Стальная опора глава 3

Валерий Афанасьев
                3.

От развилки дорога пошла заметно лучшего качества, нежели тракт. Была она неширока, но без выбоин и колей, с ирригационной системой, позволяющей не размокать ей даже в дождливую пору, с примыкающими местами ровными площадками, где путешественники могут остановиться для отдыха. Марка – гномы просто не могли позволить дороге, которой пользовались только они быть в плохом состоянии. Как кузнец, ставящий персональное клеймо на лучшие изделия не опустится до того, чтобы схалтурить, дабы доведется выковать простой лемех для крестьянского плуга – марка. Сделано гномами – гарантия качества, будь то кольчуга, или, скажем дорога.
Гримми и Нимли погрустнели после отъезда их друга и даже перестали ругаться, говоря кратко и лишь по делу. Я же стал понемногу прикидывать, как можно построить оборону в этой местности.
Поле ровное, для конницы вполне проходимое, ни болота, ни ручья, ни оврага, которые могли бы препятствовать маневру конной лавины. У конницы в таких условиях полное преимущество, пусть даже и у легкой.
Нет, будь у меня время сколотить сплоченный строй, обучить его маневрам и хорошо оснастить, можно было бы потягаться с кочевниками и на равнине. Но не сейчас. Сейчас выход один – сковать подвижность конницы, выбрать место сложное для маневра. Без этого шансов ноль. Впрочем, в предгорьях должно быть не так просторно, вся надежда только на это.
Башенка таможенного поста показалась к вечеру. Она выдавалась километра на полтора от скальных уступов, отмечая тем самым границу владений гномов. Аккуратный шлагбаум, как еще назвать сооружение, преграждающее дорогу, цель имел скорее декоративную – и справа и слева его можно было объехать без большого труда.
Два бородатых гнома встречали нас у дороги, подбоченясь и придав себе вид по возможности важный.
- Откуда едем? Куда? С какой целью? Что везем?
- Ты что, Свилта, эля перепил. Еще скажи, что ты нас не узнал, - огрызнулся Гримми.
- Работа у меня такая, спрашивать, - Свилта покосился в нашу сторону, - А это кто с Вами? Неужели Раста так похудел?
- Не твоего ума дело. Это наш гость. Ты бы лучше за своим постом следил, недолго осталось.
- А вдруг это гость везет что-то запрещенное? Как-никак я начальник таможенного поста и должен знать.
Можно подумать, я мог спрятать ворох товаров в небольшой седельной суме.
Второй гном, молча открывал шлагбаум. Видимо, разговор был скорее формальностью, как-никак пожаловали свои, пусть и с гостем.
 Мы миновали таможенный пост, лишь тогда Свилта спохватился: «Гримми, подожди. Что ты говорил про недолго? Почему недолго, Нимли»?
- Завтра узнаешь, - Нимли махнул рукой, - завтра все узнают.
- Что узнают? И вы вроде должны были вернуться месяца через полтора-два, - ворчал вслед Свилта, - в следующий раз не пропущу, пока все не расскажут.


Долина гномов начиналась сразу за скальными уступами. Слева уступ постепенно повышался, переходя в горы, права неровная невысокая скала метров сто длиной делила вход в ущелье на две части. Та, через которую мы въезжали, была шириной чуть более километра, тот рукав, что располагался еще правее, был гораздо уже. Вход в него затрудняли крупные булыжники, рассыпанные перед входом как кубики в песочнице. Далее долина расширялась, доходя порою в ширину километров до семи, а в самом широком месте аж до пятнадцати. В длину долина тянулась почти до сотни километров, упираясь в глухой тупик, окруженный горами. Горы невысокие, километра полтора, были, тем не менее, скалисты и труднодоступны. И на всем протяжении долины гномов насчитывали лишь пять перевалов, пригодных для перехода вьючных караванов, и плюсом к ним не более десятка троп, пригодных для пешего путника. В долине располагалось полтора десятка поселков гномов, не считая мелких поселений и шахт.
Вот оно – идеальное место для обороны. Лучше просто не придумаешь. Если где и можно остановить лавину тилукменов, так только в этом бутылочном горлышке. Вырвись они на равнину и каждый поселок придется защищать по отдельности. Силы не удастся объединить, каждый будет рваться к своему поселку, а в результате – крах. Конную лаву они не сдержат.
- Нимли, а сколько всего гномов в долине? – поинтересовался я.
