Спасский монастырь - из повести Купола

Дмитрий Вощинин
                Спасский монастырь

Каждый человек прежде всего философ, а русский в большей степени.
Молодому человеку особенно не военному всегда свойственно думать, что трудности по защите самого себя, своей семьи, близких, гражданских прав, отчизны, наконец, могут его  миновать. И для него это лишняя проблема, на которую не хочется тратить так много времени и сил. Лучше смотреть про военные действия в кино или прочитать захватывающую и страшную историю со стрельбой. Дух же защиты заложен предками в каждом человеке, и особенно у мужского пола, он из глубины их чаяний, надежд и веры. И не надо его специально душить в себе: когда-то он обязательно проявится.
Жизнь подтверждает, что молодые мужчины, избежавшие серьезных самостоятельных дерзаний, в том числе военных потрясений, не могут принести своей жизнью много добра не только обществу, но и себе и своим близким. И, видимо, по-своему глубоко правы были достигшие величия древние греки, которые избавлялись от слабых отпрысков без сожаления.
Природа более мудра, не замечая и как бы поощряя гибель слабого.
Во всяком случае, государственные мужи, умаляющие достоинство и унижающие своих сильных защитников, просто унижают достоинство своей державы.
Ведь это так высоконравственно отказаться от собственных устремлений и посвятить себя служению во имя достоинства отчизны. На это способен далеко не каждый.
Об этом можно поразмыслить, если заглянуть еще глубже. Например, понять великие племена Майя с их  жертвоприношениями. Обряд кажется сейчас диким, но он не лишен глубокой философии.

Стараются люди быть и подальше от политики: и дело это действительно стало грязным. Чистые то руки вообще большая редкость. Не ведают молодые люди, полагая, что жившие намного раньше их люди чем-то от них существенно отличаются. Поскольку сейчас кругом много соблазнов и откровенного разврата, отличаться они могут сейчас только своей слабостью физической и духовной.
Хорошо знали люди во все времена, что стоит только ненадолго ослабить внимание, и они могут стать рабами. Рабами, конечно, жить можно. Но тогда, в прошлые века, не хотел этого никто.
Николай Бердяев предвидел многое, когда сказал: « Рабство по своей сущности, не представляет сложности – оно легко».
Русский народ в настоящее время борется за свое существование. Надо благодарить его за сохраненную веру и твердые истоки. Остается надежда возврата былого суверенитета, и в любом случае до полного распада и разложения еще есть время.

Святой мученик Глеб, отправленный в 988 году княжить в город, тогда еще языческий, не мог сразу подчинить его своей власти.  Поселился  Глеб в некотором отдалении от городской слободы. Он построил себе двор, укрепил его твердой стеной и поставил там церковь во имя Всемилостивого Спаса. В 1096 году, при осаде города был убит местный князь Изяслав, сын Владимира Мономаха. Останки благородного князя  Изяслава горожане схоронили в той самой сооруженной Глебом церкви в основанном к этому времени монастыре Святого Спаса. ( Тело Изяслава впоследствии было перенесено из Спасского монастыря в Великий Новгород – Примечание автора)
По письменным документам Иван Грозный за заслуги и известность в защите отечества  воздвигнул в Спасском монастыре каменный храм, построил жилые помещения для монахов и снабдил его вотчинами.
В 1616 году монастырь пострадал от разграбления во время набега поляков во главе с паном Лисовским, но уже во времена Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в результате должного обустройства церквей, стенной живописи и икон Спасский монастырь становится вновь известным на Руси.
Прошли не простые и всегда насыщенные трудностями становления три столетия.
В октябре 1917 года настоятелем монастыря был епископ Митрофан. ( В миру – Загорский Михаил Васильевич (1844-1919) – Примечание автора)
После октябрьских событий именно православная церковь одна из первых почувствовала, что Россия оказалась в руках случайных и далеко не желающих добра и процветания России людей.
