Почему город назвали Опаков, а деревню - Палатки

Маргарита Бирюкова
Почему город назвали Опаков, а  село и деревню - Палатки?
Село, а теперь уже деревня  Палатки, расположено на высоком правом берегу реки Угры в Юхновском районе Калужской области. В средние века здесь, на границе между Великим Московским и Великим Литовским княжествами, на литовской стороне находился старинный русский город Опаков. Как утверждают историки, это был крупный город с посадом, торгом, таможней и рядом волостей по обеим сторонам реки Угры. При этом Опаков был лишь одним из звеньев в цепи пограничных  городов-крепостей, расположенных  на реке Угре, в основном, в  местах, где находились броды и «перелазы» через  Угру.
Первые летописные упоминания об Опакове относятся к концу XV-го века, и связаны они с нашествием на Русь хана Большой Орды – Ахмата  и «Великим стоянием на реке Угре» 1480 года, в результате которого Русь навсегда освободилась от ордынского ига. На основании летописных сведений и археологических исследований считается, что именно здесь, у Опакова, войска хана Ахмата предприняли одну из последних попыток переправиться через Угру, которая окончилась для них, как и все предыдущие, неудачей.
В ходе «порубежных войн» город Опаков «с волостьми» был отвоеван у Литвы войcками Великого князя Московского Ивана III. В перемирной грамоте 1503 г. Опаков, а также соседние города Дмитровец и Мощин, были записаны «в московской стороне».
К концу XVI-го века, благодаря мудрой политике «собирания русских земель», которую проводили  Иван III и его потомки, к Московскому княжеству были присоединены и другие западные  территории. В результате русско-литовская граница была отодвинута далеко на запад.  Город Опаков перестал быть пограничным городом – сторожевой заставой. Многие исследователи полагают, что именно с этих пор Опаков постепенно стал превращаться из города в село, которое впоследствии  назвали Палатки.
А в середине прошлого, ХХ-го столетия, село Палатки стали называть деревней. Произошло это потому, что старинную церковь Спаса-Преображения – украшение села и всей округи, перестроенную в 1791 году на средства фабриканта П.Г. Щепочкина, закрыли и разорили. Произошло это в 1929 году (по рассказам моей бабушки Ерёминой (Алексаниной) Анны Ивановны, родившейся и выросшей здесь; уточнить дату по письменным документам мне пока не удалось). Но церковь всё-таки осталась, она стоит уже больше двухсот лет на высоком обрыве над рекой Угрой, рядом со старинным кладбищем, стоит  как памятник истории и архитектуры, и люди до сих пор туда ходят поклониться древним святыням, помолиться и помянуть своих героических предков, а также воинов и жителей села, погибших здесь во время Великой Отечественной войны. Братская могила ведь тоже находится рядом с церковью. Поэтому на самом деле «деревня» для наших Палаток - не совсем точное название.
А в наше время Палатки – это скорее даже не село и не деревня, а дачный поселок, потому что основная часть жителей проживает здесь в весенне-летне-осенний период, а на зиму уезжает в город. 
Кто-то из мудрых сказал, что в названиях городов и сел отражается наша история, в них зафиксирован язык земли.
Поэтому интересно было бы узнать:
Что же означает название города - ОПАКОВ? И почему село назвали – ПАЛАТКИ?
При этом стоит отметить, что в некоторых старых документах и на картах  «Опаков» именуется созвучно, но по-другому: «Опоково»  (в Списке населенных мест Смоленской губернии Юхновского уезда по сведениям 1859 года), «Апаково (Полатки)»  (на карте  Смоленской губернии 1850 года (3 версты в дюйме) геодезистов А.И. Менде и Ф.Ф. Шуберта), а также в различных документах - «Апоково» и «Опаково».
А также стоит принять во внимание, что еще В.И. Даль указывал, что «в смоленском наречии акают до приторности... Одного этого признака достаточно для отличия смоленского наречия от новгородского, владимирского и даже московского.» (В.И.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка», С.-Птб.-М, 1880 г.). А с. Палатки (Опаков) в составе Юхновского уезда долгое время принадлежало  именно к Смоленской губернии (только в 1944 г. Юхновский район вошёл в состав Калужской области).
