Что такое Вера

Илья Рассказов
   Представления людей по многим жизненно важным вопросам нередко весьма смутны. Картина мира расплывчата. Многие понятия не определены однозначно. Смысл многих слов неизвестен и употребляя их, люди часто вкладывают в них своё личное туманное понимание, далёкое от того смысла, которое вложил в них тот, кто это слово придумал, который присущ слову от начала.
   
   Как оказалось, большинство людей, с кем мне приходилось в общении касаться понятия «вера» (да и других, чего уж там) либо совсем не имеют понятия о том, что это такое, либо из понятие весьма смутно и ошибочно. В это слово многие вкладывают своё представление, далёкое от истинного смысла. Рассмотрим суть данного вопроса.
   
   Общеизвестно, что человек воспринимает окружающий мир посредством органов чувств, данных ему именно для этого и сконструированных Творцом в совершенном соответствии с условиями земного существования.
   
   Никому не нужно доказывать, что наше тело обладает свойствами воспринимать предметы и события окружающего нас мира через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
   
   По Павлову, эти органы чувств составляют механизм первой сигнальной системы, посредством которой мы воспринимаем окружающую нас реальность непосредственно.
   
   В отличие от других живых земных существ человек имеет не одну, а две так называемые сигнальные системы. Вторая сигнальная система воспринимает информацию, выражаемую вербально, словесно. Слово есть условный код, нематериальный отвлечённый образ реальности. Слово дано только человеку. Слово является инструментом и проявлением «духа».
   
   Человеку свойственно осознавать всё, что он воспринимает и кодировать словом — предметы, процессы, явления. Слова создают в нашем сознании нематериальную замену материального мира, нас окружающего. Мы не только отражаем в сознании окружающий мир, но способны и создавать свой, новый, идеальный мир в нашем представлении с использованием слова и образов, отличный от реального. Словами мы моделируем картину мира.
   
   Слово является важнейшим средством коммуникации между людьми. Словом мы передаём друг другу свой опыт (то, что мы видели, слышали или воспринимали иным образом), то, что мы представляем в своём сознании, как реальные картины, так и  фантазии.
   
   Но в отношении взаимосвязи реальности и слова существует особенность, на которую часто не обращают должного внимания. Слово не связано с реальным миром жёстко и одним определённым образом. Слово может соответствовать реальности, а может не соответствовать ей по той или иной причине.
   
   Наше восприятие объективного окружающего мира через первую сигнальную систему является непосредственным. Благодаря тому, что мы способны его воспринимать, мы ориентируемся в окружающем мире и приспосабливаемся к тем или иным условиям. Так мы воспринимаем звук, свет и цвет, запахи, температуру и так далее.
   
   Хотя следует отметить, что непосредственное восприятие объектов мира не является гарантированно безошибочным и полностью адекватным. В силу постоянного присутствия в нашем сознании внутренней картины между нею и реальностью может возникнуть несоответствие. Так, мы можем неправильно воспринять, неправильно отразить реальность в своём сознании. Например, можем принять лежащий на земле кусок верёвки или шланга за змею, летящий вдалеке самолёт – за птицу etc.
   
   По этой причине, в силу возможности ошибок восприятия или интерпретации (оценки) получаемой через первую сигнальную систему информации, возникает возможность того, что и информация, передаваемая другим людям будет ошибочной, неистинной. То есть – не соответствующей объективной реальности. Такая ненамеренная ошибка - первая причина, могущая привести к возможности передачи неправильной информации.
   
   Второй причиной этого может явиться намеренное искажение информации о какой-либо объективной реальности. Любой человек, передающий другим информацию может сознательно её исказить, то есть сказать то, что не соответствует объективной реальности. Это называется ложью или обманом.
   
   В силу этих причин при восприятии нами словесной информации возникает необходимость оценивать её не только по содержащемуся в ней смыслу, но и ещё по одному параметру. А именно – по соответствию данной информации реальной действительности.  Вот тут и возникают понятия «истинности» и «правдивости». То есть, при восприятии высказываемой другими людьми информации мы постоянно вынуждены учитывать рассмотренные выше две причины возможной неистинности информации.
   
   Итак, принимаемая нами словесная информация может быть либо истинной, либо неистинной или ложной. Различие данных понятий заключается в следующем: «истинность» - это объективное соответствие словесной информации реальной действительности, ею выражаемой. «Правдивость» - это субъективная характеристика соответствия словесной информации к реальной действительности с точки зрения субъекта, передающего информацию, и субъекта, её воспринимающего. «Ложность» - сознательное искажение информации передающим её субъектом. Если проще: тот, кто говорит то, что знает и что сам думает, говорит правду. Тот, кто думает и знает одно, а говорит иное - лжёт.
   
   Никто из людей никогда не заинтересован в том, чтобы получать искажённую и ложную информацию об объективной реальности. Все мы желаем знать правду и только правду. Никто никогда не желает быть обманутым. Это – естественное желание. Оно исходит, в том числе, из нашего инстинкта самосохранения, так как неправильное представление об окружающем нас мире может быть для нас потенциально опасным. Для нас эта необходимость оценки информации на истинность существует всегда, и эта задача часто является непростой. 
   
