберт смог по-взрослому поговорить с твоей сестрой. Он должен успокоить Элизу- она ведь очень волнуется- чтобы дальше все шло гладко. Вы же иногда из протеста не хотите слушаться мам, а друг другу доверяете больше.
- Мне жалко Элизу,- сказала Керри.- Ей трудно будет все здесь бросить. И Георг остается здесь. А как же любовь?
Энн хотела сказать что-то резкое, но сдержалась.
- А вот это и доказывает, что любовь – сама по себе, а жизнь – это другое. Таков удел женщины – жертвовать собой.- Энн с досадой отмахнулась от возникшего образа Джона.-  Любовь придет, но к мужу, когда он будет рядом, и тогда каждая из вас поймет, что это и есть истинное счастье. Так что ты не переживай: Элиза девушка правильная. Она хорошо устроится, потом и ты поедешь к ней, для тебя тоже найдется достойная пара среди лондонской знати.
Керри улыбнулась новой для Энн улыбкой.
- Нет, мама, я отсюда никуда не уеду.
- Ты еще маленькая, поэтому так и говоришь. Все бы тебе сидеть возле мамки. Нет, надолго задержаться не получится. Замуж все равно надо выходить, выбор делать придется.
- Я уже не маленькая. Почему вы меня до сих пор такой считаете? И выбор свой давно сделала.
- Что?
Энн ошалело смотрела на дочь.
- И ты начинаешь? Нет, я дождусь покоя в своем доме? Даже не заводи разговор на эту тему. Не хватало, чтобы еще ты отмахивалась от наставлений матери.
- Мне не нужны никакие наставления. Мне нужен только один человек, и он будет мой, я это знаю, я этого добьюсь. Я говорю об Артуре.
Энн изумленно смотрела на дочь.
- Не смотри так, мама, я от своего не отступлю.
- Нет, нет, Керри, я ничего не говорю.- Мысли Энн уже неслись в привычном направлении.- Просто Артур почти женат, даже я не смогла этому воспрепятствовать.
- Вот именно – почти. Ах, мама, а теперь ты Элизу отправляешь из дому. Значит, не будет приезжать Дженни и с ней Артур.- В голосе Керри слышалась настоящая горечь.
- Тише, тише,- Энн обняла дочь.- Артур дружит с Робертом, он обязательно будет появляться. Да и мама у тебя пока еще с головой. Ах, ты, моя умница! Я не зря сказала: будешь первой помощницей. Давай мы это с тобой обсудим позже, как проводим Элизу.
- Я подожду. Я умею ждать. Мы ведь будем с тобой заодно, правда, мама?
- Конечно, моя хорошая. Можно достичь всего, что задумано. Если твердо стоять на своем – жизнь будет союзницей.
- Это ты про Элизу?
- Про нее тоже.
В памяти Энн отчетливо всплыла картина: двое в ночном лесу. Алисия в двух лицах: спасительница и мерзкая выскочка, метившая не туда, где ей положено быть. Ну, ничего, теперь эта дамочка в ее руках.
- Я думаю, Элиза будет счастлива,- Керри смотрела на мать ничего не выражающим взглядом.
- Обязательно! И это счастье принесла ей я. В свое время она это оценит, я отправляю ее со спокойным сердцем.
Мать и дочь были похожи на двух союзниц, только что заключивших устраивавшее обеих соглашение.