Муфлон-мутон

Виталий Хен
(Из сборника "Внимание!...СССР!")

В самом начале 90-х я начал разъезжать по командировкам по всей территории нашей необъятной Родины, налаживая деловые связи. Время к этому обязывало. Вся экономика нашей могучей страны стала давать сбой, появились проблемы с выдачей зарплаты, стали исчезать продукты и многие граждане нашей страны стали проявлять свою активность, чтобы успеть за быстро ускоряющимся темпом жизни.

Я много мотался, разъезжая то в один конец страны, то оказывался на диаметрально противоположном конце, но постоянно заезжал в Узбекистан. Отсюда я начинал свои путешествия, и сюда же возвращался к друзьям, с которыми сдружился за короткое время. Узбекистан во все времена считался хлебным краем. Даже в самые страшные голодные времена, которые иногда потрясали нашу совместную историю, здесь было относительное благополучие. А всё это было потому, что народ здесь крестьянский, не промышленный. Узбеки-крестьяне с давних времён научились возделывать землю, растя не только овощи и фрукты, но и хлопок, и выделывали из него самую различную ткань.
 
В эти края был проложен один из маршрутов Великого Шёлкового Пути, который способствовал развитию торговых отношений между отдалёнными друг от друга странами. И эта способность к организации торговых отношений и тяга к земледелию на долгие времена прославили эти края как благодатные и изобилующие всякими восточными чудесами. Но история, о которой я хотел бы рассказать, только отдалённо можно приблизить к торговым отношениям и чудесам земным…

В городе Ташкенте я останавливался у Рустама. Он был коренным узбеком, и торгово-предпринимательская жилка в нём била ключом, как и у всех его соплеменников-узбеков. Окончив ВУЗ, он по распределению попал на один из ремонтно-механических заводов в городе Ташкенте, но, учитывая, что в его жилах не текла кровь гегемона - пролетариев, в смысле, а текла только лишь кровь крестьянская, замешанная с кровью торгашей, он не встал у рабочего станка. Он устроился работать комендантом в рабочем общежитии при заводе.

 Но, исходя из своих исторических корней, и способностью извлекать выгоду из всего, что может этому способствовать, он организовал на одном из этажей этого общежития мини гостиницу, которая способствовала бы укреплению и увеличению его достатка, скромного к тому времени. Через некоторое время спустя, у него всё наладилось, гостиница стала давать кое-какой достаток, а вместе с достатком, как известно, приходят и искушения…

Среди постояльцев его гостиницы, естественно, бывало много представительниц прекрасной половины человечества, которые приезжали в этот солнечный край со всего Советского Союза отведать как восточных сладостей, так и новых ощущений. И от их чувственного взгляда не мог устоять мой новый знакомый Рустам. Короткие романы, рестораны, кафе, и вот - новая пассия, новый роман…

Как-то приехала в его гостиницу какая-то дама из Нечерноземья, и Рустам ударился в ухаживания. Но дама проявила неприступность. Она была заурядной коммерсанткой, и приезжала в Ташкент отовариваться для торговли в своих краях. В те времена вся оптовая торговля шла из дружественного и воинственного Афганистана, и товары оседали на знаменитых оптовых рынках Ташкента.

- Подари мне мутоновую шубку,- кокетливо прошептала она ему.- А потом – поглядим!
- Весь мир палажу к тваим нагам, каралева!-  Сказал дежурную фразу Рустам.- Пошли в ресторан шашлик кушать, пиво пить…- Привычно так произнёс он, беря её под руку.
- Нет, сначала шубку!...- Была неприступна «каралева» из Нечерноземья (весь мир по частям, значит!), оттягивая назад за спину свою тоненькую ручку.- А то знаем мы вас всех… Плавали! Сначала шашлык, потом потанцуем, потом, мол, что это у тебя за родинка там?… А потом отдышишься, и: «…а зачем тебе эта шуба?». Нет уж! Шубку – сначала!

Ну, шубку, так шубку! Какой вопрос? И стал Рустам обзванивать всех своих знакомых:
- Ассалом уалейкум, Гульджан-апай!...
- Здравствуйте, тётя Роза! Как ваше здоровье? Как здоровье у Исаака Яковлевича?…
-  …Калай сиз, Реиз-акя?  Якши ма сиз? ...

