Воспоминания бывалого пограничника

Виктор Ершов
НАЧНЕМ С СЕВЕРА
В Карелию, в пограничный отряд, располагавшийся в с. Реболы мы попали в конце октября. Осень там уже вступила в свои права, озера холодили своим свинцовым отблеском волн, гребни которых подкрашивались кроваво-красным закатом солнца. Потом быстро наступила зима, морозы за 30 градусов и мощные снегопады. Вот в таких условиях предстояло пройти двухмесячный  "курс молодого бойца" и принять присягу.

И вот "учебка" уже позади, впереди застава.И пограничные будни тоже впереди. Какими они будут эти предстоящие три года?

День первый пошел.
Первый раз выхожу дозором на левый фланг. Знаю о нем только одно -его длина 25 км. Для первого раза тревожно, хотя и не понятно почему. С лыжами в Москве я был, как говорится, на дружеской ноге. Поэтому сам факт лыжных рейдов меня не беспокоил.
За два часа до выхода пошел выбирать лыжи.
 -Да! Без слез не глянешь – такие в Москве даже на станции проката выдавать не отваживались.
 Даже, когда была очередь, а все более-менее нормальные были разобраны. Стояли по два часа в ожидании, пока кто-то накатается и сдаст нормальные. Стояли, но "такие" не брали. Да их даже и предлагать не осмеливались. Они сиротливо валялись где- нибудь в уголке в такой же компании, дожидаясь списания.
А тут именно они, отвергнутые, такие же. И на них нужно идти ночью? В мороз? Да на 50 километров? Может быть поэтому и тревожно. А палки...? .Хотя цивилизация еще не ввела в обиход пластиковые или легкие металлические, но все же там (дома) были чудесные бамбуковые. А эти! ? Ну черенки от лопат, только разве потоньше. Понятно, что здесь о лыжных ботинках речи не идет, но, как двигаться в валенках, которые в полтора раза шире лыжи?” Тоскливо стало.Но нужно привыкать – другого не будет.

-Что пригорюнился, молодой, что голову повесил? - подошел сержант Киселев, с которым предстояло идти в дозор.
-Да как же на этих дощечках можно 50 километров пройти?
-Ну ты и эстет! Дощечках! Дощечками они у нас станут поближе к весне, когда будут совсем прямыми и плоскими. А сейчас это – лыжи! А палкам еще спасибо скажешь, когда будешь с сопки спускаться?
-Это как же на палках?
-Помнишь, наверное, в нашем детстве были "деревянные лошадки" – деревянная лошадиная голова на палочке. Ездил, наверное, на такой? Вот и вспомнишь детство. Имеется тут у нас пара склонов – если не верхом, то внизу будешь голова - отдельно, тело - отдельно. “
Запугал салагу. А может это у него шутки такие? У самого-то после трех лет службы голова пока на плечах” - подумал я сразу на душе стало спокойнее.

Наше время подошло. Первый выход на границу. Первый боевой приказ: “Приказываю Вам выступить на охрану государственной границы...” А внутри уже гордость поднимается – “это мне...на охрану государственной границы СССР”. Начальник читает приказ, а у меня в это время промелькнули в голове все мои детские образы и представления о границе... “...там на границе стоял на посту ночью боец молодой!”.
Ничего не понял я в тот раз из этого приказа, а может даже и не слышал. Да и как я мог понять ... “в центр выдвигаетесь по зимней тропе..”, “в районе спиртовой тропы несете службу часового границы..” Где центр, где тропа, да еще спиртовая? На то он и старший наряда, сержант Киселев, чтобы все это знать. А что мне делать -он объяснит.
Словом, не понял, но гордости был преисполнен в полном объеме.
Приказ зачитан, “Слушаюсь выступить на охрану государственной границы!”- отрапортовал Киселев. “Кругом!” и мы делаем первые шаги после приказа.

