Курить или не курить?

Алекс Лофиченко
               
 КАК Я БРОСИЛ  КУРИТЬ.

На фотографии я (слева,самый высокий)во дворе своего дома - мне было 15 лет.

Вспомним известную всем курильщикам ироническую фразу Марка Твена: «Нет ничего проще, чем  бросить курить, я сам делал это по многу раз!». Под этими словами, уверен, подпишутся большинство курильщиков, решившихся покончить с этой вредной привычкой.

Расскажу Вам, как мне это удалось, но предварительно укажу на то, что никакие специальные леденцы и зашивание в уши иголок не отучило от курения ни одного моего курящего знакомого, желавших с помощью медикаментозных средств «завязать» с этим зельем (они все выдерживали такую «пытку» от недели до месяца).
Только сильное желание, с подключением своей, расхлябанной житейскими компромиссами и соблазнами, так называемой и всем известной, но большинством людей не используемой, СИЛОЙ ВОЛИ. Иначе ничего не получится, как бы мы не уповали на сторонние разрекламированные антиникотиновые средства.

Получается, что «СИЛА ВОЛИ» субъекта тут является, как бы, вторичным, вспомогательным фактором к пилюлям, а надо всё наоборот – волевое решение бесповоротно бросить курить должно полностью овладеть всем человеком и всецело довлеть над всеми его повседневными поступками (так или иначе переплетённые и завязанные с курением, начиная от выборки любимой марки сигарет или табака, красивых зажигалок, пепельниц, мундштуков, трубок и других табачных атрибутов) все 24 часа и должны быть полностью  переосмыслены и пересмотрены уже с позиции  некурящего человека.
Леденцы и пилюли, при этом, могут быть лишь вспомогательным средством, для постепенного отвыкания организма от  никотиновой зависимости. При этом, откупоренная  свежая пачка сигарет должна лежать на видном месте, для подтверждении мысли о безоговорочном прощании с курением (без всякой враждебности к табачной промышленности, как таковой).

С этого момента, к своему курящему прошлому, надо отнестись простительно, со снисхождением к своему недавнему пристрастию (когда-то относительно приятным), как к бесповоротно прошедшему, вредному для своего здоровья (и в какой-то степени для окружающих его людей) жизненному пути.
То что я начал курить в 12 лет в кампании таких же по возрасту пацанов отношусь без бесполезных сожалений о своём загубленном здоровье – что было, то было.
Лично у меня до сих пор хранятся, как в домашнем музее, все мои мундштуки, трубки и конечно пепельницы, ведь ко мне приходят и курящие гости, которые норовят вернуть меня обратно в курящее общество, всякими «коварными» способами, предлагая редкие сорта сигарет (якобы, совершенно безвредных для организма).

Сам же я, чтобы не потерять своих курящих друзей, активно не предлагал им «завязать» с куревом, если и предлагал, то только в ненавязчивой форме и в виде исключительно собственного опыта (разговоры про каплю никотина и  бедную легендарную лошадь, по-моему, ещё никого не отучил от курения), твёрдо зная, что    только сам человек и только по собственной воле может порвать со своим курительным прошлым. 
Вот когда такая мысль самостоятельно поселится в их просмолённых никотином головах (и закопчённых лёгких), вот тогда можно им по-дружески (деликатно, и не навязчиво) посоветовать, как сделать это безболезненно и наверняка, не мучая себя всякими научными антиникотиновыми режимами, и, конечно, поделиться своим собственным опытом «завязывания» с курением.   

Не каждому придёт в голову мысль, почему и не случайно ли слово из четырёх  букв «ВОЛЯ» имеет два основных смысла, первый смысл означает самое ценное для человека во все времена его существования это «СВОБОДА» - борясь за неё, шли на казнь, на каторгу, отправлялись в далёкие края (в нашем случае, это свобода от вредной привычки, от зависимости к никотину).

Второй смысл «ВОЛИ» заключен в способности самостоятельно принимать решения и их успешно выполнять – согласен, не всякому это по силам, хотя СИЛУ ВОЛИ можно в себе пробудить и натренировать, преодолевая свои мелкие недостатки (например: перестать держать руки в карманах, сморкаться с помощью двух пальцев, не употреблять в своей речи бранных слов, стараться громко не чихать, не сморкаться и не кашлять, не грызть ногти и т.п.).

