Научение в поведенческой психологии Уотсона

Алексей Гадаев
Влияние идей И.П.Павлова (1849-1936).
Под влиянием идей И.П.Павлова американский психолог Уотсон Д.Б. (1878-1958) считал, что всеми реакциями. как эмоциональными, так и интеллектуальными можно управлять (теория стимул-реакция). S>R, где S - стимул; > стимул непосредственно приводит к R - реакция, т.е. приводит к определенному поведению. Поведение - это совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного стимула.
 Е.Томас Дауд в своей книге "Когнитивная гипнотерапия" считает, что это и наблюдает другой индивид. В соответствии с традиционным  американским оптимизмом "будет сделано", начиная с Д.Уотсона предметом внимания были изучение и развитие  принципов усвоения и изменения поведения. Необходимо  было лишь понять обстоятельства,закрепляющие  текущее поведение, чтобы впоследствии стимулировать изменение[Е.Томас Дауд. с.17].
Основатель поведенческой психологии Уотсон считал, что изучаемые явления в поведении:
1. Должны быть объективными, то есть наблюдаемым извне;
2. Должны быть повторяемыми;
3. Желательно фиксируемыми с помощью приборов и инструментов.
Он считал, что люди рождаются с ограниченным набором рефлексов. Основоположник бихевиоризма (поведенческой психологии) Уотсон, провел серию экспериментов над младенцами, вырабатывая условные рефлексы, связанные с эмоциями и стремился доказать, что у людей на основе рефлексов можно формировать стойкие аффективные (аффект-страсть) комплексы - то есть выделил принцип управления поведением человека как разновидность воспитания детей. Следовательно, различия между людьми заключаются в их жизненном опыте. Уотсон полагал, что нейтральные стимулы (например математика) не связаны с эмоциональной реакцией до тех пор, пока не произойдет научение и с этого момента стимул становится условным стимулом (стимул который предъявляется одновременно с реакцией улыбки, может стать условным стимулом для улыбки). Кем бы школьник  ни стал, это обусловлено его жизненным опытом (средой социализации), а не набором его генов. Уотсон отказался от таких понятий как разум, чувства и ощущения и всё развитие ребенка это развитие его опыта, событий. которые с ним происходят, но это не всегда так.
"Бихевиоризм пронизан западными понятиями линейной причинности и, в равной степени, - оптимистической верой в глубокое изменение"[Е.Томас Дауд. с 17].



Тэги: поведенческая психология - инвайронментализм Уотсона