Но тогда она вместе с монархией была предметом нападок демократов, которым они казались тормозом развития страны.
В августе 1917 года в Успенском соборе Кремля торжественно открылся 1й Всероссийский Поместный собор Русской Православной церкви, который восстановил прерванное на 233 года патриаршество в России. Собор постановил, что Русская Православная церковь не будет участвовать в политической борьбе.
В ноябре патриархом был избран Московский митрополит Тихон.
Еще на заре перемен перед Февральской революций, церковь и монархия была скомпрометирована в лице известного Григория Распутина, которого она рассматривала как наделенного громадной силой воздействия за глубокие раскаяния. Невероятные слухи, связанные с Распутиным, были далеки от истинной действительности и сам он совсем не та «растленная» личность, которую представляют нам склонные его демонизировать историки и романисты.
Для наглядности отношения церкви к новой власти в описываемом городе прочитаем выдержки из показаний редактора местной газеты «Известия Совдепа» Лепехина от 5 февраля 1918 года
 ( Красная книга ВЧК, том 1, стр. 136 – Примечание автора):
«…отношение духовенства и епископа Митрофана к советской власти характеризуется собранием в церкви Ивана Предтечи в праздник Сретения 2 февраля 1918 года, которое происходило часов в семь вечера. Я на нем был совершенно случайно. В церкви было приблизительно человек 600 народа. Народ был всех сословий и классов. В церкви стояли столы, покрытые красным сукном, и вокруг них сидели духовенство и купечество, около дамы и более интеллигентная публика. Епископ Митрофан был здесь и благословлял народ, стоя на амвоне. Бывший офицер Мяздриков читал послание патриарха Тихона с нападками на советскую власть, большевиков, которых он называл «безбожными властелинами тьмы века сего» и предавал их церковному проклятию. Он призывал верующих не вступать в какое-либо общение «с извергами рода человеческого» и «если нужно будет, пострадать за дело Христово». По прочтению послания Мяздриков призывал народ сплотиться на защиту церкви, на которую посягают большевики. Говорили и другие ораторы о том, что большевики хотят обобрать церкви, притеснять веру христианскую, что власть захватили евреи и что надо твердо стать на оборону церкви. Епископ при мне речей не говорил, а лишь, по- видимому, сочувственно слушал. И время от времени благословлял народ и ораторов…»
Именно поэтому Спасский монастырь явился оплотом гражданского выступления в начале июля 1918 года против новой вызывающей немалые негодования у населения власти.
Руководителем выступления был полковник Николай Павлович Сахаров, который служил у мятежного генерала Корнилова.
Накануне выступления в городе работал штаб высшего военного совета новой власти во главе с Бонч-Бруевичем, и в последних числах июня было организовано уездное ЧК.  Руководитель этой Чрезвычайной комиссии сообщал (Красная книга ВЧК – Примечание автора):
«…о подозрительном поведении полковника Сахарова, который часто приезжал в город к родителям, жившим в Спасском монастыре. Ходили слухи о связи Сахарова с руководителями чехословацкого движения на Востоке и в Сибири.
Третьего июля в семье Сахаровых в Спасском монастыре был произведен обыск. Мать Сахарова Антонина Васильевна сообщила, что ее сын уехал в Нижний. У нее в ларе под иконами были обнаружены 130 тысяч рублей кредитками: она заявила, что эти деньги ей достались по наследству. Деньги были отбраны…»
Подтверждением помощи церкви и лично епископа Митрофана Сахарову могут служить приводимые ниже в сокращении информация послушника Спасского монастыря Владимира Алексинского:
«…Перед восстанием Сахаров жил у нас в монастыре. Он часто ходил к архиерею (Так послушники называли епископа Митрофана – Примечание автора) и был с ним в хороших отношениях. Накануне восстания Сахаров был у архиерея, он разговаривал и со мной. Говорили, как хорошо жилось при царе, и что большевики довели Россию до гибели и что их нужно отстранить от власти.