- Большинство нашего народа живет с той стороны гор. Не сразу за перевалом, а далее к востоку. А здесь – семьдесят восемь тысяч, - с гордостью ответил Нимли, - все отборные мастера.
Кто бы мог сомневаться в точности ответа. Если кто и знает что-то точно, так это гномы.
Семьдесят восемь тысяч – немало. Если откинуть половину на женщин, потом еще половину на стариков и детей. Получается около двадцати тысяч тех, сможет держать оружие в руках. Эх, собрать бы хотя бы тысяч десять. Арифметика применима к жизни с большим поправками. Никогда ни одна армия мира не насчитывала сто процентов обороноспособного населения. Необходимо ковать оружие и доспехи, печь хлеб, пасти скот, необходимо обеспечивать тыл – таков закон войны. Даже на десятитысячную армию можно рассчитывать лишь на краткий срок военных действий. На более длительный – не более пяти тысяч, и то лишь на время. Семь процентов от численности населения – просто гигантская армия. Больше могут себе позволить разве что кочевники – у них нет такой развитой инфраструктуры. В этом их сила и в этом их слабость. Они привыкли действовать с наскока, для длительной войны у них просто не хватит ресурсов. Зато они мобильны и могут посадить в седла большинство взрослого населения. Это их конек. А наш? Опереться следует на то, что является сильной стороной гномов – а именно на мощную промышленность. Конечно, относительно мощную, относительно всех ближайших соседей. К чему играть на чужом поле по чужим правилам? Заставим противник сыграть на нашем.
К ближайшему поселку гномов мы подъехали уже в сумерках. Кузни стихли, свет горел уже не везде, звуки затихали, погружая поселок в сон. Мы проехали в центр, где располагался дом старейшины. Он, и два помощника – вот и все управление поселком. Причем, помощника не освобожденных и не получающих жалования, лишь небольшие льготы. Очень разумное устройство, на мой взгляд, и исключающее возможность коррупции. Быть старейшиной, гному нет никакой выгоды, если не считать таковой уважение соплеменников, лишь хлопоты.
Нимли постучал и нам открыли почти без промедления.
Хмурый гном смерил нас изучающим взглядом и пригласил в дом.
Меня посвящать в подробности разговора не стали, предложив отдохнуть с дороги. Приглушенные же голоса гномов я слышал еще довольно долго. Порою, в споре они повышали голос, и мне удавалось разобрать отдельные фразы.
- Вы не выполнили решение совета.
- … я понимаю. Но все же. Нам не выстоять.
- Глупости. Что сможет сделать один человек?
Видимо речь шла обо мне и целесообразности моего приезда.
- … решать совету.
- У нас не было другого выхода.
Был ли у них другой выход? И выход ли то, что я взялся за это дело? По крайней мере, это добавит гномам шансов. А это уже кое-что.
Примерно через час гномы затихли. Признаться, я был этому рад. Их разговоры здорово отвлекали, а после длительного путешествия отдохнуть было просто необходимо.
Что будет, если совет старейшин не одобрит решения своих депутатов привлечь меня в качестве консультанта по вопросам обороны? Признаться, эта мысль ранее мне не приходила в голову. Что ж, узнаем об этом завтра. Так я и уснул, чередуя сомнения с планами. Завтра все станет ясно. Все разрешиться в ту или иную сторону.
Утро удивило меня снова. Выйдя из своей комнаты в гостиную, она же кухня, (такой большой зал, совмещающий в себе две эти функции) я первый раз увидел женщину гномов. И вовсе она не страшная. Невысокая, полноватая, с круглым улыбающимся лицом. На вид ей было лет тридцать – тридцать пять, не более. Если не быть слишком требовательным, можно даже сказать, что она симпатична.
- Проходите, сударь, завтрак сейчас будет готов. Так Вы есть тот самый человек, которого притащили эти оболтусы Гримми и Нимли?
Я пожал плечами. Никто меня собственно силой не тащил, но пригласили меня, да, они.
- И где эти, как Вы выразились, оболтуса?
- Они с дядей с утра пораньше ушли. Надо гонцов отправить – оповестить совет старейшин о вашем появлении. Нимли сказывал, что у вас важные новости.
Да уж, новости действительно были важные. И не из тех, которые могут обрадовать. Я не стал огорчать улыбчивую хозяйку раньше времени, рассказывая о предстоящей войне. Будет совет, там все вместе и огорчаться. Мне ли быть недобрым вестником? К чему? Гномы узнают о планах тилукменов и от Нимли.
