Нога

Николай Кувалда
Неужели лётчики не обращали внимание на показания давления в тормозной системе? Но ведь передние колёса не присоеденены к контуру гидравлической системы тормозов основных шасси. У них свои тормоза, предназначенные лишь для прекращения их вращения в воздухе, автоматически срабатывающие тогда, когда колёса убираются в нишу. Это не такие мощные тормоза, как в несущих тележках.

Повреждение, полученное колёсами, характерно для трения об бетонку! (Передняя стойка оказалась вне зоны, где во всю полыхало пламя.) При чём заклинули они не зразу, но по мере разогрева ближе к концу полосы -- там, где максимально следят резиной садящиеся самолёты.

Передние колёса на ЯК-42 "ПРОТОН" тупили ещё и во Внуково. И неисключено даже, что и раньше. Из-за них, видать, был более продолжительный разгон во Внуково. Хотя пилоты подозревали, скорее всего, керосин (и не без основания). К тому же, в целях экономии ресурса двигателей и топлива (а также для большего комфорта пассажиров) они предпочитали на длинных полосах поднимать самолёт на номинальном режиме работы.


Почему при посадке в Туношна опытные лётчики, уже не раз седавшие на этом аэродроме, дали "козла" на полупустом Як-42 ? (При касании "ноги" к полосе она подкинула весь самолёт.) Не из-за тупого ли хода переднего шасси?

На фото видно, что правое колесо "ноги" стёрлось больше. Не потому ли, что оно заклинило раньше? То есть, при смене колёс были пережаты опорные подшипники именно этого колеса, из-за чего постепенно при эксплуатации из них вытекла смазка? (Из-за, усугубляющегося со временем, перегрева. Соответсвенно, через толстый и короткий вал грелись излишне и подшипники второго колеса, в которых также со временем поубавилось смазки.)

Не эти ли колёса хлопнули в воздухе? Два громких хлопка, которые слышал отставной лётчик, который находился в недалеке от аэродрома на даче и видел как взлетал этот Як. Настолько громкие, что он их принял за помпаж. Судя по длине стёртого участка шин - не они! Ибо должны были спустить ещё на полосе..

Многие лётчики и механики недоумевают почему колёса "ноги", независимо вращающиеся на одной оси, заклинило одновременно? А если заклинило, тогда почему на фото они повёрнуты к стойке стёртым местом? .. Но почему одновременно?? Я думаю, что раз они повернулись от удара об землю, то и не заклинули намертво, но тупили по мере разгона и разогрева всё больше. А по уменьшении на них нагрузки (так как вес самолёта при разбеге перебирают на себя крылья) стали скользить по бетону.. Одна остановилась раньше (где-то в районе креста на полосе), другая, которая тупила несколько меньше, - чуточку позже..


******************

EgorLev:

Скажите уважаемые, если БИ на ЯК-42 выполняет "информативную" функцию и будучи пристегнутым не может физически дотянуться до органов управления, кому КВС командывал "Взлетный"? Самому себе? 2П? или они уже втроем "рулили" чтобы только взлететь?

================

11:58:37 Командир: 74, 76. (выставляет РУДы в режим "74-76" .. Рука КВС лежит всё время на РУДах.. )
11:58:40 Бортинженер: 74, 76. (доклад бортиженера о том, что все двигатели вышли в заданный РУДами режим "74-76")

....

11:58:53 Командир: Три, четыре, пять, номинал. (выставляет РУДы в режим "91-92")
11:58:58 Бортинженер: На номинальном. (доклад бортинженера, что двигатели набрали номинал)



11:59:04 Бортинженер: Скорость растет. Параметры в норме.

11:59:07 Бортинженер: 130
(прошло 9 сек разбега на номинальном)

11:59:12 Бортинженер: 150
(прирост 20 км за 5 сек)

11:59:15 Бортинженер: 170
(прирост 20 км за 3 сек. Максимальное ускорение которое было достигнуто при разгоне)

11:59:19 Бортинженер: 190
(прирост 20 км за 4 сек.; наростает скорость, а значит и лобовое торможение воздухом..

11:59:27 Бортинженер: 210
(прирост 20 км за 8 сек.;  мощности номинала явно не достаёт для того чтобы вовремя набрать скорость для безопасного взлёта)
11:59:28 Командир: Взлетный. (переводит РУДЫ в режим "100-115")

11:59:31 Бортинженер: 220
11:59:34 Бортинженер: 230.
(прирост 20км сек за 7 сек. из них 10 км - за три секунды; взлётный режим придал динамики в наростании скорости..
Скорость для отрыва набрана с избытком, но нога не отрывается.. Вот здесь КВС допускает первую ошибку. И ТСО прав когда говорит -- не подняли переднюю стойку на скорости 215, взлёт прекратить! Тем более, что неподняли её и при достижении скорости 230.
==========

Dima G.:

2 Скиа:
То, что гробят авиапромышленность - факт. И очень гадкий факт. Более того, гробят всю страну. И что теперь? Убивать себя и пассажиров???????
Кивать на дядю??
В Вашем рассуждении куча "если". Если то, если се, если пятое, если десятое. А я вижу одно. За полгода у нас - Дагестанские а/л, Ту-134, искавший землю, и вот - Як-42. Во всех случаях катастроф можно было избежать, если бы выполнялись ТРЕБОВАНИЯ РЛЭ!!!!