Сахаров просил, чтобы во время восстания, я ему пособил.
Архиерей сказал Сахарову, что нужно сделать все, чтобы большевиков не было. Говорили при мне, так как меня архиерей любил и он мне родной дядя. Сахаров говорил, что приехало много офицеров, и завтра они вместе с жителями сделают восстание и прогонят большевиков.
Когда архиерей проснулся утром, была стрельба, он знал, что офицеры прогоняют большевиков. Он послал меня к Сахарову в его квартиру в монастыре, но Сахарова там не было. Тогда он послал меня к Сахарову в город с посылкой, в которой были деньги, которые и были переданы. Потом я поспешил на свою службу. Когда вернулся, архиерей задержал меня и сказал: «Иди, Володя, помогать Сахарову». Когда я пришел в дом бывшего воинского начальника, Сахаров дал мне винтовку и сказал, что надо ехать с ним в Выксу. Я пошел в монастырь за продуктами и
заходил к архиерею попрощаться. Он благословил меня и сказал: «С Богом, Володя».

Лавр Георгиевич Корнилов, понимая необходимость укрепления позиций Февральской революции в стране, вел переговоры с Керенским об установлении сильной власти. Кадеты поддерживали это решение. Однако Керенский воспринял эти предложения как покушение на власть Временного правительства и потребовал от него сдать должность Верховного главнокомандующего. Корнилов не подчинился, был объявлен мятежником и направил свои части на Петроград. Мятеж Корнилова в августе 1917 года был подавлен силами верному Временному правительству петроградского гарнизона при поддержке большевиков. События августа 1917 года раскололи русское общество на две противоположные части.
Как нарочно все было сделано на руку большевикам, которые неожиданно окрепли в это время и поверили в свои силы. Хотя и не намного, выросло их политическое влияние, они, используя все средства лживой агитации, стали готовиться к захвату власти. Авторитет же Временного правительства значительно упал, которого большевики, как и всегда подлыми способами обвинили в пособничестве генералу Корнилову. После поражения Корнилова солдаты перестали доверять своим командирам, и были случаи  самочинных расправ над русскими офицерами.
Начало гражданской войны историки приписывают именно концу августа.
После переворота произошло полное поражение Временного правительства не только после его ареста, но и в лице выступившего на его стороне генерала Краснова, который был арестован большевиками и потом отпущен «под честное слово не поднимать оружия против советской власти».
Для восприятия ситуации того времени следует дословно привести воззвание социал-демократов или, как их назвали в истории, «меньшевиков» от 28 октября 1917 года:
«…Революции нанесен тяжелый удар. Этот удар нанесен не в спину генералом Корниловым, а в грудь - Лениным и Троцким. Накануне созыва Учредительного собрания, когда весь народ должен открыто сказать на выборах свою волю, партия большевиков во главе с Лениным и Троцким, задумала захватить власть в свои руки…»  Так и хочется добавить «грязные» руки. В истории гражданской войны и разгрома православия имя руководившего этими процессами Троцкого большевики утаивали, приказы все подписывал Ленин…и не случайно. Многие знали его происхождение, и это могло дискредитировать большевиков в глазах народа. Троцкий всю свою жизнь очень гордился, что именно он вместе с Владимиром Ильичем приложил свою активную руку к перевороту и захвату власти 25 октября 1917 года.
Но даже Ленин, отдавая должное способностям и активности Троцкого, очень часто обвинял его во фразерстве, в беспринципности, постоянных шатаниях и даже называл его «Иудушка Троцкий».
Сменив не раз свои убеждения на противоположные, Троцкий, наконец, удовлетворил свое тщеславие. Теперь в его руках была реальную власть, которую он мог ощутить на самых важных ее постах в государстве. И он старался сохранить ее любыми способами.
