Инвалиды

Светлана Бестужева-Лада
Слово "инвалид" происходит от латинского "инвалиду", что означает "бессильный", "слабый". У Владимира Даля трактовка несколько иная: "Инвалид - отслуживший. заслуженный воин. неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью". А современный ожеговский словарь дает такое определение: "Человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие аномалии, ранения, увечья, болезни".
Какое из этих толкований ближе к истине? Применительно к нашему обществу - никакое. Далеко не все инвалиды бессильны,  другое дело, что общество умышленно сужает возможную сферу их деятельности. Ставший каноническим пример Алексея Маресьева не слишком убедителен: считанные единицы безногих рвутся летать или делать что-то превышающее их возможности.
Но в Институт международных отношений, равно как и в Институт стран Азии и Африки, а также во многие другие высшие учебные заведения инвалид поступить не сможет: его не пропустит медкомиссия. Хотя почему - неизвестно.
Насчет отслуживших, заслуженных воинов лучше стыдливо промолчать: известно, как наше общество относится к инвалидам войны, особенно если внешне увечье никак не проявляется. И утрата трудоспособности не всегда происходит просто очень трудно найти работу... не по силам даже, а по возможности приспособиться к условиям и нормам труда, рассчитанным на абсолютно здоровых людей. Почему-то представляется, что инвалиды способны только клеить коробочки или плести авоськи.
В нашем обществе инвалиды - это досадная помеха на пути безразлично куда. Сначала они мешали уверенно двигаться в светлое будущее, теперь путаются под ногами по дороге в рынок. А затраты какие!
Сколько стоит инвалид?
Судите сами: инвалиду 1 группы с детства полагается 50-процентная скидка на проезд в железнодорожном транспорте и междугородних автобусах. Хорошо еще, что льгота действует только с октября по май, а то государство бы в трубу вылетело. Раз в 7 лет бесплатно выдается инвалидная коляска, которые выпускает единственный завод в России. И раз в семь лет также бесплатно предоставляется мотоколяска. Автомашина с ручным управлением типа "Запорожец" продается за вычетом стоимости мотоколяски. Заплатил - и совершенно "бесплатно" катаешься в "Запорожце" А тут еще и льготы на право приобрести по низкой цене и установить около дома металлический гараж отменили. Сразу просторнее стало, правда?
Вот и все, если говорить серьезно. Специальных детских садов для детей-инвалидов нет. Обучение на дому почти не практикуется. В школе-интернате (если удастся туда устроиться) ребенок находится в окружении таких же инвалидов, что снимает с повестки дня вопрос о социально-психологической адаптации молодого инвалида в наших условиях.
По закону 2% рабочих мест на любом предприятии должны быть гарантированы для инвалидов. На практике... В 60-х годах государство ликвидировало артели инвалидов, и теперь они напрасно добиваются возвращения отнятых у них предприятий. В соперничестве с коммерческими структурами победителя можно предсказать заранее.
Тяжелые одинокие инвалиды получают патронаж от Красного Креста. От райсобеса дважды в неделю таких инвалидов посещает соцработник, приносит продукты (не более 4 кг на человека за один раз), а также лекарства из аптеки. Поскольку у каждого соцработника на обеспечении около 10 человек, обслуживание соответственное.
ЧТОБЫ ПРИЗНАЛИ УВЕЧНЫМ,  НУЖНО ЖЕЛЕЗНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Каждый десятый гражданин России фактически признан обществом человеком второго сорта
Существует перечень определенных заболеваний, согласно которому по медицинскому заключению ребенок может быть признан инвалидом. До 16 лет он через райсобес получает пособие. Если его мать должна находиться постоянно около него и не имеет возможности работать, она получает пособие по уходу.
В 16 лет ребенок проходит врачебно-трудовую экспертизу (ВТЭК). Ему устанавливают определенную группу инвалидности:
- 1 группа считается "нерабочей", хотя в справке часто делается запись, что данный инвалид может выполнять надомную работу.