Нимли появился к концу завтрака, хмуро кивнул и потянул к себе кувшин с квасом. Видимо, досталось ему по полной.
- Не печалься, - я хлопнул его по плечу, - если совет старейшин не захочет меня нанимать, я не буду настаивать на оплате.
Нимли бросил взгляд на племянницу старейшины: «Этого-то я и опасаюсь, Милсдарь. Нам с таким трудом удалось Вас уговорить».
- Будь что будет. Когда мы узнаем ответ?
- К вечеру все старейшины соберутся. Гонцов в дальние поселки отправили еще вчера. В ближние – сегодня утром. Вечером совет будет в сборе, а нам надо быть в Лопре.
- А это далеко?
- К вечеру будем.
- Завтракать будешь, шалопут? – племянница старейшины поставила на стол тарелки, издающие аппетитный запах.
Нимли отрицательно покачал головой, немного подумал и, махнув рукой, сказал: «Давай».
Очень правильный подход, одобряю. Подкрепиться никогда не помешает. Особенно когда есть такая возможность. Ибо когда желание это заявит о себе насущно, возможности может и не быть.

Дороги в долине были отменные. Не менее качественные, чем та, что вела от тракта. Кони, отдохнув, бежали резвой рысью, так что в Лопр, до которого оказалось километров тридцать, мы пожаловали не к вечеру, как нам было необходимо, а после обеда. До вечера еще оставалось время на то, чтобы поселиться и подготовиться к совету старейшин. Совсем неплохо.
Лопр был поселком крупным, пожалуй, даже небольшим городком и по совместительству культурным и административным центром. Своеобразной столицей для тех гномов, которые в незапамятные времена отделились от основной части своего народа и перебрались в эту замечательную долину. Что бы там ни говорили – столица это важно. Это то, что позволяет жителям почувствовать себя единым народом. Пусть небольшая столица для небольшого народа – она придает гномам общность друг с другом и обособленность, свойственную самостоятельному народу, пусть он и является частью народа большего.
Плюс к тому, Лопр еще и центр промышленный. Мастерские гномов начинались в предместьях  и окружали город кольцом, оставляя центр для проживания. Ткацкое полукустарное производство, выделка кож, и конечно работа с металлом – любимое занятие гномов. Повсюду стучали кузнечные молоты, к радости моей, некоторые были механическими. Они стучали глухо и размеренно, используя привод от ветряков. Какой-никакой, а прогресс. От этого один шаг до…. Впрочем, не буду говорить раньше времени. Надо еще убедить гномов прислушаться к моим советам. А существа они очень упрямые. То, что их посланники прониклись ко мне доверием, еще не говорит о том, что совет старейшин с ними согласиться.
К моей радости гостиница в Лопре нашлась. Останавливаясь на постой в доме малознакомого человека, (или гнома) невольно чувствуешь некоторую неловкость. Гнома особенно. Почему? Об этом чуть позже. Иное дело гостиница. Как-никак, она для того и предназначена. Из приезжих, правда, наблюдались одни лишь гномы, видимо из других поселков. Они с удивлением косились на меня – должно быть, люди были у них не слишком частыми гостями. Но в разговор вступать не спешили. Чувствую, мое появление принесет немало тем для сплетен.
Нимли о чем-то пошептался с хозяином гостиницы и тот, уважительно посмотрев в мою сторону, предложил пройти в комнату, ни слова не сказав об оплате. Это определенно добрый знак. Приятно удивила и комната – она была приспособлена для людей. Не смейтесь, оказывается это немаловажно. Кровать, стол, стул – вполне привычной для меня длины и высоты. Гномы, будучи ростом, мне где-то по грудь, и мебель для себя делали соответствующую. Прочную и основательную, но, как бы это сказать – несколько меньшего размера, чем удобно для человека. Спасть на кровати, не помещаясь там целиком, согласитесь, не самое удобное занятие. За столом тоже невольно чувствуешь себя Гуливером. В то время как по человеческим меркам мой рост совсем не велик – чуть больше среднего.
Немаловажность этих бытовых мелочей начинаешь понимать сразу же, как только доведется с ними познакомиться, удивляясь, как не замечал этого раньше. Так что со стороны хозяина гостиницы иметь такие комнаты было большой любезностью. Такой подход определенно заслуживает уважения и благодарности. Кстати, о ней, о благодарности. Что там с ожидаемым советом? Надо бы пойти и узнать.