Вышли. Налаживаем лыжи. Нога в валенке гуляет вместе с мягким креплением, лыжа почти не подчиняется сигналам из мозга.
-Ну, и что ты мучаешься? -вопрошает Киселев.
-Так лыжа гуляет, почти неуправляемая.
-Запомни основное правило – на лыжне не ты управляешь лыжами, а лыжи управляют тобой. Не ищи лыжню. Ночью ты все равно ничего не увидишь - чувствуй, куда тебя лыжи ведут. Отключи вообще ноги от головы – голова тебе, чтобы смотреть, да слушать. Да шапку носить, чтобы ухи не обморозить. Пока младшим ходишь, даже думать тебе ею не нужно. А вот ноги должны быть расслабленными – лыжня сама доведет, куда нужно. “
"Это что-то новенькое в лыжном спорте,” - подумал я. Трудно давалась поначалу мне эта наука и лишь через какое- то время я научился не вмешиваться в движения ног.

Стоим оба на лыжах.Первый выход за ворота заставы. Пока мы навостряли свои лыжи, я приметил, что почти одновременно с нами приготовились к выходу зам. начальника заставы с одним из старослужащих.В отличие от нас они были налегке .
-Это проверка -шепнул мне Киселев. “
"Проверка так проверка. К нам это не относится.”- мысли я. И как оказалось, был не прав.
Не успели мы отойти от заставы на пару сотен метров, как проверка вышла из ворот и направилась тоже в нашу сторону. Киселев быстро оторвался от меня на 50-70 метров вперед, как мы с ним и обговорили ранее. И проверяющие оказались очень резвыми и буквально через минуту замнач уже наступал мне “на пятки”.
 Бывает такое на соревнованиях, когда тебя настигает более резвый соперник. Кричит - “лыжню!”, и ты его пропускаешь. “Конечно,-думаю я – офицер не будет мне кричать “лыжню”. Я его должен пропустить “по старшинству”. И вежливо схожу с лыжни, пропуская его вперед. Он даже на какую-то долю секунды замедлил свой шустрый бег и мне показалось, что услышал от него “Спа -си -бо!”.Тон был немного удивленно-ироничный, но я на это тогда не обратил внимания и еще подумал “Какой вежливый офицер!”. На соревнованиях такое даже не услышишь. И дальше я шел уже окрыленный своим первым достижением.

Насколько трудной и сложной была для меня эта первая дистанция, я уже не помню. Наверное все прошло хорошо, иначе в памяти что-то, да отложилось бы. Как отложилось это...
На очередном боевом расчете, который как раз и проводил, этот самый зам. начальника, вдруг раздается:
- “Рядовой Васильев! Два шага вперед!”.
Ну думаю, видно меня заприметили. -Объявляю Вам предупреждение за не бдительное несение службы!
-“Слушаюсь!”-говорю, а сам думаю “Не фига себе фига...за что же это?” Разъяснение последовало незамедлительно.-
-Рядовой Васильев при движении в дозоре, заметил приближение неизвестных лиц. Вместо того, чтобы спросить “Пропуск”, просто уступил им лыжню. А если бы это был нарушитель, то данный рядовой не был бы уже с нами в строю.
Хотелось почесать затылок, выражая явное недоумение, но стоял по стойке “смирно”. “Какие на хрен “неизвестные лица”, когда мы вместе с заставы выходили, еще полкилометра не отошли.- думалось мне – а я его еще за вежливого посчитал.”

Так прошел мой первый день, так прошел мой первый выход на фланг.И вот сейчас я часто задумываюсь - “А не случись этого ляпа, так и не отложился бы в моей памяти мой первый выход на границу”. Спасибо вежливому офицеру!

