Со спамом - на врага!

Алексей Смирновъ
В наши дни, наверное, со спамом не знакомы разве грудные младенцы и седоволосые пенсионеры. А большинству из населяющих эту плантету людей приходится ежедневно (а то и по два-три раза в день) очищать почтовые ящики своей электронной почты от непрошеных писем, этакой электронной макулатуры. Эти сообщения, постоянно навязывающих нам что-то такое, в чем нет нужды, надоедают своей настойчивостью порою так, чо некоторые в сердцах швыряют мониторы на пол и крушат в порыве гнева клавиатуры и системные блоки... 

Такой он сегодня - спам, невидимый враг многих из нас, землян.

А ведь было время...

Верите вы или не верите, но спам тоже был участником второй мировой войны. И им частенько пользовались бойцы Красной Армии, шагающие по военным дорогам к Берлину. Спам помогал им и шагать веселее, и порой защищил от вражеских пуль, спятанный в грудном кармане...

И это действительно так.

Ибо в те годы спам был... мясными консервами!

Так получилось, что к 1936 году американская компания Hormel Foods начала очень сильно терять свои позиции на рынке консервов. Нужно было что-то решать с этой проблемой, и маркетологи фирмы после нескольких дней мозговых штурмов предложили переименовать консервы в SPAM. При этом каждая из групп, внесших это предложени остались довольны, так как аббревиатура SPAM подходила ка2 для первой идеи - Shoulder of Pork and hAM ("свиные лопатки и окорока"(, так и для второй - SPiced hAM ("ветчина со специями").

Зато в том, что с этим новым брендом нужно активизировать и рекламное давление на народные массы, были уверены все представители компании.

И вот тут началось...

Сначала народ Соединенных Штатов начала мучить льющаяся из радиоприемников рекламная песенка.

Spam, Spam, Spam, Spam
Hormel’s new miracle meat in a can
Tastes fine, saves time
If you want something grand, ask for SPAM.

А потом... Потом началась война, а компания Hormel Foods выиграла тендер на поставки консервов в армию. И SPAM в огромных количествах хлынули на войну, заполонив вещмешки аериканских, британских и прочих солдат. Не остались без спама и советские солдаты, которые ласково называли американскую тушенку "вторым фронтом".

При этом во всех англоговорящих странах реклама SPAM не утихала, да к тому же SPAM зачастую составлял основной рацион тех же британцев, так как в то время в стране настоящее мясо было только по карточкам и в небольших количествах, а дешевой американской тушенкой были завалены почти все магазины.

После Второй мировой войны на туманном Альбионе остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того, чтобы сбыть свою продукцию не первой свежести, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово «SPAM» бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешёвых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов «SPAM» беспрерывно транслировалась по радио.

Так что и после войны SPAM продолжал быть притчей во языцех еще пару десятилетий, пока в 1969 году  хорошо известная группа комиков "Монти Пайтон" в своем телешоу не поиздевалась от души над надоевшим британцам брендом.

Смысл скетча британских комиков сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержали SPAM. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, попросил принести ему блюдо без SPAM, официантка предложила ему блюдо с «небольшим количеством SPAМа». Посетитель возмутился, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начал петь хвалебную песню SPAM’у, после чего скетч погрузился в настоящий  хаос. В конце скетча жена героя надрывно кричит: "I don’t like spam!" (Я не люблю SPAM!). Но на этом все не закончилось, так как в последовавших титрах к именам действующих лиц также было добавлено слово SPAM. В общей сложности это слово упоминалось в скетче 108 раз.

С легкой руки британских комиков слово "спам" сало символизировать назойливую рекламу.

А потом это слово переселилось во всемирную компьютерную сеть. В 1986 году в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в упомянутом скетче консервами.

Первым днем массовой несанкционированной рассылки электронных писем на территории СССР можно считать 19 августа 1991 года: во время августовского путча ГКЧП директор фирмы "Релком" Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.

В настоящее время доля спама в общем трафике электронной почты составляет по разным оценкам от 70 до 95 процентов. Со спамом сталкивается практически каждый пользователь интернета. И каждый борется со спамом по-своему, теряя время на избавление от спамового хлама.

А родоначальник нынешнего термина - консервы SPAM выпускаются и по сей день. С момента появления торговой марки и до конца 2007 года было продано 7 миллиардов банок.