Применяемые в Отечественной войне заградительные отряды были с успехом впервые применены Львом Давидовичем в гражданской войне для усиления подъема военных настроений среди неподатливых крестьян.
Так что «вождь народов» всего лишь способный ученик, умело вобравший жестокие методы своего учителя.
По приказу Ленина было начато затопление кораблей Черноморского флота. Командующий флотом адмирал Тихменев отказался подчиниться и часть флота ушла в море.  К середине 1918 года гордость России - Черноморский флот - перестал существовать.
Невероятное возмущение народа вызвала позиция Советской России на переговорах с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией в Брест-Литовске.
Советские предложения « мира без аннексий и контрибуций» Германия отвергла сразу и выступила с требованием отторжения от России территории более 150 000 кв. км., включая Польшу, Литву, части Эстонии и Латвии.
После предательского и совершенно непонятного здравомыслящему русскому человеку предложения возглавлявшего советскую делегацию Троцкого о том, что «Советская Россия войну прекращает, армию демобилизует, мира не подписывает и ее делегация покидает Брест-Литовск», австро-германские войска начали наступление по всему фронту.
Мысли Льва Давидовича были тогда наполнены пытливыми идеями всемирной революции ( На основе разработанной им вместе с предателем Парвусом теории «перманентной революции» - Примечание автора ), территория же России его вовсе не интересовала и даже защищенная фронтом тормозила развитие этого процесса в других странах.
«…Эта партия…втайне от других социалистических партий, опираясь на силу штыков и пулеметов, произвела государственный переворот…Господство большевиков несет с собой не то, чем они обольщали массы, не мир, хлеб и свободу, а как раз обратное. Мир, хлеб и свобода могут быть достигнуты только сплочением всех сил демократии…»
Мы глубоко заблуждаемся, думая, что демократия  пришла к нам с запада. Ничего подобного, весь мир учится у России. Но помимо рожденных здесь талантливых и непобедимых идей много еще у нас и людей, наполненных маниакальным тщеславием и паразитизмом.
И все эти проходимцы до сих пор не уничтожены и не подавлены законом.

После  поражения генерала Корнилова в Петрограде полковник Сахаров вернулся в родной город. Встретил там своего сверстника военного доктора Николая Григорьева.
Оба были под впечатлением последних событий разрушения
страны и горели надеждой уничтожения губителей России.
После поражения Временного правительства России ее национальные силы спонтанно искали выход из создавшегося положения. В центральной части России подпольно было создано так называемое Временное национальное правительство «Союза защиты родины и свободы».
В состав его входили офицеры русской армии, представители купечества, буржуазии, студенчества и даже рабочего класса. Согласно Красной книге ВЧК корни его явно прослеживаются в Москве, Ярославле, Угличе, Муроме, Свияжске и многих других городах. Образование указанного правительства было подкреплено и другими параллельными действиями патриотических сил, происходящими в стране.
В декабре 1917 года было официально объявлено о создании Добровольческой армии, которая формировалась на юге России и возглавлялась генералами Алексеевым, Корниловым, Деникиным и Врангелем.
С патриотическим восторгом в стране было оценено выступление в России Чехословацкого корпуса, сформированного по инициативе Союза чехословацких обществ в России из военнопленных и эмигрантов. Корпус отказался подчиниться новой власти и при поддержке эсеровских дружин и антибольшевистских сил  до конца июля 1918  на время восстановил власть России в Челябинске, Пензе, Сызрани, Томске, Омске, Самаре, Красноярске, Уфе, Симбирске, Екатеринбурге, в Казане.
Все эти события способствовали гражданскому выступлению в описываемом городе против новой власти под руководством русских офицеров Николая Сахарова и Николая Григорьева. Сахаров взял на себя военное руководство, а Григорьев обеспечивал пропагандистскую агитацию по сплочению национальных сил. Он и подписал воззвания от имени уполномоченного Временного национального правительства.