Гномы бились как тореадоры на арене. Не одному парламенту мира не снилось таких темпераментных обсуждений. Говорят, до кулачных боев порой доходило на Новгородском вече. Куда там, до гномов им далеко.
О, пошли прения в кулуарах – на галерке один из самых почтенных старейшин ведет полемику со своими коллегами, используя в качестве аргумента стул. А около трибуны (назовем ее так, как-никак место для выступлений) сразу два гнома вцепились в бороду председателя собрания и тянут ее каждый в свою сторону. Обсуждение в самом разгаре. А начиналось все вполне цивилизованно.
Нимли рассказал почтенному собранию о последних новостях. О том, что война начнется раньше, чем все ожидали, наемников не будет и вся надежда на самих себя и на консультанта по вопросам обороны в моем лице.
Не буду приводить здесь все доводы, высказанные против возвращения посланцев – их было немало. Перейду сразу к делу. Основной спор разгорелся как ни странно, из-за меня. Нанимать ли меня в качестве консультанта или обойтись своими силами? Спорящие разделились примерно пополам. Отстаивая свою точку зрения с упорством гномов.
Все приготовленные мною аргументы остались невысказанными. Как только началась потасовка, я запрыгнул на массивный монолитный шкаф – поступок, на мой взгляд, очень разумный. Если кому-то вздумалось выяснять отношения, лучше не лезть под горячую руку. Зная гномов, я ждал, что потасовка скоро закончится. О, так и есть – минут через пять запыхавшиеся гномы стали рассаживаться на свои места. Теперь с ними можно разговаривать совершенно спокойно.
Я вышел на возвышение, предназначенное для выступлений.
- Итак, господа гномы, что же мы решим? Будем готовиться к обороне или вы сдадитесь на милость победителю вместе с семьями и всем хозяйством?
- И этот берется советовать. Что Вы понимаете в делах гномах сударь? – председатель ждал ответа, поглаживая многострадальную бороду.
- Милсдарь Вик отлично разбирается в вопросах обороны и нападения, - вступился за меня Нимли.
Я остановил его жестом руки. Не этого аргумента ждал уважаемый гном, совсем не этого.
- Какие такие особенные дела Вы имеете в виду почтенный Юскер? - так звали председательствующего на совете гнома, - вот Вы собственно кто будете по специальности?
- Кузнец. Мое клеймо известно далеко за пределами народа гномов, - Юскер принял важный вид. Просто зови скульптора и ваяй памятник.
- Чем легируете сталь? Никель? Хром? А способ закалки? Уголь местный или привозной? – уточнил я.
- Пожалуй, он нам подойдет, - сказал председатель, обращаясь к залу.
Нимли удивленно молчал. Он и не подозревал, что я разбираюсь не только в вопросах стратегии.
- Хлипковат, - раздалось из зала, - с нами в одном строю не устоит.
Он прав, вот только в одном строю с гномами я стоять не собираюсь. Разные у меня с ними возможности, и методы разные.
- Предлагаю пари. Если через пять минут меня не будет в этом зале, я собираюсь и еду дальше. А если я буду здесь, вы выполняете все мои дальнейшие распоряжения, касающиеся обороны долины. Время засекает председатель, все остальные меня ловят.
Вы не знаете гномов, от такого развлечения они просто не могли отказаться.
- Идет, - брякнул самый упрямый, - если мы проиграем с меня бочонок пива.
- А я ставлю любой клинок из моей кузни.
- А я камзол на заказ.
Интересно, и зачем мне столько пива?
- Председатель готов? – спросил я.
Тот хмуро кивнул. В предстоящем развлечении ему не суждено было принять участие.
- Начали.

Гномы бросились ко мне всей толпой, быстро смешавшись друг с другом и образовав свалку. Минуты три я скакал по залу как джейран, опрокидывая на пол гномов, которые подбирались слишком быстро. Все, сейчас они меня загонят в угол и навалятся всем скопом – пора приводить в действие мой план.
Я рванул к выходу и, выскочив в коридорчик, захлопнул за собой дверь. Подпрыгнув, я повил над дверью, уцепившись руками за балку. Гномы дружной толпой рванули на улицу, даже не подумав посмотреть вверх.
Дождавшись, пока все выбегут, я спрыгнул и вошел в зал.
- Время, - объявил Юскер и поднял глаза. Кроме его и меня в зале никого не было.