Пропуск с бородой

Светана
Когда я работала в НИИ, частенько приходилось ездить в экспедиции, где мы проводили различные исследования и эксперименты. И вот как-то вылетели мы на нашем родном АН-26 в небольшой городок в Северном Казахстане. Название не скажу, так как городок был закрытый и широкой публике совершенно не известный.  Как и в любой закрытый городок, туда можно было попасть только по специальному пропуску и через КПП (контрольно-пропускной пункт).  Особенность пропускной системы была такова, что мы приезжали на КПП и предъявляли свой паспорт. Дежурный сверялся со специальным приказом. Если твоя фамилия была в приказе, то выдавался пропуск, который нужно было все время носить с собой. Пропуск изготавливался и доставлялся на КПП заранее. Уезжая, мы сдавали пропуска на КПП. Многие мои коллеги там бывали по 5-6 раз за год, да еще и не один год!

И вот подъезжаем мы к КПП. Мы – это грузовик с аппаратурой и небольшой автобус с сотрудниками. Сначала проверяют документы у водителей и пропускают транспорт. Затем берутся за нас. Первый пошел, второй, третий… Пройдя за забор с колючей проволокой, ждем товарищей… Вдруг возникает заминка с Лёхой Никитиным.  Дежурный долго смотрит на паспорт, на Лёху, на пропуск… Потом опять на паспорт, на Лёху, на пропуск… Лёха терпеливо ждет. Мы тоже. Здесь что-то говорить бесполезно! В конце концов, после седьмого или восьмого изучения Лёхиных документов, дежурный нажимает кнопку вызова начальника караула. Мы в шоке – это означает, что что-то не в порядке с документами! А это просто катастрофа! Объясню – почему: городок расположен в полупустыне. До ближайшего населенного пункта, где сеть возможность сесть на поезд и уехать домой, примерно километров восемьдесят. Транспорт уже пересек границу городка, и обратно без оформления соответствующих документов типа путевого листа его не выпустят. Попутки здесь встречаются реже, чем верблюды. Так что, в случае проблемы с документами на горизонте появляется безрадостная перспектива топать 80 км пешочком в обратном направлении!

Пришел начальник караула и стал изучать Лёхины документы по тому же алгоритму, что и его подчиненный. Мы не выдержали:
- Что случилось?
- А случилось вот что, уважаемые товарищи академики… (НИИ был академический, вот нас там и звали). Коллега ваш с бородой.
- И что?
- А то, что на пропуске и в паспорте он без бороды.
- И что?
- И то! Не соответствует!
- Как?! Он же вам паспорт предъявил!
- А на паспорте он тоже без бороды. А вдруг это не его паспорт?
- Да мы ж с ним работаем уже пять лет! Подтвердить можем?
- А вдруг вы сговорились?
- Да…
- Короче, - оборвал дискуссию офицер, - или вы ликвидируете бороду, или возвращаетесь к себе и переделываете документы. Чтобы паспорт и пропуск тоже были с бородой!

Лёха открыл рот… потом закрыл и обреченно махнул рукой – перспектива добираться несколько дней обратно и тратить полтора-два месяца на переделку документов его не вдохновляла.  В Лёхиных глазах плескалась мука: он отращивал свою бороду долго и любовно, лелеял ее и холил не один месяц, она была его украшением и гордостью… И вдруг вот так вот… Мы утешали Лёху, как могли.  Наконец он глубоко вздохнул, как перед прыжком с трамплина, и решился:
- Давайте бритву!
Вот тут оторопели уже мы. Дело в том, что все сумки и чемоданы мы закинули в грузовик, а сами налегке ехали в автобусе. Как только у водителя грузовика проверили документы, он тут же укатил на нашу базу разгружаться.  А с собой бритвы ни у кого не было.  Что делать? Я вспомнила, что у меня в дамской сумочке есть маникюрные ножницы. Лёха брезгливо взял их двумя пальчиками, повертел…
- Фу-у-у-у… У кого-нибудь есть другие предложения?
Мы сочувственно пожали плечами.
- А зеркало?!
Пришлось еще раз нырнуть в сумочку и вытащить маленькую пудреницу с зеркалом. Это деталь дамского туалета совсем доконала Лёху. И началось… Витёк держал зеркальце, а Лёха маленькими ножничками начал бороться со своей буйную растительностью на лице. Процесс шел медленно и болезненно для Лёхи, как в моральном, так и в физическом смысле. Мы терпеливо стояли рядом с таким чувством, что находимся на похоронах…

Когда роскошная борода по росту стала более или менее похожа на трехдневную щетину, а по внешнему виду превратилась буйную мешанину кустистости с проплешинами, начальник караула, наблюдавший за этой экзекуцией, махнул рукой:
- Ладно, сойдет. Проходите.
Лёха схватил свой пропуск и, прикрывая лицо носовым платком, побежал в спасительный автобус. Когда, наконец, автобус тронулся, начальник экспедиции утешил Лёху:
- А прикинь, если бы у тебя пропуск с бородой бы был! Пришлось сидеть возле КПП пару месяцев и отращивать бороду…
Не смотря на трагичность ситуации, мы расхохотались. Улыбнулся и Лёха. Видимо понял, что сегодня ему крупно повезло!