Вот в сокращении его девять основных пунктов:
1. Все граждане, где будут происходить боевые операции войск Национального правительства, должны подчиняться распоряжениям его представителей.
2. Все мероприятия правительства направлены на защиту прав и жизни всего населения от грубого произвола советской власти также как и на защиту страны от вражеских посягательств.
3. Правительство будет решительно пресекать самочинные аресты, обыски и тем более убийства, поощряемые ранее советской властью.
4. Для упорядочения жизни в городах и селениях будет возобновлена работа в органах местного самоуправления.
5. Реквизиция имущества, денег, продуктов у гражданского населения впредь не допускается.
6. Ввиду надвинувшегося на центральные губернии голода все ограничения советской власти при продаже и покупке хлеба отменяются. Хлеб впредь будет продаваться по вольной цене. Правительство в первую голову озаботится немедленной доставкой дешевого хлеба из Сибири и Юга России.
7. При первой возможности правительство будет стремиться к снятию военного положения и к широкой амнистии всех, кто по недоразумению примкнул к изменникам родины – большевистским главарям.
8. Правительство ни в коем случае не стремится к ограничению прав народа. Правительство защищает родину и свободу от произвола и царившего в дни правления советской власти насилия.
9. Правительство напоминает всем, что защита родины и свободы есть прямая обязанность и долг каждого гражданина.
Основные призывы выступления с отрицательной оценкой действий советской власти были совершенно справедливыми
 ( приводятся в сокращении – Примечание автора):
« Граждане! События настоящих дней заставляют всех любящих родину, русский народ и истинных защитников свободы подняться с оружием в руках против советской власти и свергнуть насильников, прикрывающих свои гнусные деяния именем народа…
Народные комиссары вызвали братоубийственную войну, посылая отряды Красной гвардии и латышей отнимать у крестьян хлеб… Народные комиссары арестовывают и расстреливают рабочих, не согласных с их политикой, подтасовывают выборы и душат все гражданские свободы…
Прогнав советскую власть, мы прогоним вместе с ними гражданскую войну и снова обретем былую силу и мощь…»

Выступление было успешным, и 8 июля 1918 года город был  практически без жертв захвачен восставшими. Большевистская ставка арестована. Организаторами восстания были мобилизованы все бывшие офицеры, а также привлечены добровольцы из среды населения.
Удалось обезоружить «карательную» роту Красной армии на Успенской улице и вооружить добровольцев.
Среди добровольцев было много молодежи, интеллигенции, среднего класса, рабочих и почти вся еврейская местная община
( Из показаний председателя еврейской общины Айзика Либстера:
«…ко мне зашла сильно взволнованная жена еврея, агента уголовной милиции Горбарского, и просила меня, как главу общины, посодействовать освобождению мужа…Я обратился к Алексею Жадину, которого знал раньше…Он согласился отпустить Горбарского, после того, как я за него поручился…Потом пришли представители от еврейской молодежи Союза сионистов и мы вместе пошли к офицеру Петрову просить дать оружие для защиты еврейских кварталов от возможных погромов. Сначала Петров сказал, что восставшие сами охраняют порядок… Но, когда мы настояли, дал 20 винтовок и патроны… - Примечание автора).
Отношение населения к восставшим было сочувственным: торговцы снабжали их продуктами, пряниками и бутербродами.
В городе был отслужен молебен об освобождении от большевиков.
Вскоре были сформированы два отряда, которые после захвата власти в городе были направлены в Навашино на судостроительные верфи Коломенских заводов и в город Ковров.
По несчастливой случайности восстание не получило должной поддержки в близлежащих районах, выступление которых предполагалось одновременным. Срочно мобилизованные превосходящие силы большевиков из Владимирского ЧК и Красной армии заставили основную часть восставших покинуть город. Командующий полковник Сахаров получил ранение в руку, но благополучно был вывезен из города. 