Далее, предлагаю, 3-и способа расставания с курением:

1. Полное прекращение курения:
Утро начинать не с сигаретной затяжки, а со стакана крепкого холодного чёрного чая и лишь потом обычный завтрак. Далее, путь к работе не  должен быть с сигаретой во рту – следует в этот временной интервал, умно его заменить другим действием, вот тут то и пригодятся жевательная резинка «Орбит» или специальные леденцы. 
Потом, бросившего курить, ждёт ещё большее испытание – обеденный перерыв, ведь после приёма пищи так приятно было затянуться сигаретным дымком в кругу дымящих приятелей и поболтать на всякие интересные темы.
Тут надо решительно покинуть послеобеденную курящую кампанию, к тому же выдыхаемый ими табачный дым, будет невольно попадать и в ваши некурящие лёгкие, что  будет сильным искушением присоединиться  к курящей кампании.  Разговаривать  же с ними, самому не куря, но поневоле вдыхая их отработанный сигаретный дым будет ещё более вредным для вас чем собственное курение. Известен факт (это было в Скандинавии), как пожилая женщина приобрела рак лёгких, находясь в течение своей жизни на  работе в помещении с курящими мужчинами). 

Поэтому введите себе в привычку, послеобеденный променаж в ближайшем парке или посещение торговых точек, что будет полезным для вашего домашнего хозяйства (и на радость вашим близким и родным). Но, самым большим испытанием для бросившего курить является, выпив рюмку (другую),  не закурить, что требует напряжения всех ваших волевых качеств (надо мгновенно вспомнить, что ВЫ дали себе Слово не курить). Тем более, многим известно, что выкурив сигарету после рюмки, человек становится ещё больше опьяневшим (что чревато неприятностями, если приходится добираться домой издалека).

У курильщиков, не имеющих пока проблем с их лёгкими, считается некоторым шиком, выпив стопку водки (рома и др.) вместо закуски, смачно затянуться сигаретой (или выкурить сигару), что вдвое вредно для организма курильщика, но опьяняет тоже вдвое больше. Этот эффект, как раз и привлекателен для таких курильщиков, в целях экономии спиртного, если оно очень дорого (как, например, за рубежом – по такой привычке, сразу можно определить, что данный индивидуум вывез такой «закусочный» приём из-за рубежа).   
 
Большинство курильщиков спотыкаются именно на этом, хотение курить в такой момент увеличивается многократно. А дело всё в том, что выпивший человек уже мыслит по иному и трезвые умозаключения совершенно по иному воспринимаются его серым веществом, и решения принятые им в трезвом виде совершенно не имеют той силы и убедительности после принятия 100 грамм. 
Так люди, в трезвом виде, выдержав месяц без табака  или даже свыше полугода, ломались после принятия «на грудь» стопки спиртного.

Резкое бросание не всякому под силу, организм курильщика резко лишается привычной дозы никотина и происходит своеобразная ломка, отчего ухудшается привычное  настроение, появляется раздражительность и (у некоторых людей) неожиданное повышение аппетита.
Лично мне этот способ был не по силам –через месяц (под всяким удобным предлогом) начинал курить снова.
Мне было проще постепенное отвыкание от курения, путём уменьшения количества выкуриваемых сигарет, сдвигая этот процесс на вторую половину дня и т.д., о чём идёт речь ниже.
Вначале я пытался сразу бросить курить, но без курения мне удалось пробыть около месяца, до наступления очередного праздника с непременным коллективным возлиянием спиртного, свела на нет все мои антитабачные усилия.

Не  стану распространяться о том, что таких безуспешных попыток у меня было несколько, и тогда я остановился на постепенном сокращении времени своего курения, с поэтапным уменьшением суточной дозы никотина.

2. Постепенное отвыкание от курения:
Человеку, решившему порвать с пагубной привычкой курить и не сумевшему это сделать сразу и окончательно, лучше всего делать это постепенно, час за часом, отвоёвывая временное пространство, находящееся под властью  табака, путём постепенного сокращения потребляемого его количества в течение дня. 