Попробуем обратиться к словарям и увидим, что слово «ОПАК» имеет несколько значений.
Просуммировав объяснения, представленные в Толковом словаре Д.Н. Ушакова,  Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера и «Популярной художественной энциклопедии» (Под ред. Полевого В.М.; М., 1986), получим:
ОПАК - от латинского слова «оpacus»  - непрозрачный; тенистый (собственно «противопоставленный):
1. Белая глина особого качества, идущая на выделку посуды.
2. Гончарные изделия, изготовляемые из того же состава, что фаянс, но с примесью полевого шпата.
3. Высший сорт фаянса (лучший сорт белой глины) и приготовляемая из него посуда (внешне и по составу опак мало отличается от фаянса, но черепок опака порист и непрозрачен; способен принимать яркую многоцветную роспись).
Больше всего толкований этого слова находим в знаменитом  Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля:
ОПАКИЙ (прилаг.), ОПАК,  ОПАКО (твер.) - назад, задом, обратно, превратно, изнанкой, изворотом, наоборот, навыворот…
В старину говорили:
«Пленникам... опако руце связываху» - назад (Нестор)
«Опак пойдешь, упадешь» - задом
"Я иду с мечем суди я", хоть опако читай, все то же
 «На-опак пришиваешь»
 «От лешего надевай всю одежу опаком, опакушей»
«Наопако не бьют, сухотка прикинется»
«Ведьму опако бьют, на-опакушу, наотмашь, от себя, тогда она рассыпается»
 «Вертеть что или ходить опако солнца» - навпак, навпаки, против, слева направо
«Право сидишь, да опако рядишь, кривосудом»
ОПАКША, ОПАКУША (ж. вост.) - выворот,  изнанка; обратное,  превратное,  что задом наперед; что вопреки, против чего;
- неловкий,  нерасторопный человек, у которого всякое дело из рук валится;  левша. 
ОПАКИШ, ОПОКИШ  (м.), ОПАКИШЬ, ОПОКИШЬ – (ж. - твер., сиб.) – выворот, изнанка; все превратное.
«Упасть  на-опокишь»,  ничком,  затылком. 
«Говорить на-опокишь»,  напротив, спорно,  наперекор. 
«Эка опокишь!»  все неудача. 
Опакушить - сделать что бестолково,   необдуманно,   недослышкой,   навыворот.
Опачный  (сиб.) - противный, перекорный. «Он все делает опачно».
ОПАКОВАТЬ кого  (тамб. ОПАКАТЬ)  -  ряз.  польск.  воспитать,  вскормить, вырастить;  холить, пещись о ком, беречь, кормить, одевать, призревать.
«Кто ж сироту на чужой стороне опакает?»
На современном языке мы сказали бы созвучно  – «опекать».

А ещё в русском языке есть слово ОПОКА, которое в Википедии трактуется, как:
1. Меловой известняк; известковатый суглинок; белая сероватая глина, для обмазки щелей в избе, особ. мергель, глина для отливки чугуна, меди.
2. В литейном производстве, приспособление, служащее для удержания формовочной смеси при её уплотнении.
3. (геол.) — прочная пористая кремнистая осадочная горная порода.
И опять – наиболее интересное «народное» объяснение значения этого слова читаем у В.И. Даля:
ОПОКА – (ж.) меловой известняк; известковатый суглинок; белая сероватая глина, для обмазки щелей в избе, особенно мергель, глина для отливки чугуна, меди;
- мягкое и рыхлое вещество вообще, пушина;
- иней на деревьях, косматая изморозь, кухта, куржевина. Густая опока (на деревьях), к урожаю овса. Опока садится на деревья, когда отпустит, после сильных морозов: сырость воздуха мерзнет на промерзхом дереве, накипает, опекает его; вязкая глина, опока, пристает к сошнику и заступу, липнет или опекает.
«Опочистая, опоковатая почва» -  белая, известковатый суглинок.
«Опоковая калыпь, опоковый льяк» -  форма для отливки.
Опочник (м.), опоковый, опочный камень - мергель, туф.

Наши  места издавна славились своими месторождениями глины. Старожилы говорят, что глина Палатковская обладает уникальными свойствами, сюда за ней специально приезжали даже издалека печных и гончарных дел мастера.