Второй день пошел.
Проснувшись с утра я уже готовился выйти в новый наряд (пока для меня все они были новыми) это часовой заставы.
С территорией заставы ознакомился еще вчера. Старенькая, еще времен до финской компании застава, стояла на небольшом возвышении окруженная почти двухметровым тесовым забором. Зимой его высота уменьшалась за счет снежного покрова. Когда наряд проходил мимо забора, то головы самых высокорослых парней выступали над эти забором. Задача часового была довольно простой – выпускать и впускать наряды, а в светлое время контролировать в пределах видимости окружающую местность, заранее оповещая дежурного о появлении неизвестных (в первую очередь проверок из отряда). Недалеко от здания заставы находился питомник, где в зимнее время скучала пара служебных собак. Все просто, как “дважды два”. Главное не замерзнуть.Помятуя вчерашнее, я был уверен, что уж сегодня-то будет без прокола.

На смену вышел в 12.00, день ясный, даже солнечный. Приятный легкий морозец около -25 градусов. Мелкие взвешенные в воздухе снежинки поблескивают на солнце, как нафталиновый снег на новогодней елке. Ходи и любуйся окружающими красотами - слегка припушенные снегом ели смотрятся как в сказочных фильмах, приятно похрустывает снег под ногами. И тепло. Одел свой солдатский бушлатик, а уже на него овчинную доху. Воротник высокий - перекрывает даже всю шапку.Если бы еще прикрыть чем нибудь выделяющийся из всего этого нос... Но ничего – подышишь в рукавицу и носу теплее. Так в радостном осознании какого-то даже блаженства прошел первый час.
Выпустил за ворота один наряд, потом второй: наверное проверка - пошел старлей с одним солдатиком из третьего года службы. Пошли налегке. Одно меня удивило – они вышли без лыж! "Куда можно двинуть без лыж – снег уже лежал почти полуметровый. Неужто меня проверять “намылились”. Зайдут с тыла и опять – не бдительное несение службы! Врешь, сегодня "на понт" не выйдет"

Стал я повеселее бегать, да на забор поглядывать. Но тихо вокруг...
-Черт побери! Что это такое? У меня что сдвиг по фазе или я сплю?
Дернул себя за нос -нет все реально: смотрю, одуревая, как над нашим забором очень плавно катится...наверное чья-то голова в маскхалате. Даже не катится, а плавно этак проплывает. Такое я уже впоследствии наблюдал дома, когда где-то за забором едет машина на крыше которой закреплен велосипед.Ощущение такое, как будто этот велосипед плывет над забором. Но тут?. Машин и быть не может. А голова плывет! Первая мысль – "наш наряд. Нет, когда идет наряд на лыжах, то голова появляется и пропадает в такт движению. А здесь она плывет ровнехонько и плавненько! Мать твою... похоже опять влип".
Стучу в окно дежурного, - в ногах мандраж, а в голове каша мыслей.
-Что у тебя? -лениво выглянул дежурный.
-Товарищ сержант! Там по забору.... голова катится. А может и не голова.
Глянул дежурный в сторону плывущей головы и лень его как рукой сняло:
-Голова, говоришь? Ха-ха-ха! Вот чекист, угадал. Точно голова.
На крыльце стояли уже еще несколько старичков, вышедших на гомерический хохот дежурного. Дежурный пришел в себя и уже серьезно:
-Часовой! Срочно проверить за воротами, чья голова на заборе катается!
-"Слушаюсь, проверить!" И бегом, если это можно назвать бегом - движение в длиннополом тулупе.