Такой вариант будет менее болезненно восприниматься организмом, всецело и ежечасно зависящий от обязательного приёма определённой дозы никотина. Во-первых, встав утром с постели, не браться за пачку сигарет (которая должна лежать, непременно, на видном месте) и постараться пройти до остановки транспортного средства (автобус, троллейбус, метро), не закурив и продлив такое воздержание вплоть до обеденного перерыва,  – этим самым, вы отвоюете себя у никотина на целых 7 часов.

Лично мне стоило большого труда дойти до автобусной остановки без сигареты в зубах. Когда  привычка, с утра не закурив, садиться в автобус у меня укоренилась, я приступил ко второму этапу – не курить до обеденного перерыва. Этот этап мне дался легче, организм уже был менее зависим от никотина к этому времени. После обеда, уже на полный желудок можно было и закурить первую свою сигарету. Когда вы сможете безболезненно обходиться без курения первую  половину дня и такое положение вещей станет для вас привычным, то можно будет приступать к третьей фазе вашей решающей борьбы с курением – отказаться от привычной сигареты теперь во время всего вашего пребывания на работе, заменив перекуры  чашечкой душистого кофе или чая (ещё лучше, стаканом сока).
Четвёртый этап – после работы, не закурить,  придёт незаметно сам собой, вы уже почти отвыкли от этой привычки и можете «безболезненно» идти по улице не куря сигарету.
Когда я приходил домой, то почти забывал про курение, уже практически  отсутствовала привычная тяга к курению. И вот, наконец, пришли ко мне дни, полностью свободные от никотина, что я даже не заметил, как превратился в полностью не курящего человека.
Вечером, в домашних условиях уже наступит последний, пятый этап, когда закурить сигарету вам просто не захочется (да вы и не вспомните о ней). С таким новым своим состоянием можно будет себя и поздравить! 

Следует упомянуть и про эпизодический (редкий) стиль курения.
Между прочим, в своей жизни, мне встречались такие оригинальные курильщики, которые с самого своего начала курения, или  совсем не курили на работе, или же курили только на работе, этим самым они умело сокращали  суточное количество выкуренных сигарет, третьи совсем минимизировали своё потребление никотина, закуривая лишь на редких фуршетах, праздничных вечерах и днях рождениях после рюмки водочки (случай Николая 2-го). 

Такое курение явных проблем со здоровьем  у курильщиков такого типа не создавало и за курящих (по настоящему) людей их принимать и не стоит – у них ещё не появилась крепкая зависимость от табака и они умеют держать себя на таком минимальном уровне потребления никотина.

Обычно они познакомились с табаком, когда их организм был уже сформирован и никотин не овладел ими всецело и бесповоротно. Но таких «мини» курильщиков в процентном отношении малая толика среди основной массы курильщиков и эта статья обращена, главным образом, не к ним, а к тем, у кого утро у них начинается с сухого, сотрясающего всё тело, неудержимого «кашля курильщика» и  передвигать ногами становиться всё труднее и труднее.   

3. Существует и третий (хитрый) способ отказа от активного вдыхания табачного дыма в лёгкие, это перейти на нюхание иного табака, совершенно с другими «чихательными» свойствами:
До 1917-го года число курящих в России было не велико (сказывалось резко отрицательное отношение к этому православной Церкви, имевшей большое влияние среди большинства, тогда крестьянского, населения) и курение табака тогда отождествлялось с городскими фиглярами.

Намного популярнее тогда было нюхание табака, были в ходу всевозможных форм табакерки для этого сорта табака, что было несравненно менее вредной привычкой. В старину в России количество нюхающих табак было не меньше чем курящих табак, причём нюхательный табак был особого сорта и выращивался отдельно. 
После «закладки» маленьких порций в носовые пазухи, он вызывал неудержимое щекотание в слизистых оболочках носа, приводящее к чиханию, что действовало  очищающе для носоглоточных пазух и в какой-то степени, работающих при этом, лёгких - такой способ «дружбы с другим табаком» уберегает бедные лёгкие курильщика от прямого контакта с продуктами горения табака.

В старых кинофильмах мы видим добродушных румяных старичков с нюхательными табакерками в руках, переживших лихолетья гражданской войны и продолжавших заправлять душистый табачок в свои ноздри и весело чихать – и слышать от всех слова: «будьте здоровы!» - такие пожелания, может быть, были очень благотворны для их здоровья.
Как видно, создатели этих кинолент не видели ничего зазорного и дурного в привычке нюхать табачок и, некоторым образом, даже забавным занятием. Похожий способ,  только в видоизменённом виде, когда табачная смесь помещается под язык, по сию пору, популярен среди пожилой части среднеазиатского населения, что не мешало им проживать до весьма преклонного возраста – курить табак им было строго запрещено их религией.

