Имам Хомейни

Ольга Розыева
                Имам Хомейни.
                Эпизод из жизни, как характеристика личности.
                (Ислам и Россия)
                «Я исполнил свою обязанность, заключающуюся в Вашей               
             ориентации, и надеюсь, что Вы    прислушаетесь к моему совету, ... в котором               
            нет (места) подозрению во властолюбии, и Вы  избавите себя от страшных              божественных мучений. Да поможет Вам всемилостивый Аллах  и наставит на прямой путь».
                (Имам Хомейни «Последнее послание»)

               Имам Хомейни – это имя дорого каждому гражданину ИРИ. Исламская республика – его детище, не было бы Хомейни – не было бы такого самобытного пути развития, избранного имамом для благополучия и процветания своей страны. Исламская республика – в мире не было аналогов на момент определения политического курса и государственного строя для страны, которую видел в своих мечтах имам Хомейни. Ещё только зарождалась революционная борьба, идейным вдохновителем,  смелым и мужественным руководителем которой он был.
      История предоставляла много примеров выбора государственного строя странами, в которых уже прошли те или иные революции: английская буржуазная, французская коммуна, война юга и севера в Америке и образование президентского правления в США, конституционная монархия в Англии и народно-демократические республики, крупнейшая - социалистическая и образование СССР, как пример для очень многих самоопределяющихся стран. И всё же, изучив это богатство выбора, имам Хомейни нашел нечто своё.
     Да, это республика, которая согласно «интернационалу» - «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем – тот станет всем» будет строить «мир», но с позиции близкой духу страны, её исторически сложившимся культурным традициям, а главное – не уходя от веры и не изменяя ей – республика исламская. Иначе и быть не могло. Ведь руководство революционным движением возглавил на себя человек, для которого именно ислам был той путеводной звездой, которая вела его к победе все время и той надеждой и опорой, которой так часто не хватает для разумного анализа будущего, когда желаемое достигнуто.
Жизнь и деятельность имама Хомейни – это такая обширная тема. Биография великого человека всегда требует особого внимания потому, что многогранность таланта, душевное благородство и сила мысли всегда даёт всё новые и новые аспекты для размышления.
    Я бы хотела осветить вот какой эпизод  из жизни имама Хомейни.
    13 дея 1367 г.(3 января 1988г.) имам Хомейни направил советскому лидеру М.С.Горбачёву своё послание. Которое было вручено делегацией под руководством аятолла Джаведи Амоли.
Я ещё застала Советский Союз и, конечно, мне, как и миллионам советских людей было больно и обидно видеть как он разваливался, вернее, его разваливали «доброжелатели». И я знаю, не только из рассказов о тех ужасных условиях жизни, в
которых тогда метались граждане некогда великой державы.
    Но, как оказалось, не все люди мира злорадствовали. Послание имама Хомейни – яркое тому подтверждение, акт доброй воли, как принято говорить в таких случаях, жест дружбы, предложение помощи в сотрудничестве.
   Имам Хомейни предложил советскому лидеру – «... прошу Вас обратить особое внимание и со всей серьёзностью подойти к исследованию ислама, и не только потому, что ислам и мусульмане нуждаются в Вас, а ради высоких ценностей, которыми обладает исламский мир и которые могут принести успокоение и спасение всем народам и распутать клубок основных проблем, волнующих человечество. Серьёзный подход к исламу, возможно, навсегда избавит Вас от (многих) проблем...» (по тексту послания имама Хомейни М.С.Горбачёву)
   В те «лихие девяностые», как говорят сейчас о том смутном времени, руководство Советского Союза было совершенно не готово к посланию, которое было зачитано. Выслушав текст письма, советский лидер сделал несколько заявлений и одно из которых: «- такой призыв можно считать вмешательством в дела другой страны...»
     Ознакомившись с биографией имама Хомейни, с его удивительной судьбой, с рядом нормативных актов ИРИ, в т.ч. и Конституцией, разработанных под непосредственным руководством и введённые с его благословения невозможно согласиться с этим заявлением советского лидера. Возможно, именно пристальное наблюдение за политическими и народными движениями в СССР на тот момент и подвигнули духовного лидера ИРИ предложить своё понимание и видиние выхода из той критической ситуации, которая в конце концов всё-таки уничтожила Советский Союз.
      У знаменитого поэта Советского Союза, одного из самых любимых и почитаемых и сейчас на всём постсоветском пространстве К.Симонова есть такие строки:
                «- Чужого горя не бывает,
                Кто это подтвердить боится,
                Тот, верно, или убивает,
                Или готовится в убийцы.»
     Не мог человек, посвятивший всю свою жизнь борьбе с угнетением и деспотией, проповедовавший ценные исламские идеалы сделать безнравственное предложение дружественной стране и её народу.
     Как человек, увлекающийся историей, хочу отметить такой факт. Ислам, как государственную религию уже предлагали русским людям давным-давно, очень давно.
 
           Действие проходило на Руси в г.Киеве – столице. Русь была Киевской (не путать с Украиной) задолго до появления Москвы – города и затем столицы Московии или Росси – позднее.
- Древний летописец повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане (масульмане) вместе с иудеями присылали в Киев мудрых законников склонять князя Владимира (980-1014) к принятию веры и что Великий князь охотно выслушивал их учение.
       Первые послы были от волжских или камских болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утверждённая там счастливым оружием аравитян: болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино, - сказал он,- есть введение для русских; не можем быть без него». Владимир ещё долго сожалел, что нельзя ничего изменить и поэтому на Руси не приняли магометанство. (История государства Российского Карамзин Н.М.)

           Примечание.
        * Великий князь Владимир – считается крестителем земли русской вместе со своею бабкой  - Великой княгиней Ольгой, первой христианкой на Руси.
        *   В дореволюционной Руси Мухаммеда–пророка называли Магомедом, а Ислам вера магометанская. Волжских булгар считают предками современных татар.
         * Великий князь Владимир до крещения имел большие гаремы, если можно так сказать про немасульманина, в трёх дворцах – крепостях близ Киева он держал около 600 наложниц и в русских летописях его называют вторым Соломоном (Сулейман) в женолюбии.

       Август 2009                .