Пока добежал, голова скатилась с забора и пропала.Открыл калитку и обмер -такого я еще не видел: от заставы быстро удаляется упряжка, которую мчат три белые собачки. Запряжены в легкие санки, в которых один человек сидит, второй стоит сзади. Собачки уже набрали скорость, так что за ними оставалось только неплотное снежное облачко.Было от чего замереть, застыть и любоваться зрелищем.
К действительности вернул голос дежурного:
-Часовой! Доложите, что вы там видите!
Идти обратно даже не хотелось, я понимал, каким хохотом встретят меня “Зрители”.
-Там в сторону границы удаляется какая-то собачья упряжка и два человека в масхалатах. ( к этому моменту я уже понял, что это были те двое, которые вышли без лыж).Прикол, однако продолжался, но я оказался уже к этому готов.
-Что были за люди и что должен был делать часовой?
-Что за люди не имею представления, но догадываюсь. А часовой обязан немедленно доложить дежурному по заставе, что я и сделал.
От такого ответа даже хохот притих и на лицах ребят остались лишь добрые улыбки от этой юморной ситуации.Здесь же оказался и мой вчерашний “обидчик”. На сей раз лицо его тоже было в доброй улыбке.
-Смотрите, а молодой-то, бдительный.Пошел ему на пользу вчерашний урок.

А вечером на боевом расчете опять слышу
-“Рядовой Васильев, два шага вперед!”
-За бдительное несение службы часового заставы объявляю вам благодарнось – услышал я от начальника заставы. -Спа...-чуть было не вырвалось у меня – "Служу Советскому Союзу!"- вовремя спохватился.
Долго после этого меня на заставе “бдительным” звали.

Но это все присказка, сказка впереди.Вот таким образом я познакомился с уникальным и уже забытым видом передвижения на Севере– на собачьих упряжках. Наша застава была, по моему, единственной, где еще использовались ездовые собаки. Как рассказывали старослужащие, их привез лет 6-7 тому назад прежний начальник, который до этого служил в Заполярье. Сначала их было 7 штук, но ко времени моей службы остались лишь три. Я тогда не шибко силен был в породах – говорили, что это лайки, которые были распространены в этих краях еще до финской компании. Сейчас (эти мордашки до сих пор стоят перед глазами) я понял, что это были хаски. Узко поставленные голубые глаза, сильно похожая на волчью морда и добрые как лучший друг. Очень интересна была одна из них: у нее были разные глаза – один нежно голубой, другой ярко зеленый.
Собачки уже не находились на довольствии ( а может быть и никогда на нем не были – они же внештатные). Сначала мне их было очень жалко – они жили за забором заставы (поэтому я и ничего о них не ведал), спали, зарывшись в снег, почти не реагировали на проходящие мимо наряды. Но потом я понял, что это их образ жизни – им неуютно было бы от заставской суеты.
Были задействованы они довольно редко.На них ездили в отряд за почтой, им не нужна была наезженная дорога, как для лошади, очень часто они доставляли тревожную группу до центра. А дальше на фланг уже на лыжах. Их частенько использовали, когда офицеры ездили на переговоры к финнам.
Считалось за честь когда тебе доверяли собачью упряжку.Мне довелось несколько раз промчаться в качестве каюра – впечатление неописуемое.Но на ногах, точнее на полозьях санок, удержаться поначалу довольно трудно.Сначала я вылетал на каждом повороте. Собачки замедляли бег и дожидались меня. Запрягали их “цугом” (по моему так это называется, когда они бегут одна за другой). Стоя на запятках саней, было любопытно наблюдать за их поведением – бежали они очень задорно, как на соревнованиях, очень старательно пытались идти в одну линию и когда одна из них выбивалась и увязала в снегу, снижая тем самым скорость, они своим лаем, как бы высказывали ей свое “фе”Именно эти чудесные собачки поставили меня в неловкое положение на второй день моей службы.Поэтому так врезался мне в память второй день моей службы и эти незабвенные хаски. Одна с разными глазами.

С СЕВЕРА НА ЮГО-ЗАПАД
Так сложилась судьба, что через два года был откомандирован для прохождения службы на юго-западную границу СССР — «границу дружбы» со странами народной демократии.
На заставу в Закарпатье, что стояла в то время в с. Забродь, где уже Карпатские горя постепенно снижались, переходя в равнинное Закарпатье, я попал в мае 1959г. Была великолепная закарпатская весна -цвел миндаль и сакура и еще какие-то экзотические растения. После холодной Карелии, мне показалось, что я попал в рай. Правда, прибыл я сюда не напрямую из Карелии, а из Московского пограничного училища, в котором проучился почти год. С большим трудом удалось отчислиться и снова вернуться на границу.