- II группа может быть как "рабочей", так и "нерабочей". Это связано с общим состоянием по заболеванию, то есть с физическими ограничениями: неполный рабочий день, отказ от командировок.
- Ill группа - "рабочая", но также с ограничениями по физическому состоянию. Невоеннообязанные.
Если инвалид находит работу, то через 1 год (до 20 лет) он начинает получать пенсию, независимо от размеров зарплаты.
Пенсия по 1 группе в данное время исчисляется таким образом: минимальная заработная плата + пособие по уходу + дотации местной администрации.
Не умереть с голоду на это, конечно, можно…
Сколько людей находится в такой тяжелой ситуации? Неизвестно. Да-да, неизвестно, поскольку конкретных статистических данных о числе инвалидов в России не существует. Официальная статистика учитывает лишь тех, которые получают пособия и пенсии. А сколько людей не обращаются в органы социального обеспечения, боясь, что наше "гуманное" трудовое законодательство лишит их возможности заниматься интересной и более или менее прилично оплачиваемой работой? Уверен, что у каждого из нас найдется хотя бы один родственник или знакомый, по всем параметрам подпадающий под категорию "инвалидов", но нигде в качестве такового не зарегистрированный.
И дело не только в работе. Для того чтобы очевидному инвалиду получить необходимые бумаги, нужно обладать железным здоровьем. Могу привести конкретный пример. Бабушка моей знакомой, девяностолетняя старуха, почти полностью лишилась зрения. Понадобилось отвезти ее на несколько комиссий, чтобы те признали (!) инвалидность первой группы по зрению. А потом еще пару месяцев бумаги "дозревали" в инстанциях. Затем моя знакомая несколько дней провела в очереди, чтобы эти бумаги получить. При вручении же свидетельства об инвалидности сотрудница ВТЭК добродушно сказала: "Мы вашей бабушке дали первую группу пожизненно (выделено мною), так что ей можно больше не приходить". Напомню, что бабушка – позапрошлого  века выпуска. Комментарии, по-видимому, не нужны.
Не существует не только статистических данных - единого мнения о численности инвалидов в России. Цифры называются с "разлетом" в полтора десятка миллионов человек от 4 до 20 миллионов. И почти каждая судьба - маленькая трагедия.  Но ведь у нас издавна повелось, что "личное не имеет общественного значения".
Грустный парадокс заключается в том, что период 1982 - 1992 гг. был объявлен ООН десятилетием инвалидов. Выводы о нашем месте в мире в этой области делайте сами.
Сейчас в высшем законодательном органе России и в аппарате президента созданы соответствующие органы (по-видимому, комиссии), подписано два "целевых" указа. Но подписание указа, а тем более создание комиссий. как нам известно, вовсе не означает, что будут сделаны какие-то конкретные практические шаги. Общество и государство, изолируя инвалидов от остального общества (в буквальном или в переносном смысле слова), толкает их либо к пассивному иждивенчеству, либо к откровенному сбору подаяний. Исключения в виде пробега от Дальнего Востока до Москвы в инвалидных колясках и прочие подобные мероприятия лишь подтверждают правило: для нас инвалид - это неполноценный человек.
Всемирная же программа действий в отношении инвалидов, разработанная экспертами ООН, предполагает такие меры со стороны всех правительств, "чтобы лица, становящиеся зависимыми в результате серьезной инвалидности, имели возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни".
Наше же государство "дозрело" пока лишь до признания проблемы инвалидов и осознания необходимости заниматься этими проблемами. Но само-то общество осталось прежним! Не случайно же главной стратегической задачей международных мероприятий по поддержке десятилетия инвалидов ставилось "повышение сознания здоровых людей, как на международном, так и на национальном уровне».
РУЗВЕЛЬТ ТОЖЕ БЫЛ ИНВАЛИДОМ
Не так давно Институт молодежи проводил "круглый стол" по проблемам молодых инвалидов. И вот, когда один из его участников - инвалид с детства - робко заметил представителям московской администрации, что для инвалидов почти ничего не делается, одна из дам-администраторш страшно возмутилась: "Как это ничего не делается?! Только в Моссовете создана специальная комиссия с подкомиссиями. И вообще - приходите и участвуйте в нашей работе".