Да и в дореволюционной России, курящих было немного (и то, частично, лишь среди городского населения), благодаря крайне негативному отношению церкви к этому (дьявольскому) занятию.
В своё время плохую услугу в этом вопросе своему народу оказал Пётр Первый, который привёз эту привычку из Голландии в Россию.  Необходимо сказать и о такой проблеме: некоторые,  бросившие курить, вновь возвращаются к сигарете  по причине неожиданного для них увеличения их веса, что вполне поправимо -  надо просто уменьшить потребление сладкого (пирожных, тортов и пр.), которое у большинства бросивших курить часто увеличивается. 
Сам я, до сих пор не являюсь злостным врагом табака, не буду лукавить, когда я сам был активным курильщиком, то моим ответом, тем, кто предлагал мне бросить курить, было шутливое: «копчёное мясо дольше держится».
Скажу откровенно, если бы не проблемы со здоровьем, то я и сейчас придерживался бы такого шутливого мнения. 

Отношение к курению в России после 1917-го года было вполне лояльным, даже одобрялось и не  возбранялось. Появилось множество курящих женщин, что считалось даже модным занятием, среди эмансипированных женщин.
Ни о какой борьбе с курением тогда не могло быть и речи.
Этот  табачный образ жизни  перешёл и на киноэкраны - почти все киногерои усиленно дымили, свергая самодержавие, продолжая не менее активно курить теперь уже в период гражданской войны, ну а в период Великой Отечественной Войны махорка  являлась стратегическим продуктом наравне с пищей. 

Нельзя отрицать, что табак и махорка, своим наркотическим свойством  помогала бойцу  (частенько заменяя им их неказистую пищу) преодолевать непосильные тяготы военного лихолетья, курящих среди них было подавляющее большинство, поэтому производство табака в стране стало тогда важным государственным делом.

Такое суровое было время – не до здоровья («не до жиру – быть бы живу»).
Не многим отличалось отношение к курению и за рубежом,  что было видно  по привозимым оттуда фильмам. Зарубежные актёры курили не меньше наших артистов, но делали это красивее и элегантнее. 
Табачные магнаты Америки активно участвовали в финансировании фильмов и актёров, куривших с экрана их знаменитые марки сигарет (мы знаем печальный итог такой рекламы - знаменитый актёр послевоенного Голливуда, больше всех преуспевший в рекламе всемирно известной марки сигарет «Кэмэл»  умер от рака лёгких). 
После освещения американскими журналистами наряду с этим вопиющим примером и массе других летальных случаев с простыми жителями Америки от употребления сигарет, там стали активно препятствовать всепроникающей табачной рекламе,  в печатной форме и с экранов телевизоров.

В нашей тоталитарной стране ни о какой-нибудь серьёзной антитабачной кампании не могло быть  и речи. Вспомним - во главе нашего государства долгое время стоял такой любитель и ценитель табачной продукции, как Иосиф Сталин (куривший папиросы «Герцеговина Флор»).
На ВВЦ с той поры до сих пор (чудом) сохранился изящный павильончик в виде табачных листьев, в котором были представлены наилучшие отечественные сорта табака, марки папирос и сигарет.

Никита Хрущёв, всю свою жизнь, проведший среди курящих людей (в особенности на фронтах Отечественной войны, где курили почти все) относился терпимо к курящим людям и не заострял вопрос о вреде курения для советских людей, считая борьбу с курением безнадёжным и бесполезным делом.

Леонид Брежнев был страстным курильщиком отечественных марок папирос и сигарет, в дальнейшем постепенно перешёл на американские сигареты с фильтром (как менее канцерогенные), а в конце своей жизни, по настоянию врачей, всё же бросил курить, но сила привычки и тяга была настолько сильна, что иногда он просил своего шофёра покурить в его присутствии внутри задраенной наглухо машины.