В Красной книге ВЧК можно подробно ознакомиться с показаниями привлеченных чекистами свидетелей этих событий, постановлением о привлечении к суду и приговором революционного трибунала.
Все показания, несмотря на то, что каждый старался отвести от себя обвинения, достаточно откровенные, честные и несут достоверную картину подъема духа восставших и сожаления, что понадеялись на «авось». Картина настоящей русской действительности, как и во все времена: в основном досталось добровольцам, которые не покинули город. Есть и откровенные предательства.
Приговор трибунала лаконично отражает то жестокое время:
- Николая Сахарова, Николая Григорьева, Алексея Жадина, Николая Петрова, Василия Рожкова, Петра Добролюбова, Зимоглядова, Николая Гвоздева, Алексея Мяздрикова, Бориса Русакова, Николая Гайковича, Валентина Моисеева, Сергея Орлова, Зотова и Николая Фировского – объявить врагами народа и по обнаружению их места нахождения расстрелять,
- Пантелеймона Первова, Дмитрия Глазкова, Федора Добровольского, Николая Рудакова, Бориса Бородулина, Михаила Крякова, Василия и Николая Михайловича Григорьевых, Петра Перлова, Алексея Деева, Константина Лебедева, Аркадия Рудакова, Александра Новоселова, Константина Булгакова – заключить в военно-коцентрационный лагерь,
- Шишко Степана, Завулонова и Кравченко (Последние двое из числа руководства новой власти, перешедшие на сторону восставших, были расстреляны сразу после подавления восстания – Примечание автора) – объявить врагами народа и расстрелять,
- епископа Митрофана признать виновным, но из-за преклонных лет от наказания освободить, лишив права проживания в городе и в городском уезде. Монастырь, как очаг контрреволюционных сил, закрыть.
Далее наказания незначительные, в основном назидательные и имущественные в виде штрафов.

По инициативе Троцкого в городах, где были подавлены подобные восстания против большевиков, были созданы концентрационные лагеря с лишением свободы и обязательными общественными работами.
Так что в этом вопросе Лев Давидович задолго до нацизма применил «смелые» новаторские находки.
В Спасском монастыре находился такой концентрационный лагерь до июня 1922 года, когда он был передан Уездному здравотделу города.
               --------------
Как трудно сказать о том, что Маяковский хотел выразить достаточно просто «Что такое хорошо, что такое плохо?…».
Наверно, Лев Давидович имел собственную позицию по этому поводу,…скорее он думал больше о первом…
Когда человеку невмоготу терпеть надругательства, наблюдать окружающий разврат и беззаконие, как «Реквием» перед ним всплывают самые важные сомнения Шекспира:
-Быть или не быть?.
Только испытания рождают сильных людей...
Концентрационные лагеря были призваны сломить волю человека.
Прошедший все это Шаламов подчеркивал, что животное не может долго вынести насилия и  только человеку с несгибаемой волей подвластно все…
Можно себе представить, что с насильственными методами новой власти... сильные в этих лагерях выбрали среди шекспировских сомнений … второе.
Многие считают Троцкого талантливым человеком и то, что он был одним из инициаторов «новой экономической политики».
А что было в ней нового?
Новизна была  в том, чтобы отобрать последнее оставшееся у российского среднего класса…и все…
Прежде создавать что-то, надо научиться это делать. А он умел только разрушать и этим создавать голод, разруху … смерть.
То, что он хотел сделать с православием…просто неописуемо.
И многое ему удалось… А ведь с первой своей женой он венчался,…значит, был христианской веры…
Поэтому люди, симпатизирующие Льву Давидовичу, в лучшем случае заблуждаются,…а скорее…также как и он, не хотят понимать и помогать России – и преследуют лишь свои в большинстве случаев корыстные цели.
Сколько таких «талантливых» людей было у нас на глазах десяток лет назад. Они мелькают и сейчас