Особенно мило это предложение прозвучало по отношению к молодому человеку: "прийти", будучи прикованным к инвалидной коляске, он явно не мог. Но воспринял приглашение нормально. Я же, грешным делом, не выдержал и спросил даму, поняла ли она сама, что сказала?
Дама страшно удивилась моей реакции и объяснила: в нашей стране инвалидов вообще меньше, чем в других отдельно взятых странах. А на мое уточнение, что меньше зарегистрированных, поскольку получение инвалидности у нас автоматически делает человека "гражданином второго сорта", заявила: "Какой из инвалида работник?" Пример американского президента Теодора Рузвельта ее не убедил: "Президент - это не работа".
Мы страшно любим сострадать вообще. И поразительно бездушно относимся к отдельному конкретному страдальцу. А ведь инвалидов - миллионы. Каждый десятый в нашей стране.
Между тем инвалидность в нашей стране стремительно молодеет. Если в 1980 году было зарегистрировано 53 тысячи инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, то к 2008 году это число возросло до 341 тысячи. А ведь это только официально зарегистрированные в органах социального обеспечения! Плюс Афганистан. Плюс Чернобыль. Плюс Чечня. Плюс сегодняшняя служба в армии, особенно в горячих точках. И на этом фоне - высказывания типа "в нашей стране инвалидов вообще меньше..."?
Во всем мире "закладывают" в категорию инвалидов около 10% населения и на эту цифру ориентируются. У нас считается, что эта доля не может превышать 2 - 3%. А раз не может, значит, и не превышает.
До сих пор не удалось выявить, сколько молодых пострадало в результате чернобыльской аварии, поскольку чаще всего им дают инвалидность "по общему заболеванию". Но если считать, что молодежная группа составляет около 30% от общей численности инвалидов, а в 1991 году вследствие общего заболевания было признано инвалидами 746 тысяч человек, то сделать дальнейший подсчет нетрудно. хотя и это, похоже, не делается.
УРОКИ ПЕТРА 1
Министерство социальной защиты предупреждает: "острота в обеспечении инвалидов комнатными колясками снята за счет поставок по импорту". Острота снята - тупость осталась. Я не хочу никого оскорбить, но, насколько мне известно, "острота" проблемы с автомобилями "Запорожец" для инвалидов тоже снята раз и навсегда, поскольку для бесплатной выдачи было выделено (фонды, а не конкретные машины) 17,5 тысячи автомобилей. Потребность в них - в два раза больше. В свободную же продажу в 1992 году поступило аж 4 тысячи штук.
С жильем тоже нет остроты, поскольку нет проблем. На Западе - не падайте в обморок - существует до пяти тысяч архитектурных нормативов, учитывающих потребности инвалидов. Без соблюдения этих нормативов не принимается ни один проект жилого дома, в котором могут селиться инвалиды. В России тоже существует 13 (!) жилых домов, построенных специально для инвалидов.
Правда, у инвалидов появились две собственные газеты: "Надежда" и "Русский инвалид". Есть и журнал "Преодоление". И все это, разумеется, совершенно замечательно, но существуют у нас еще и инвалиды по зрению. Хотя, впрочем, еще Козьма Прутков сказал: "Нельзя объять необъятное". Поэтому даже и не пытаются. Нельзя - значит нельзя.
А ведь когда-то пытались. Первые странноприимные дома появились на Руси задолго до рождения Петра Первого. Он же окончательно закрепил "монополию" государства на заботу о физически и социально ущербных людях. Коротко суть новаторства Петра I: трудоспособным - работу, бездомным - приют, больным - лечение, впадающим в бедность - помощь, неспособным калекам - полное призрение, профессиональным нищим - кнут, галеры и рудники.
Так что не следует судить об отношении прежнего российского общества к обездоленным по бессмертной пьесе Максима Горького "На дне".