А что глина у нас в Палатках (Опакове) липкая и вязкая (если прилипнет к лопате ли, к сапогам ли, к колёсам ли, то не отдерёшь) – это вы можете и сами убедиться, если как-нибудь под дождём пройдётесь по нашей деревенской дороге или в огороде после дождя покопаетесь.
А если в дождь рискнёте спускаться на машине со знаменитой горки по дороге в соседнюю деревню Коноплёвку (горку эту местные жители почему-то окрестили «Муларней»), то настоящий «Русский Экстрим» вам гарантирован. По мокрой рыжей глине даже рифлёные протекторы джипа скользят, как по маслу.  И, чтобы не свалиться в овраг, где течет говорливая Русова речка,  или не налететь со всего маху на камень-валун, стоящий на обочине дороги, надеяться приходится  не столько на мастерство водителя, сколько на помощь Божью.
С  глиной всё понятно, а как насчет  известняка?
Вот что пишет известный краевед Маслов В.Е. в своей книге «Город в золоте сосен», посвященной Юхнову и его окрестностям: «По геологическому строению район относится к древнейшей формации известняка. Его выходы на поверхность хорошо видны по берегам Угры у деревень Павлово, Королево, Туранец, Коноплевка, Алоньи Горы, Велено, села Палатки и города Юхнова, также по берегам рек Рессы (деревня Гороховка), Течи (близ деревень Павлишево, Троица, Екатериновка)».
Аналогичные сведения находим в книге видного историка и писателя Каргалова В.В. «Конец ордынского ига» (Глава 8: Угра — река пограничная): «Выходы известняка на береговые обрывы отмечались во многих местах Угры; у деревень Павлово, Королево, Коноплевка, Алоньи Горы, Палатки, в окрестностях Юхнова».
Можно и самим воочию увидеть эти «выходы известняка» - россыпи камней белого и жёлтого оттенка на берегу и в русле  Угры – «под Церковью», «У Сашиного брода», а также на дне оврагов, например в русле ручья «под Колодезной дорожкой». Некоторым камням придана форма «кирпичиков»,  явно над ними не только стихия потрудилась. Видимо, это остатки сооружений древнего Опакова…
Кстати, известняк, он же «белый камень» (как  сообщает «Википедия») - это один из основных строительных материалов в Древней Руси, имевший колоссальное историческое значение, и в XII—XV веках (как раз во времена существования города Опакова), выражавший государственную мощь и имперскую идеологию. Недаром ведь Москву до сих пор называют «Белокаменной». А здесь, в Опакове, за строительным «белым камнем» и далеко ходить не надо было – вот он, прямо на поверхности лежит.
Так почему же всё-таки «Опаков»?
Потому ли, что здесь, в окрестностях города,  имеются месторождения глины с уникальными свойствами, из которой делали замечательный печной и строительный кирпич и глиняную посуду?
Или потому, что здесь есть залежи и «выходы» известняка?
А может быть потому, что местные жители в былые времена необыкновенно бережно относились к своей земле,  к хозяйству, или друг к другу («опаковали» - опекали)?
Очень не хочется думать, что они были «опакшами» и «опакушами», то есть неловкими, нерасторопными и непутёвыми. Да и вряд ли в честь таких людей город называть станут.
Гораздо приятнее предположить, что они делали всё по-своему, поступали «опако» - необычно, нестандартно, хитро, «с изворотом», наперекор общепринятым представлениям, не так, как от них ожидали. Что они могли и с судьбой поспорить, пойти ей наперекор. Тем более что судьба им часто преподносила тяжелые испытания – то нашествия татаро-монголов, то «порубежные войны».  Может, эта «изворотливость» и помогала опаковцам выживать в самых трудных условиях? Кто знает…
Почему село назвали «Палатки»?
«Палатками» село стали называть сравнительно недавно – веке в 18 -19- ом.
Ещё в 1859 г. у села сохранялось двойное название. В  «Списке населенных мест Смоленской губернии Юхновского уезда 1859 года» за № 11295 на стр. 403 читаем: «Опоково (Палатки)   - владельческое село на правом берегу р. Угры». На карте Юхновского уезда Смоленской губернии 1876 г. (масштаб: 1 дюйм - 20 верст) название «Опаков» ни в одном из вариантов уже не встречается. Есть только село «Полатки»…
Почему – «Палатки»?