   Итак, мы выяснили, что воспринимая мир непосредственно через свои собственные органы чувств, мы не можем предъявить никому никаких претензий относительно качества этой информации. Мы вынуждены просто принимать эту информацию и адекватно реагировать на неё. Механизм верификации получаемой информации в этом случае не нужен. «Это очевидно» говорится именно о непосредственно воспринимаемой реальности.
   
   Также мы выяснили, что любую воспринимаемую нами словесную информацию мы вынуждены тестировать по параметрам истинности и правдивости. Именно при таком тестировании и возникает три возможности: верить, не верить или сомневаться. Отметим, что такой необходимости не возникает при работе первой сигнальной системы.
   
   Верить – значит оценить информацию как правдивую и истинную. Именно такое отношение к информации, такая оценка и называется ВЕРА, то есть убеждение, что так, как нам сказали, было, есть или так будет. В этом случае мы реагируем так, как будто реальность имена такова, как и говорится.
   
   Любую неправильную информацию мы инстинктивно воспринимаем, как угрозу для своей безопасности. Когда какие-то признаки побуждают нас усомниться в истинности информации, мы вынуждены на это реагировать внутренним отторжением, непринятием данной информации. Внутреннее признание информации неистинной или ложной есть НЕВЕРИЕ. В этом случае мы поступаем так, как будто реальная картина событий противоположна сказанному.
   
   Состояние, когда мы ещё не можем однозначно определиться с оценкой информации и откладываем это на будущее – СОМНЕНИЕ. Это – промежуточное состояние сознания, когда мы производим анализ имеющейся информации для окончательного принятия решения – верить или не верить.
   
   Запутанность и многообразие мнений возникло в отношении понятия веры именно в связи с религией. До сих пор многие так и не могут ясно и однозначно определить для себя, что же такое вера. Одни считают веру неким чувством. Другие противопоставляют веру знанию, хотя эти понятия принадлежат разным категориям.
   
   На самом деле и тут всё очень просто. Библия, особенно Новый Завет, говоря о вере и призывая людей верить, просто предлагает людям принять все слова, сказанные Богом через пророков за правду и оценить их, как истинные. Только и всего. И это нужно не для того, чтобы человек испытывал какие-то сверхъестественные чувства, а для того только, чтобы действовать в соответствии со словами Евангелия для того, чтобы спастись, или – обрести возможность жить вечно. Никогда не умирать. Именно – поверить и действовать в соответствии с этими словами. 
   
   Существует выражение «слепая вера». Чаще употребляется в негативном смысле, как нечто несовершенное по сравнению с другими, а именно чувственными способами познания. Но в том и дело, что вера бывает только слепая. Библия говорит о двух путях познания – через «вИдение», и через «слышание». Здесь следует под «вИдением» подразумевать вообще чувственное познание посредством первой сигнальной системы. «Слышание» - это познание через вторую сигнальную систему, минуя органы чувств, через словесную информацию. 
   
   Вообще-то бОльшая часть знаний, которые мы получаем, приобретается нами именно через вторую сигнальную систему, значит  посредством ВЕРЫ, а не чувственным путём.  И обычно это не вызывает в нас сопротивления. Таким образом нами получаются знания в школе и вузе. Сложности возникают лишь при встрече с информацией, связанной с метафизическими вопросами, теми, которые выходят за пределы воспринимаемого чувственного мира и за пределы науки. Это область философии и религии. Вот тут и начинаем мы испытывать сложности. Конечно – мы же привыкли легко принимать информацию от официальных источников, априори являющихся для нас авторитетными. А в вопросах метафизических официальные авторитеты либо нейтральны, либо (что чаще) оппозиционны к религиозной или духовной информации. Человек вынужден оценивать эту информацию сам. Вот тут и проявляется его реальная способность или умение познавать истину. И по большей части оказывается, что человечеству нечем гордиться. Большинство людей мало приспособлены и плохо научены самостоятельно тестировать получаемую информацию.
   
   Подводя итог – ВЕРА есть оценка информации о чём-либо, выраженной в словах, как правдивой и соответствующей реальной действительности. Наоборот, неверие – отказ признать информацию соответствующей действительности.
   
   Если же мы в данный момент не может решить, истинна информация или нет, мы сомневаемся.
   
   Веру не следует противопоставлять «знанию», так собственно «знание» есть вся совокупность информации, хранящейся в нашем сознании и нашей памяти вне зависимости от того, насколько эта информация соответствует реальной действительности.
   
   То есть, человек, «знающий», что земля плоская и лежит на трёх китах, тоже имеет знание, хотя это знание и ошибочное.
   
   Так же стоит коснуться слова «доверие», смысл которого также многие путают. Доверие - это до-верие, то есть вера информации, которая нам ещё не знакома, но источник информации для нас уже является надёжным либо на основании предыдущего опыта, либо ввиду нашей субъективной легковерности или приверженности авторитетам. Фактически доверие мы проявляем самому источнику информации, если считаем его надёжным. В этом случае мы верим в то, что источник информации надёжен, поэтому всё, что принимаем от этого источника, считаем правдой и истиной.