Я до сих пор помню, что в театре Советской (Красной) Армии было  два одинаковых по размеру больших зала,  расположенных напротив выхода с бельэтажа, где во время антрактов,  могли посидеть люди  и отдохнуть.
Так один из них был предназначен для курящих людей. По периметру  этих залов, вдоль стен, стояли большие кожаные диваны; в середине зала для курящих, на большом круглом столе стояла высокая настольная лампа с огромным, тоже круглым, зелёным абажуром, от которого лился приятный приглушённый свет.

Система вентиляции, для тех лет была на должной высоте,  сигаретный дым, поднимался вверх и  незаметно исчезал, что позволяло находящимся в зале (даже некурящим жёнам, находящимся рядом со своими курящими мужьями) практически не ощущать наличие табачного дыма в этом большом и уютном зале.

Понятно, что наличие в театре Советской Армии такого обширного курительного зала было предусмотрено ещё архитекторами этого оригинального по форме внушительных размеров здании и объяснялось частым посещением его спектаклей (на военные темы) высшим генералитетом страны, в своей массе, курящим тогда поголовно.
Да и как было не закурить, если курил сам верховный главнокомандующий Советского Союза. На этом культурном фоне совсем по иному выглядели большинство курительных мест в других присутственных местах: кинотеатрах, библиотеках, музеях, поликлиниках, больницах, выставках и прочих мест публичного скопления людей. 

Вспоминаю узкий курительный коридор перед входом в  туалетное помещение кинотеатра «Форум», (который был на Садовом Кольце, рядом с гомеопатической аптекой) по обеим сторонам которого, плотно стояли, прислонившись к его стенам  курящие люди обоего пола. И вот сквозь клубы сизого табачного дыма, обогащённого специфическими запахами, проникающими  из открываемых и закрываемых туалетных дверей, шли некурящие люди (некоторые с детишками) в обоих направлениях, стремясь как можно быстрее пройти этот, непотребно  воняющий, отрезок пути к туалету. 
Да и сегодня во многих общественных культуроносных местах положение такое же – идущие в туалет проходят мимо курящих людей, стоящих слева и справа от входа в туалетные комнаты сквозь коктейль из табачного  и туалетного запахов (так было совсем недавно в Исторической библиотеке). 

Нельзя, борясь с курением, бороться с людьми, которые курят, загоняя их буквально в туалеты. Всё это происходит от нищеты культурного духа общества, от неспособности государства по-человечески, гуманно относиться к разным слоям общества: курящим и некурящим, пьющим и не выпивающим, здоровым и инвалидам, богатым и бедным. 
Все знают, что курить вредно, но ещё много зависит и от количества  и качества выкуриваемого.
А вот как курить с минимальным вредом для своего здоровья (и для своих лёгких) – такой вопрос вечно стоит перед потребителями табачных изделий. 

Уинстон Черчилль, например, после обеда всегда выкуривал сигару, но делал это, не вдыхая сигарный дым в свои лёгкие.

Великий кормчий Мао Цзе Дун, иногда тоже любил, в молодости, выкурить после обеда американскую сигаретку, понимая, что курить вредно.
Думается, что такое минимальное количество выкуриваемых сигар и сигарет в их долгой жизни, не оказало сколько-нибудь вредного воздействия на их организм, и вообще, не может считаться за курение (в общепринятом понимании курения, как таковом).

Другим, примером, но уже отрицательным, может послужить известный всем нам певец Муслим Магомаев, выкуривавший (по его собственным словам) ежедневно по две пачки сигарет, что несомненно подорвало его здоровье и значительно сократило пребывание его на этом свете. От общеизвестного факта вреда курения курильщикам никуда не деться, поэтому для них придумывались мундштуки, внутри которых помещались антиникотиновые капсюли.

В дальнейшем, основная масса курильщиков перешла на сигареты с фильтром (а с появлением в продаже американских сигарет и с двойным фильтром, как у сигарет «Филипп Морис»), что только отдаляло решение (часто уже запоздалое) бросить курить. 

На моей памяти произошли печальные, с летальным исходом,  случаи с моими двумя хорошими знакомыми. Один из них жил в моём доме этажом ниже, курил постоянно и много. Вначале у него отрезали ногу по колено, потом выше колена и прожил он в таком состоянии около трёх лет и умер, так и не прекращая курить. 