В ОКРУГЕ
Из Москвы отбыл 5 мая со сроком прибытия в округ (Львов) 6 мая. Но прощание с друзьями и домом затянулись и я прибыл во Львов лишь 9 мая утром. Вышел на вокзальную площадь — лепота! Красивейший город со зданиями старинной архитектуры, какие я в свои 19 лет, безвыездно проведенные в Москве, выдел только на картинках. Чудное весенне утро, огромное количество зелени и цветов настроило сразу на лирический лад. Даже забыл, что я в форме и на службе. Красота творит чудеса.
Пришел в себя довольно быстро — ведь нужно срочно явиться в Управление погранвойск юго-запада. На площади перед вокзалом вальяжно прогуливается милицейский старшина довольно хорошей упитанности. Подхожу. Козыряю довольно щегольски, как привыкли это делать в училище:
-Скажите, как мне пройти на улицу Первомайская?
-Цэ вулиця пэршого травня! -с нахальной улыбочкой выдал мне блюститель порядка и медленно разворачивается ко мне своим упитанным задом, правой рукой придерживая длиннющую шашку — транспортная милиция в то время имела специфическую форму и шашку сбоку.
Сначала я опешил от такого гостеприимства, даже чуть не взорвался в силу молодецкой горячности, но быстро взял себя в руки, обошел фигуру и зайдя с фасадуи уже не прикладывая руки к козырьку четко и вежливо выдал по московски:
-Спасиба, таварищь!
Бедняга, ошалевший от такой «вежливости», вдруг молвил, уже сам прикладывая руку к обутой голове и на довольно чистом русском:
-А я не знаю, как отсюда пройти.
-Так вы тоже, не здешний? Тогда продолжайте свою переводческую деятельность.
«Испортил песню, дурак!» вспомнил я слова Сатина из пьесы «На дне». А так все красиво начиналось.
Но нашлись добрые люди, довели меня прямо до Управления и даже вечером в ресторан пригласили -не все оказались такие, как привокзальный фараон.
В управлении все продолжилось по тому же сюжету — сначала «за здравие», потом «за упокой».
В коридоре я встретил сразу же знакомое лицо — полковника, который часто приезжал в Училище и даже читал нам какие-то лекции.(Оказалось, он занимался стажировкой курсантов в отрядах).
-, товарищ полковник! Прибыл из МПВУ...
-Вижу, вижу, что из МПВУ. Лицо Ваше мне знакомо. - тон был добродушный, как будто мы с ним были хорошо знакомы.
-А почему Вы один и почему так рано, ведь занятия еще не кончились? -продолжал он все еще добрым тоном.
-А я, товарищ полковник, отчислен из училища и прибыл для дальнейшего прохождения службы в этом округе....
Человека как будто подменили. Во взгляде появилась неприязнь, голос стал жестким:
-Так что-же, курсант, Вы от меня хотите?
-Просто хотел узнать, куда мне следует обратиться!
-Следуйте за мной, уж я Вас пристрою! Развернулся и лениво повел меня по коридору.
Дойдя до какой-то комнаты, он буквально воткнул меня в дверь. В комнате сидели какие-то три чина, званий которых уже и не помню, но не старше капитанов:
-Возьмите курсанта и пристройте его куда-нибудь, чтобы ему училище раем показалось! В Мукачевский его направьте. С моей рекомендацией!
Офицеры переглянулись от такой откровенности:
-Чем это Вы ему не угодили, что он Вам «персональную» рекомендацию выдал?
-Не имею представления, сам удивлен. Вроде бы все так хорошо начиналось.
-Ладно, давай, дружок, свои бумаги, будем оформлять.
Покрутив мои документы, офицер с ухмылкой глянул на меня:
-Ну, парень, и хватает у тебя наглости утверждать, что не знаешь, чем полковник недоволен. Ты же почти три дня просрочил...
-Так об этом он даже и не знал
-Это твое счастье, что не знал, а то поехал бы ты туда, где «Иван-поп» с «попом Иваном» переговариваются. Но повезло тебе — был уже приказ в Мукачевский. Туда и валяй.
Это потом я узнал, что эти два «попа» это две высокие горы на одном из сложных участков на румынской границе.