На этот счёт у историков-исследователей и у местных жителей существует несколько версий.
Одна из них - потому что здесь, на берегу Угры,  в 1480 году во времена «Великого Стояния»  располагались палатки-шатры хана Золотой Орды – Ахмата и его воинов. (Хан Ахмат шёл к Угре по литовской земле, так как польский король и литовский великий князь Казимир IV был его союзником). Однако, Казимир не выполнил условия договора и не пришел со своим войском на помощь Ахмату. В отместку хан Ахмат разорил 12 литовских городов с окрестностями, а жителей захватил в плен. Среди этих городов, по утверждению летописцев, был и Опаков. Вполне вероятно, что после нашествия Ахмата здесь только палатки и остались…
Вторая версия - потому что здесь в конце 18 - начале 19 века в небольших белых домиках-палатках жили рабочие полотняной фабрики купца и помещика П.Г. Щепочкина, которая работала на территории нашего села.
А ещё одна версию появилась сравнительно недавно. В начале 2000-ных годов на Опаковом городище проводились археологические работы под руководством Г.А. Массалитиной – ведущего научного сотрудника Национального Парка «Угра». Изучая архивные документы, Галина Александровна обратила внимание на примечание, сделанное переписчиком духовной грамоты Ивана Грозного в 1739 г.: «Опаков ныне село в Медынском уезде, в котором знак Каменная палатка доднесь осталась. Сей был на границе Литовского владения во время Витолдово…».
В результате раскопок на краю села, на высоком берегу реки Угры действительно были обнаружены остатки средневековой сторожевой башни - «Каменной палатки» - мощного оборонительного сооружения с подземным ходом. Кстати, фундамент башни был сделан из массивных валунов и известняковых блоков,  каменная кладка основного объема башни  - из небольших камней (опять же, известняка и кристаллических пород), скрепленных большим количеством известкового раствора. Облицовка сооружения также выполнена из известняка. Таким образом, версия происхождения названия города Опаков от слова «ОПОКА» - «известняк»  получила ещё одно подтверждение. А старинное название башни – «Каменная палатка» дало новое объяснение нынешнему  названию нашего села. Белорусский историк В.Н. Темушев, недавно побывавший на Опаковом городище, также придерживается этой версии.
Какая из этих версий наиболее правильная – решать вам!
А в наше время на живописных берегах Угры летом часто можно увидеть многочисленные палатки отдыхающих, которые приезжают сюда купаться в прекрасной чистой шелковистой воде, рыбачить, собирать в богатых окрестных лесах грибы да ягоды и, конечно же, любоваться необыкновенной местной природой.

Список использованной литературы:
1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова (интернет-версия)
2. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера (интернет-версия)
3. «Популярная художественная энциклопедия» (Под ред. Полевого В.М.; М., 1986)
4. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (интернет-версия)
5. Маслов В.Е. «Город в золоте сосен» (есть на сайте www.ugra.alexandrovi.ru)
6. Каргалов В.В. «Конец ордынского ига»
7. Массалитина Г. А., Болдин И. В. «Реконструкция истории летописного Опакова с привлечением данных археологии и картографии» (использована интернет-версия)
8. Статьи Темушева В.Н., опубликованные на его персональном сайте www.hist-geo.net : «Река Угра пограничная?», «Поездка по Поугорью и Верхней Оке. Опаков», Статья по истории городка Дмитровца и системе обороны восточной границы ВКЛ и др.
9. Мосин О.В. «Древнейшие поселения Калужской области» (интернет-версия)
10. Материалы сайта Калужского краеведческого музея www.kokm.ru
11. Материалы сайта www.vostlit.info («Восточная литература – Средневековые исторические источники Востока и Запада»)
12. Все упомянутые в тексте карты можно найти в Интернете на сайтах: www.monetonos.ru, www.ugra.alexandrovi.ru  и др.
13. Википедия ru.wikipedia.org
14. Сайт города Юхнова yukhnov.xost.ru