И всем: «…нужна мутоновая шубка сорок четвёртого размера. Что такое мутон? Как? Вы работаете в торговле и не знаете что такое мутон? А-а, вы не профессиональный торговый работник… А-а! …Всех наименований и не упомнить… Артикул какой? Хорошо, я узнаю какой артикул…». В очередной мой приезд в Ташкент я застал своего приятеля за активным поиском этого редкого изделия для капризных дам.

- Ассалом уалейкум, товарищ полковник! Калай сиз, Реиз-акя? Якши ма сиз?... Рахмат, рахмат … Товарищ полковник! Уважаемый! Есть просьба! Личная! Ну, очень, очень надо! Нужна мутоновая шубка сорок четвёртого размера. У Ваших ОБХССников нет нигде на примете? Кто такой этот мутон?- И Рустам взглядом спросил у меня – я только-только вошёл в комнату и услышал только конец фразы.

Я пожал плечами (я ещё не вник в суть вопроса, но этого слова раннее сам не слышал), и тихо переспросил:
- Мутон или муфлон ?
- Муфлон?- Переспросил Рустам.- Мутон, мутон!- Он отчаянно замахал рукой, показывая мне указательным пальцем на трубку телефона, и тыкая тем же указательным пальцем куда-то наверх, и ещё при этом несколько раз хлопнул по своему плечу тремя пальцами. (Ждёт ответа начальник милиции… Полковник! А-а! Начальник областного УВД…! МВД?... Думай быстрее!)- Рустам нетерпеливо махнул рукой, и добавил в телефон, вопросительно кивнув мне головой при этом,- это зверь такой!

Я опять пожал плечами и пальцами так по столу, изобразил скачущего зверя. Рустам сопроводил долгим взглядом мои пальцы, изображавшие убегающего зверя, и добавил в телефонную трубку:

- Он скачет ещё, Реиз-акя! Куда скачет?- И Рустам спрашивающе кивнул мне головой.
А я знаю? Я что, пас его, или гонялся за ним? О ком вообще разговор? О мутоне или о муфлоне? Но Рустам отчаянно замахал руками. И я, думая о муфлоне, волнообразно изобразил рукой горы, но он меня не понял и покрутил у виска пальцем – видимо, моё движение рукой он воспринял как волны – кто же это по волнам скакать может, русалка, что ли?! Я чётче изобразил гору.

- По горам он скачет, Реиз-акя!- Сообразил наконец-то Рустам. – По горам! …По каким горам?- И он снова кивком головы спросил у меня.
Вот пристал! А я знаю? Так про чё трёп вообще? Но на всякий случай поднял высоко руку.
- По очень высоким горам! На Памире! И на Кавказе ещё!- Выпалил измученный Рустам.– Хорошо, всё понял товарищ полковник! Жду звонка!- И, выдохнув, он положил трубку.

И когда мы с ним сидели в чайхане, чуть позже этого, он поведал мне эту историю с шубкой и капризной дамой.
- Делать тебе нечего, что-ли? Ерундой занимаешься! С таким вопросом и начальника ГУВД тревожить! Подари ей пальто из ламы, раз уж так приспичило. Сейчас оно стало очень модным, кстати!- Возмущался я.

А на следующий день позвонил этот самый начальник:
- Ассалом уалейкум, товарищ полковник! Уже выяснили часть вопроса? Ой, как я вам… Этот муфлон-мутон в «Красной книге»?! И из него шубу никто не делает?! Не может быть, Реиз-акя! Не-е-ет! Она не издевается! Это великая и прекрасная женщина!... Вы хотите знать ради кого я иду на такие жертвы?... Какие такие жертвы? ...Познакомить Вас? Э-э… Товарищ полковник! Сначала шубку надо найти, а Вас я с другой познакомлю… Алё-алё-алё! Товарищ полковник! У неё падрюжка есть… Такая же красавица и… Хорошо жду от Вас звонка!
 
- Ну, вот, и стал ты сутенёром!- Расхохотался я.- Где подругу-то искать будешь?
- А! Сейчас ей позвоню в Кемерово, скажу, пусть в следующий приезд возьмёт подругу…
Я хмыкнул и пожал плечами. Он, как и обещал, позвонил своей королеве в Кемерово. И та согласилась привезти подругу… Но за его счёт! У подруги нет желания тащиться через пол страны за свой счёт, чтобы поесть ароматного шашлыка с аппетитным и солнечным виноградом! И, что там, с шубкой? Ищу, ищу, «каралева»!...