В ОТРЯДЕ
В Мукачево прибыл наутро следующего дня. За один прием увидел все Карпаты (поезд шел через Верецкий перевал) и все Закарпатье — предгорья и низменную часть, постояли в г.Чоп и прибыли в Мукачево. И снова мое воображение не могла даже представить заранее, того что я увидел здесь. Уютный, ухоженный, утопающий в цветах и зелени город с двух-трехэтажными особняками. Против городов нашей центральной России того времени это был не город, а сказка.
Дежурный направил меня в какую то комнату, где сидел всего лишь один ефрейтор моего же возраста. Удивило меня его высокомерие, которое не каждый генерал имеет.
-Прошу сдать Ваши документы и ждите в коридоре. Вас пригласят. Я очень долго слонялся по коридору, пока из какой-то комнаты раздалось:
-Курсант Васильев!
Зашел. Сидел майор и крутил в руках мои документы. Он их так внимательно рассматривал, что казалось, что не прочел их только с торца.
-Ну, и что мы с Вами будем делать!
-Лично я — дослуживать (а про себя «Что будешь делать ты — не знаю»)
-А Вам известно, что будете Вы не просто дослуживать, а еще и переслуживать то время, что пробыли в училище?
-Так точно, знаю. На этих условиях и отчислялся из училища.
-А Вы знаете, что мы направим Вас на самый сложный участок?
-Так точно, догадываюсь. Думаю направите на какую нибудь горную, похожую на ту , где «Иван-поп» с «попом Иваном»...Капитан не дал мне договорить красивую тираду, услышанную в округе:
-На горную - это слишком почетно, там условия службы курортные. Мы тебя на полу горную направим, где горы и пониже, но будешь ты по ним каждый день туда-сюда топать, как козел горный.
-Сделай ему направление на Двойку в Забродь, капитан Розенбах найдет ему применение -сказал капитан стоящему рядом недобро ухмыляющемуся ефрейтору. - На двойку!
Прозвучало как приговор. И я уже был заранее готов к чему-то очень плохому.

ЗАСТАВА
Я долго еще дожидался, когда из отряда на 1-ую комендатуру пойдет машина. И где-то около 6-ти вечера меня пригласили в УАЗик. Сержант-водитель нашел меня сам:
-Ты на Двойку?

-Двигай за мной, а то двое таких же уже в машине ждут!
«Каких, -думаю — таких. Неужто не я один такой штрафник»
Действительно. В машине уже сидели два курсанта. Оказались ребята из Калининградского училища едут после второго курса на практику.
Так втроем и явились в кабинет начальника заставы. Ребята отрапортовали:
_Товарищ капитан курсант Калининградского училища прибыл для прохождения практики!
Дошла очередь до меня:
-Товарищ капитан! Курсант МПВУ Васильев прибыл для дальнейшего прохождения службы на Вашей заставе!
Капитан даже сначала не понял:
-Вы имели ввиду «для прохождения практики»
-Никак нет — для дальнейшего прохождения службы.
-Ну давай свой пакет — разберемся - пробурчал капитан каким то добрым домашним голосом.
Я так и не понял — доволен он таким пополнением или нет.
Так началась моя служба теперь уже на юго-западной границе.
И черт оказался не таким страшным, как его малевали. Даже наоборот. Я был благодарен судьбе, что оказался именно на этой заставе.
_________