Я расскажу вам о Понке. Татьяна Русских

Литклуб Листок
 В тот день Нина Петровна, наш словесник и классная, женщина 60-ти лет с деспотичным лицом и острым, непроницаемым взглядом, была настроена к нам доброжелательно.

- Ребята, познакомьтесь: Лена Понкова. Прошу любить и жаловать. С этого дня Лена будет учиться с нами.

Двадцать пар глаз молча разглядывали новенькую. Незаметная тоненькая девочка, одетая скромно и дешево. Смахивает на интернатскую. Этакая «серая мышка». Я потому так подробно говорю об этом, что оно имело обширные последствия.

Новенькая в своем нелепом платье темно-зеленого цвета скромно протискивалась к свободному месту на последней парте.

- Понка-а-а! – протянул Сашка Воробьев, извечный выдумщик и заводила. Класс отозвался смешками. А новоиспеченная Понка, растерявшись и сконфузившись окончательно, неуклюже рванула вперед и нелепо бухнулась на стул.

Скоро о Понке забыли. То есть, конечно, мы замечали ее, но с той лишь целью, чтобы посмеяться над ее старомодными платьями, из которых она давно выросла. Настоящее ее имя мы не помнили уже на следующий день. А Понка осталась.

Никто даже не пытался с ней подружиться, никому до нее не было дела, и никто так бы ее и не заметил, если бы…

В тот год я была по-настоящему счастлива. Отношения со Стасом развивались стремительно. Каждый день после уроков он провожал меня домой, мы заходили в маленький магазин погреться, ели чипсы. Счастливые, мы тонули в сугробах, уступая друг другу единственные варежки, и долго целовались в подъезде.

Стас стал моим первым мужчиной. Это случилось у меня дома. Родители смотрели телевизор в соседней комнате, а я плакала от боли, крепко закусив одеяло… Не кричать, только не закричать!..

До конца десятого класса мы были близки. Родители ничего не подозревали. Лишь однажды отец, улыбаясь, сказал:

- А Стас хороший парень! Кажется, дочка, ты ему нравишься, что-то часто он стал бывать у нас…

Вполне безобидно, но я вздрогнула. И отвернулась. Кажется, слишком резко. После этого мы стали осторожнее. «Один учебник физики на двоих» был забракован.

Оставался месяц до летних каникул. Со Стасом мы теперь виделись только в школе. Пришла пора расплачиваться за нашу беспечность…

- Что с тобой происходит, Светлова? Две тройки за год! Ты понимаешь, что это значит? Или тебе все равно?

Светлова – это я. До этого – круглая отличница. На риторические вопросы отвечать не обязательно, и я молчу. И мне действительно все равно.

Нина Петровна останавливается возле моей парты и, нагнувшись, пристально смотрит мне в глаза. Ей кажется, что таким образом она внушает мне почтительный страх.

- Придется, Светлова, мне встретиться с вашими родителями. Имеются вопросы? – произносит она стереотипную фразу.

Я пожимаю плечами и ищу под партой руку Стаса. Теплая и мужественная рука.


Как-то неожиданно сообщили о тяжелой болезни бабушки, как-то скоро собрали вещи, как-то быстро шел автобус по размытым деревенским дорогам… Вспоминаю сейчас свою страдальческую замкнутость в те дни. Что я предчувствовала? О чем догадывалась?

Но вот позади остались километры, одинокие и грустные, и я, не раздеваясь, бросаюсь к телефону. Длинные гудки. Набираю номер Машки Воронковой – она живет в одном подъезде со Стасом.

- Але, Маш, привет!

- Привет.

Молчание.

Она знает, о чем я хочу спросить, и молчит. Я молчу тоже. Словно все звуки вымерли на земле, кроме моего тяжелого дыхания.

- Маш, как Стас? Я звонила ему, но, кажется, никого нет дома…

- Знаешь, - чувствовалось, что она тщательно и осторожно подбирает слова. – Пока тебя не было… Так неожиданно… мы все в шоке были…

- Да что случилось?! Где Стас?

- С Понкой.

Я брякнула трубку на рычаги. Меня колотило, как в ознобе. Что-то подсказывало мне, что Машка не соврала. Я смеялась над нелепостью сказанного. С кем? С Понкой! С этой… в драных обносках. С этой… Черт возьми!

Наконец я услышала любимый голос.

- Привет, Стас! Прости, что не сказала об отъезде. Я… Я люблю тебя, Стас! Але, ты меня слышишь?

- Слышу.

Один кленовый лист упал на подоконник. Зазвенел по стеклу. Внутри что-то тревожно зашевелилось. Эх, была не была!

- Стас, я Машке звонила…

- Значит, ты уже знаешь? Прости. Не хотел причинять тебе боль…

Мы молчали, захваченные мыслями об одном…

Когда в класс вошел Стас, я натянуто-тревожно замерла. Он прошел к ней. Сверлила мысль: «Так не бывает! Так не должно быть!» Но это было. М об этом уже знали все, и все это приняли. Все, кроме меня.

Стас избегал встреч. Только спустя неделю я смогла с ним поговорить, подкараулив около школы.

- Привет!

- Привет, - он попытался пройти мимо, тяжело ссутулив плечи.

- Стас, ты что, обиделся? Я же объяснила (почему слова превращаются в какую-то унизительную глупость?)

- Я не обиделся. Я люблю Лену.

- Кого-кого? Эту мышку серую? Понку интернатскую?

- Ее Лена зовут.

- Стас, ты что, смеешься? Какая Лена, ты посмотри на нее, ее нельзя любить, понимаешь?! Жалость берет и плакать хочется от одного ее вида…

Стас как-то странно взглянул на меня:

- мы с тобой очень разные люди.

И вошел в класс.

...Прозвенел последний звонок. По настоянию родителей я уехала поступать в медицинский. Незадолго до этого безжалостно сожгла все его фотографии, холодно наблюдая в огне судороги любимого лица. Много позже я узнала, что они поженились.

Все эти годы я думала только о них, давно перестав разбираться в своих чувствах: люблю ли я его или во мне горит только ненависть? НЕНАВИСТЬ!


...В ночь на 28 октября 20.. года в родильном отделении умирала женщина. Страдальчески морщась, она смотрела на болезненно-худого, с синеватым оттенком кожи, сына и по лицу ее текли большие, тяжелые слезы. Она умерла через несколько часов после родов.

Заполняя бумаги, я с ужасом прочитала фамилию роженицы: Токарева Е. В. Словно ножом полоснула по сердцу страшная догадка. Жирно подчеркнула слово «смерть» и открыла форточку. Повеяло свежим морозным воздухом…