Другой был преподавателем в институте (в котором мы оба учились) и без сигареты во рту его никто не видел, особенно любил, выпив, закусить сигаретной затяжкой. У него отрезали сразу обе ноги, после чего он хотел покончить жизнь самоубийством. Когда его близкие отговорили  его от этого поступка и  согласился на дальнейшую жизнь без ног и стал курить по чуть-чуть, но гангрена пошла ещё выше и он тоже умер, так окончательно не сумев бросить курить.
И, надо же, оба были  Володи Михайловы!.

Теперь вспомним одного из лучших вратарей мира Яшина, которому в конце его жизни отрезали обе ноги – ведь он много курил, что большая редкость среди футболистов.  Могу предположить, что курить и играть в футбол он начал в юности с папирос «Спорт», на передней обложке которой был изображён вратарь в прыжке на фоне вратарских ворот. Он тоже не смог бросить курить, что привело его к безвременной кончине.
Несомненно, курение является слабым наркотиком, отсюда и незаметное привыкание к нему, и, впоследствии, трудность отвыкания от него – очень печально, что не все могут благополучно и безболезненно расстаться  с этой вредной привычкой.

Курение табака очень древнее занятие и в старину курили в основном трубки. Курили табак  богатые и бедные, и умные и глупые,  рабы и их хозяева.

Известный (в прошлом) венгерский путешественник Вамбери так описывал в одном из своих путешествий использование лёгких раба в качестве табачного фильтра богатым турком на Стамбульском рынке.
Оба сидели друг напротив друга, при этом раб, глубоко вдыхал крепчайший турецкий табак в свои лёгкие, а потом с силой выдыхал отфильтрованный таким образом дым в лёгкие своему господину.
Было забавным видеть, что как только раб начинал хитрить и вдувал, не полностью очищенный собою дым, в лёгкие господину, у которого от этого сразу вылезали глаза из орбит и тот сразу хватался за рядом лежащую плётку и огревал по спине что есть силы свой сидящий напротив «живой фильтр», после чего процесс курения продолжался в прежнем темпе до следующего подвоха со стороны раба.

Так что история происхождения фильтра имеет свою оригинальную историю.
Каждый курильщик с большим  стажем знает, что утром его встречает собственный кашель, диагностируемый как «кашель курильщика», исчезаемый уже при первой табачной затяжке.
Чтобы не кашлять (или же уменьшить силу кашля) курильщики стараются курить одну марку сигарет, что  уменьшает вероятность кашля в дневное и вечернее время.
В моё курительное прошлое основная масса курильщиков курили популярные марки сигарет «Дукат» (10 штук в пачке) (предпочтительно Ленинградские) и «Прима». Курили  марки и подешевле «Памир», «Махорочные», а для «эстетов» выпускали небольшое количество сигарет «Ментоловые», «Ароматные», «Чайка» (10 штук в пачке) в советские времена все они были без фильтра  (значительно позже появились первые отечественные сигареты с фильтром – «Краснопресненские», новый «Дукат» (20 штук в пачке – не прижились) и популярная в народе «Ява».
Но  самыми представительскими папиросами в послевоенное время были папиросы «Казбек» (с силуэтом наездника на фоне горы Казбек) и чуть менее -   «Любительские» - выпускаемые в крепких картонных коробках (с серебристой фольгой внутри), открывавшихся как табакерки, которые курили в Москве, в основном, крупные работники соваппарата и приезжие с юга торгаши в больших кепках.
Для большинства отечественных курильщиков они были слишком дороги, да и своим (кислым) вкусом они значительно отличались от обычных привычных сортов папирос и сигарет.
Торговля, зная это, пошла на продажу этих папирос штучно в табачных киосках по ночам (припрятав, популярные в массах, марки папирос и сигарет на следующие утро и день), что позволило успешно избавляться от этих  дорогих папирос, особенно тем курильщикам, у которых кончились свои  марки папирос и сигарет в вечернее и ночное время. 
Для остального народа выпускались папиросы «Беломорканал» (в простонародье – «Беломор»), с нанесённой на пачке всей трассы этой «всенародной стройки» Сталинской стройки) с более простой, бумажной коробкой стоили уже значительно дешевле вышеупомянутых и стоили 22 копейки за пачку и их курили, преимущественно итэры, прорабы и научные работники.

Простой рабочий люд предпочитал им папиросы «Север» (чуть меньшего размера), стоивших уже 14 копеек, которые, в свою очередь, были  не по карману сельским механизаторам, которые курили  уже папиросы «Прибой» - по 12  копеек за пачку или «Байкал», совсем небольшого размера.