А через два-три дня снова позвонил полковник:
- Рустамчик, дорогой, здравствуй! В общем, так! Я всё-всё выяснил и решил твой вопрос! Не перебивай! Потом скажешь… Короче говоря, зверь этот живёт высоко в горах на Тянь-Шане. И их количество очень-очень ограниченно, и он внесён в «Красную книгу». Поэтому разрешение на отстрел никто не даст. Для шубы твоей красавице понадобится пять-шесть штук, и я договорился насчёт отстрела - у меня в тех краях есть однокашники, и они помогут всё устроить. Зверь этот очень осторожный, и если тебе надо добыть несколько штук, то на это уйдёт месяц-два. Один охотник не справится, и, учитывая, что это тебе надо срочно, то потребуются три-четыре снайпера с СВДэшками . Со снайперами проблем нет – у нас в органах есть много бывших «афганцев», а с СВДэшками немного есть проблемы. Но я их решил. Будут винтовки. Добираться туда надо на вертолёте, и я договорился с пограничниками, они помогут. Только они взамен просят им кое в чём помочь - у них там с запчастями проблемы. Я договорился с зам командующим военного округа и им посодействуют. Кстати, он и выделит винтовки из арсенала. Но для командования округа послезавтра надо организовать маёвку на природе с девчонками. К ним приезжает комиссия из Москвы, на десять дней… В комиссии десять человек. И ещё командование округа. Короче, девчонок понадобится вагон и две тележки… И вот, после того как я тебе всё обрисовал, Рустам, скажи мне пожалуйста – тебе ЭТО всё ещё надо? Ты посчитал, какие это будут расходы? Нет ещё? Ну, когда посчитаешь, позвони! А подруга её мне на хрен не нужна! Ещё скажет тоже, чтобы я ей звезду с неба достал! Дел по горло, чтобы ещё за звёздами ползать по небу в моём возрасте… Звони, если что, Рустамчик!

Я, пока слушал монолог полковника, катался по полу на животе и держал в руках подушку, закрывая ею своё лицо, дабы не дать прорваться наружу громогласному и дикому хохоту. А Рустам слушал, молчал и его глаза округливались всё больше и больше, и в его отрешённо-пустеющем взгляде читалось: «Ну, ни хрена себе - шубка! Для арабских шейхов такой охоты не могли организовать, а здесь, ради «каралевы»… смогу ли я?... Да и хочу ли я?... уже?… ещё?...». Эта «каралева» позвонила с утречка пораньше и сообщила о том, что выезжает с подругой, и томно добавила, что ждёт не дождётся увидеть на своих хрупких плечах долгожданную шубку…

Полгода спустя мы встретились с Рустамом в Ташкенте. Я замотался по делам и не заезжал к нему всё это время. Сидя в чайхане и попивая крепкий чай, разговаривали о том, о сём, делились новостями, как вдруг он вспомнил:

- Помнишь ту историю с шубой из муфлон-мутона? Ты не узнал-таки, что такое мутон?- Я отрицательно покачал головой.- Тогда, когда я устал искать эту шубу из этого зверя муфлон-мутон, то стал искать пальто из ламы. Там тоже была история,- хохотнул он.- Тогда же все только слышали о таком пальто. А привозили их из Европы… Опять же  никто не знал, что это за зверь. Опять я всем говорил, что этот лама, бегает по горам… Потом кто-то сказал, что слышал про ламу где-то в Тибетских горах. И вроде бы, что это человек, а не зверь. Может быть он, этот «лама» сам шьёт пальто и потому все говорят «из ламы»?… Откуда я знал, как и где делают это пальто? Потом выяснил, что нужный мне лама бегает в Южной Америке, и пришёл в ужас, думая, что теперь придётся организовать экспедицию туда, к индейцам…, а знакомых пограничников там не найти… Короче. Оказывается, мутон – это подстриженная овчина. Понял? И это не шуба, а обычная тонкая дублёнка. И стоит такая дублёнка – копейки, по сравнению с пальто из ламы. А делают такие дублёнки в Афганистане, и этих дублёнок на Алайском базаре  – завались… Вот так вот! Век живи, век учись – всё равно как ишак тупой помрёшь! И если бы не эта сумасшедшая и не мой бабский интерес, так никогда и не узнал бы кто этот лама такой, и что такое мутон… Муфлон-мутон, понимаешь!