Какие они - современные игрушки?

Ирина Дорошенко
«Не всё золото, что блестит»

 
Какими игрушками мы игрались в детстве? Мишками, у которых были пришиты толстыми нитками лапы, пластмассовыми куклами, действительно похожими на маленьких девочек, игрушечной посудой, деревянным конструктором с облезшей по бокам краской…

Нынешнее разнообразие игрушек впечатляет, но почему-то не радует. В нашу жизнь ворвались черепашки Нинзя, роботы-трансформеры, пираты Карибского моря, куклы-манекенщицы. В этом чуждом нам игровом мире теперь живут наши дети. Они не хотят некрасивых кукол, мишек с оторванными лапами. Блестит, сверкает, разговаривает… быстро ломается… быстро становится неинтересным.

Мы живём в обществе потребления, где вещам, в том числе и игрушкам, уготована недолгая жизнь. Что будет, если ребёнок привяжется к плюшевому мишке и не закинет его через сутки за диван? Что будет, если он два года будет играть одним и тем же констуктором? А вдруг он вырастет и захочет надёжный холодильник, хорошую стиральную машину, работающую без сбоев 20 лет, добротную обувь? 

Глупеют книжки и мультфильмы, игрушки становятся всё более «умными». Они отбирают у детей фантазию. Они сами всё делают за детей. Куклы разговаривают, машинки ездят сами, оружие стреляет со звуковым сопровождением – кто кем играет? Ребёнка, как и взрослого, развлекают со всех сторон. Ребёнка приучают к недолговечности. Как можно ценить то, чего много? Как можно ценить то, что быстро ломается? Как можно ценить то, чего по-настоящему не ценят ни папа, ни мама?

Разнообразие игрушек призвано заменить ребёнку общение; многие родители откровенно не понимают, как ребёнку может быть скучно, когда квартира завалена штампованной пластмассой. Но игрушки не могут заменить общение, ибо по-настоящему они мертвы; мертвы говорящие куклы и ездящие машины. Зачем им ребёнок – ведь они всё делают сами?

Задумайтесь, почему дети так любят снег и песок – материалы, с нашей точки зрения, совершенно не стоящие внимания? Потому что с ними, и правда, можно играть, играть долго и с удовольствием. Это материал, из которого можно создать всё, что угодно, - дать волю фантазии.Это материал, который нельзя сломать и услышать окрик родителей. Это материал, с которым так приятно работать маленьким пальчикам!

Простая палка, стул, брелок, старый ботинок или шнурок от него – всё может стать предметом для игры. Робот-трансформер и говорящая кукла – плохие предметы для игр, они сами в себе. Ребёнок просит их не потому, что они так необходимы ему на самом деле, он просит потому, что ему не хватает общения. Говорящая кукла поначалу создаёт иллюзию общения, но потом ребёнок понимает, что это только иллюзия. Малыш ещё в состоянии отличить поддельную вещь от настоящей. Но мы делаем всё, чтобы эту способность он поскорее утратил.

Юная мамочка покупает для шестимесячного ребёнка (!) «развивающий» DVD. Я спрашиваю, что на этом диске. «Там травка, солнышко, цветочки». Другие родители водят годовалого кроху на дорогостоящие курсы. «Ему там показывали настоящий подсолнух! Давали трогать пальчиками семечки!». Мы играем в театре абсурда или мы всё же  живём?

Покупая игрушку ребёнку на Новый год, задайте себе вопрос: какая от неё будет реальная польза, после того как вы вытащите её из коробки? Будет ли пиратский корабль держаться на воде? Можно ли будет усадить чудо-Барби за столик, покормить её из игрушечной посуды, заменить ей платье? Насколько похожи мягкие игрушки на реальных белок и зайцев? Хотели бы вы сами жить в обществе монстров и роботов-убийц или предпочли всё же более приятную компанию?

Некоторые учёные высказывают мнение, что игрушки ребёнку не нужны в принципе. Возможно, полный отказ от игрушек – это мера слишком кардинальная, но очевидно, что ребёнку нужна не игрушка, а игра. Игра, которая учит малыша, как вести себя в реальном мире, а не в мире роботов и куколок Барби.

* * *

Для тех, кому интересно:

1) Людмила Потапчук «Как и где выбрать для ребёнка безопасную игрушку»
2) Виктория Шапаренко «Выбрать полезную и безопасную игрушку для ребенка не так-то просто»


3) Леся ВОВЧИК-БЛАКИТНА (ведущий научный сотрудник Института психологии им. Г.Костюка АПН Украины) «Мы не рабы, мы - куклы?» - “Зеркало недели”, № 47 (626), 9 - 15 Декабря 2006 года. - http://freya.kiev.ua/?page_id=88