===========


Щекотливость ситуации в том, что на этом этапе разгона, учитывая место на полосе, где в это время пребывал Як, и показания приборов в том числе - прерывать взлёт пилотам запрещает уже само РЛЭ!

Но посмотритете на то, как ведут себя Дима и Вова!!! Ведь "нога" самолёта "Россия" тоже ведь при разбеге не подымается. Всё вроде есть у России для взлёта, а не взлетает. Такое впечатление будто перегружён вип-салон. Центровка (элита страны) смещена к кремлёвской кабине.. И стабилизатор (меры по стабилизации экономики) вроде выставили правильно. И т.д., и т.п. Так вот пилотов они осуждают. Тогда как сами не желая того угробят на взлёте страну.. Но пилотам на всё про всё, для принятия верного решения выделены секунды. Тогда как друзьям Вове и Диме - годы!.. Игнорируют знаки, и веруют в Бога.. Попсово-джинсовая комса, внуки революции.. Кибальчичи ставшие плохишами..)

11:59:37 Второй пилот: Наверное, стабилизатор.
(ВП неуверен, - ведь выставили пред стартом и проверили. И индикация показывает, что положение стабилизаторов соответствует норме... Если бы Квс принял решение на экстренное прерывание разгона, то самолёт уже выехал бы на грунт. РЛЭ же в этой ситуации велит продолжать взлёт.

ВП, из-за затянувшейся паузы протягивает руку к РУДам. Он должен удостоверится, что с командиром всё в порядке..
Сейчас, когда мозги пилотов полностью заняты анализом ситуации, излишние слова ни к чему! Это знает и бортинженер, который следит как никогда в своей жизни за показаниями приборов и индикацией.)

11:59:41 Командир: Взлетный, ...
(Командир видя, что ВП протягивает руку к РУДам даёт понять ему, что решение взлетать он не отменит. С этого времени остановить самолёт без аварии уже не возможно. )

11:59:45 Командир: стабилизатор.
( КВС даёт команду на перевод стабилизатора, - не исключено, что сам и переводит его на одно положение вниз, говорит же в голос для экипажа.

Передняя стойка не отрывается. Командир уже знает, если реакции Яка на это действие не последует, то тормозит нога, создавая пикирующий момент. Сам он видать с этим ещё не сталкивался в своей практике. ВП, имеющий больший налёт, - тоже. )

КВС жмёт кратковременно на тормоза, затем чтобы придать "ноге" импульс отскока, е предупреждая ВП, ибо времени на слова уже нет.. Отскок произошёл, но к сожалению самолёт накренило вправо. Может из-за того, что правая нога У КВС толчковая и надавила на правый тормоз быстрее?)

11:59:47 Второй пилот: Что ты делаешь?
(вскричав, выравнивает машину.. Правое шасси под углом юзит по полосе, оставляя на ней горелый след..
Нога опускается на грунт, полоса закончилась)

11:59:48 Командир: Взлетный! ( Вопрошает у бортинженера о том, вошли ли двигатели во взлётный режим и при этом ругается из-за самой ситуации, как обычно ругаются многие люди.)

За эти две секунды, что нога приоторвалась над полосой, двигатели вошли в режим, о чём и докладывает
11:59:49 Бортинженер: Взлетный..



Дальше проходят фонари, задев один (?) из них .. Быть может левым крылом? (В этот момент возможно командир опять руганулся..)

Дальнейшая судьба самолёта и пребывающих в нём пребывала больше в руках ВП.

Самолёт удалось оторвать от грунта, но на пути был радиомаяк..
...
11:59:56 Второй пилот: Андрюха! (Андрей - это КВС, друг ВП)


Из-за выставленного стабилизатора на одно деление ниже нормы, тангаж Яка стал быстро расти у земли. (Помпажнули ли при этом двигатели, толи лопнула резина передних колёс? Это ещё нужно уточнить. Так же и то, тянул ли на себя при этом штурвал ВП, инстинктивно пытаясь избежать столкновения с преградой..) Скорость, из-за быстро возросшего угла атаки, упала. И самолёт стал сваливаться, накренившись на левое крыло.