Деревенским старикам и они были не по  их средствам, курившим коротенькие (вполовину обычных) сигареты «Новые» и «Южные», стоивших 9 копеек, вставляя их вертикально в маленькие мундштуки, а когда в сельских  магазинах, находившихся обычно в старых, царской постройки кирпичных зданиях, происходило затопление их скудного товара через прохудившиеся от времени крыши, то на улице деревенских стариков был праздник - отсыревшие сигареты продавали им по 2 копейки за пачку и тогда на завалинках деревенских хибар можно было видеть разложенные подмоченные пачки этих коротких сигарет, сохнувших под лучами щедрого летнего солнца.
А подмоченные папиросы «Прибой» и «Север» (по 6 коп.) им были тоже не по карману.
В те времена было ещё много любителей самокруток, для которых всегда была в продаже небольшие (и невзрачные) пачки махорки.
Самой крепкой «горлодёром» была знаменитая (ещё со времени Отечественной войны) «Моршанка» - Моршанская махорка (вместе с листом в ней рубили и их черешки). За ней, по степени крепости, шла Елецкая махорка, и потом уже была махорка Ярославская, наиболее мягкая изо всех трёх.

Работая в изыскательской экспедиции в Голодной Степи (Узбекистан), я к махорке подмешивал ментоловую траву, (растущую там, на солончаках вместе с полынью и очень на неё похожую).      На закате своего курящего прошлого я курил преимущественно болгарские сигареты «Шипка», «Солнце», «БТ» а курящих девушек угощал болгарской «Феминой» (с «золотым» ободком для губ)- все они были без фильтра, как и все отечественные сигареты той поры, но табак, в отличие от нашего, был более мягким и от него у меня по  утрам почти не было «кашля курильщика».

Когда мне пришлось выезжать в экспедиции в Башкирию и Белоруссию, то, чтобы курить одну марку табака, покупал преимущественно «Беломор», который всегда был в продаже из-за своей дороговизны для сельского люда, который сметал с магазинных полок папиросы более дешёвые марки «Север» и «Прибой».         

Во время работы в экспедиции, мне приходилось ходить по заболоченному лесу, где было масса комаров, так что дымящая папироса всегда была у меня во рту, что хоть слабо, но как-то помогала от назойливых кровососов. Такое интенсивное курение привело к тому, что уже по приезде в Москву, меня стал одолевать кашель особенно по утрам.

Удовольствие от курения я уже не получал как прежде, мне стоило сделать всего две-три затяжки, как я уже накуривался, и остальную часть сигареты я докуривал уже по инерции (жаль было выбрасывать почти целую сигарету). У меня даже стала побаливать голова после очередной выкуренной сигареты. И тут, наконец, мне всё чаще стала приходить мысль о бросании такого курения – курил уже только по старой привычке, но уже безо всякого прежнего удовольствия.

По большому счёту - массовое распространение курения является следствием общего низкого культурного уровня общества и только осознание всем обществом, что курение приносит вред  не только самим курящим,  но и окружающим их людям, их близким: жёнам, детям, вынужденным, самим не куря, вдыхать табачный дым. 

В обществе с достаточно высокой культурой, в то же время не устраивают гонения на курящих, а стараются устраивать специальные места для курения, а не прибегать к унизительным мерам, отводя небольшой предтуалетный тамбур (с его специфическим туалетным запахом) под места для курения, что мы видим сейчас у нас почти во всех присутственных общественных местах, что является очень  унизительным для курильщиков всех рангов, хотя многие уже привыкли к такому положению вещей, начиная курить ещё в школьных туалетах, так что вдыхаемый ими в лёгкие табачный дым имеет уже со школьных лет дополнительный вкус выгребной ямы.
Печально всё это констатировать. Конечно, проще простого ввести унизительные запретительные меры. Но всем известно, что пользы от запретительных мер никакой, и тут необходимы воспитательные меры ещё с самого детства, пропаганда здорового образа жизни, что является лишь частью общекультурного воспитания всего Российского народонаселения.

  Ветеран труда, журналист                Александр Лофиченко
 Экс.эксперт по оценке ущербов от ЧС в АПК Российской Федерации