Различия без противостояния

Леонид Терентьев
 
Социологические исследования
 
  Обычно за нас думают руководящие политики, убеждая (кто искренне, кто не очень), что действуют «в интересах народа». Отношение же, мнение самого народа чаще остаётся тайной, отзвуки которой прорываются в магазинных очередях, ворчании на кухнях или негодующих письмах в редакции газет и журналов.
  Необходима надёжная «обратная связь». Такими «связистами» между верхами и низами в какой-то степени являются социологи, чья задача и заключается в систематическом изучении общественного мнения.
  Поскольку в Евпатории нет специальных институтов, задачу социологических исследований взяла на себя группа энтузиастов под руководством инженера Центра дальней космической связи А. И. Рутковского, закончившего, кстати, специальные курсы по социологии. Затем полученные исследователями цифры используют общественные  движения  Крыма при анализе социально-экономической обстановки, подготовке материалов и программ.
  С цифрами не поспоришь. Это зеркало, в которое надо только внимательнее вглядываться.
  Вот, к примеру, одна из серьёзнейших проблем – отношение основной массы населения полуострова к возвращающимся после несправедливого изгнания крымским татарам. Никакого реального разделения и противопоставления, конечно же, нет и не может быть. Ещё бы, все мы «человеки», у которых сходные мысли и желания. Хотя несколько различны черты характера, культуры, обычаи. В быту эти специфические детали могут вызвать психологические затруднения. Именно поэтому, вероятно, из 476 опрошенных лишь 15,8 процента не возражали бы против возможного брака своих детей с детьми из крымскотатарских семей. Почти столько же – 15,7 процента -  на этот вопрос отвечать отказались; около половины – 42,9 процента – не хотели бы столкнуться с  такой ситуацией, а 25,6 процента высказались резко отрицательно.
  Впрочем, от родительских пожеланий в таком деле великовозрастные чада могут и отмахнуться. Что ж, дай Бог, чтобы семья оказалась крепкой, а потомки – добрыми и здоровыми. Уточним, что этот опрос, как и другие, приведённые в обзоре, был проведён среди лиц не крымскотатарской национальности.
  А вот отношение к проблеме придания республике статуса крымскотатарской государственности. На такой вариант согласны лишь 7,3 процента опрошенных; 4,6 – ещё не определили своей точки зрения; вообще не захотели отвечать 8,5 процента. Абсолютное же большинство – 79,7 процента из 518 - отрицательно относятся к такой перспективе.
  Естественный вывод для лидеров крымскотатарского движения: лучше бы снять этот лозунг. Действительно, недопустимо, чтобы одна нация главенствовала над другими. Думаю, без такой непродуманной идеи, ставшей одной из основных для меджлиса, обстановка в Крыму была бы гораздо спокойнее и доброжелательнее. Пусть нами руководят люди умные, образованные, инициативные – независимо от облика, языка и характера.
  А вот ответы на наиболее острый вопрос: «Возможен ли в Крыму, на ваш взгляд, вооружённый конфликт между крымскими татарами и остальным населением?»  Беспокоит, что если год назад такую мысль допускали только 10,4 процента опрошенных, то затем с каждым месяцем эта цифра увеличивалась – 12,8; 14,2; 16,8; 21,5 – с января по апрель. Позже темпы росли ещё быстрее – 27,3; 36,5; 38,5, и в августе число составило уже 43,8 процента. Количество же категорически отвергающих столь страшную возможность за девять месяцев упало с  22,7 до 13,8 процента; сомневающихся – с 50,5 до 30,2, нежелающих думать об этом – с 16,4 до 12,2 процента.
  Таковы факты, и не обращать на них внимания невозможно. Памятные  события в Феодосии,  районе Алушты и в центре Симферополя ещё раз подтвердили: надо делать всё, чтобы ослабить рост напряжённости на полуострове – путём создания для возвращающихся нормальных условий жизни, предоставления им работы по специальности. И – отказа обеих сторон от категорических требований и жёстких действий, ибо не может быть хорошо одним за счёт других. А в нынешний период всеобщего развала и озлобления плохо, увы, всем. Но выкарабкиваться-то из трясины нам вместе!
  Действие равно противодействию, сила рождает силу. И злобу…
 1992 год