Откровения Германа Грефа

Виталий Глухов
 Что положено Юпитеру, то не положено быку. Именно эта мысль проходит через все интервью Германа Грефа, которое он дал «Российской газете». Для народа – сначала реформы, потом зарплата, а для чиновников - сначала зарплата, а потом все остальное. Еще более определенно министр высказался по вопросу об отношении государства к своим гражданам, заявляя, что «государство поделиться своими сверхдоходами только с теми, кто в состоянии их взять». А кто, спрашивается, кроме приближенных к правительству и администрации президента, в состоянии их взять? Значит, они и возьмут, а народ лишь посмотрит. Возьмут и «научно» обоснуют, что так и должно быть. Хотя более или менее грамотный экономист или честный политик, возможно и такое, может сходу сказать, что у государства потому и возникают сверхдоходы, что у большинства российских граждан пустые кошельки. Но об этом министр МЭРТ предпочитает не говорить.

В этом интервью Герман Греф, даже, несмотря на обещанную Чубайсом Нобелевскую премию, тому, кто докажет не монетарные основы инфляции, решил первым пойти на мир и не ссориться с Чубайсом и Кудриным. Он не стал доказывать истинную природу инфляции, а признал их правоту, хотя и с оговорками. «Природа инфляции, естественно, носит монетарный характер. Но это достаточно сложное явление, которое не может объясняться одним фактором. Инфляция - это набор факторов. Например, в России серьезную роль играет фактор, который пока сложно подсчитать: инфляционные ожидания. Которые в том числе порождаем мы - ускоренным индексированием тарифов на услуги естественных монополий. Но самая главная проблема - это монополизация экономики».

Явно постеснялся Герман Греф сказать, а надо бы, что ни из-за инфляционных ожиданий из года в год повышаются тарифы на услуги естественных монополий, а из стремления отдельных руководителей и различных государственных деятелей к обогащению, к накоплению материальных богатств. Не требуют же рабочие повышения заработной платы в ожидании инфляции, или пенсионеры повышение пенсии.

«Стесняется» Герман Греф осветить истинное положение вещей, а поэтому и инфляцию называет как «сложное явление», вместо того, чтобы четко обозначить причинно-следственную связь и назвать причастных к ней. Естественно, и никто с этим не спорит, что инфляция проявляется в виде избытка денежных знаков над количеством товаров и услуг. Но, откуда берется эта излишняя денежная масса, в чьих интересах раскручивается инфляция, что толкает ЦБ выбрасывать дополнительные купюры в обращения, и почему, вслед за увеличением денежной массы на рынке, не появляется дополнительное количество товаров??? На эти вопросы Греф, как видно из его интервью, решил не отвечать, а поведал читателям газеты лишь то, что гражданам и так известно. «Во-первых, по уровню развития инфраструктуры мы где-то на 115-м месте. Во-вторых, по качеству работы государства - примерно там же (имеется в виду, например, защищенность прав собственности и правоприменительная практика)».

 Между прочим, министру МЭРТ не мешало бы знать, что не все известное и знакомое является понятным. И если на поверхности мы видим монетарный характер инфляции, то это еще не повод сажать в тюрьму директора ЦБ. Да и жаловаться на работу государственного аппарата, в котором и сам Греф занимает один из ключевых постов, не следовало. Ведь все эти упреки, о плохой работе госаппарата, он в полной мере должен отнести и к себе. Поэтому-то и призывы работать, Герману Грефу необходимо обращать не к гражданам России, а к себе и каждое утро читать как молитву.

Но, как мы узнаем из интервью, для Грефа не только инфляция является сложными и непонятным явлением: да и все, что происходит в России. «На мой взгляд, то, что сегодня происходит в России - это очень сложный процесс, который зачастую не помещается на "полочки" наших обычных представлений. Россия - очень сложное образование, в котором не существует прямых путей к конечной цели: достижению благосостояния народа».

Здесь интервьюеру стоило бы попросить Грефа дать пояснения для читателей, что хотел сказать народу руководитель МЭРТ, говоря о повсеместной сложности. То ли, то, что ничего нельзя сделать, так как ничего непонятно, то ли то, что двигаться, к благосостоянию народа, мы будем непонятными путями, а за это время успеет обогатиться огромная масса прихлебателей. Только Евгений Арсюхин, как видно из его вопросов, стремится не выяснить истину, а желает представить министра в выгодном свете. «У государства нет проблем, где занять денег, есть проблема потратить "лишние" деньги. Но люди продолжают зачастую жить в нищете, пользоваться отвратительными дорогами, все дороже платить за жилье, и они не понимают, почему деньги не тратят на них» - задается вопросом журналист. А надо бы ставить вопрос в ином ключе, – когда государство прекратит грабить российский народ, обрекая его на нищету и вымирание?

И самое страшное не то, что Стабфонд будет потрачен на текущие расходы, как утверждает Греф, а то, что средства продолжают выкачиваться из страны, обрекая ее на роль сырьевого придатка, а народ на роль нищих рабов.