Тимасей

Валентина Абакумова
1



Приключения ташлинского муравья, рассказанные для детей и взрослых, не разучившихся быть детьми.


Тимасей живёт в селе Ташла Тюльганского района. Люди, которые здесь живут, считают, что в переводе с тюркского Ташла – значит…
- Ой-ой! Только вот этого не надо!..
Опять он меня перебивает! Такая вот у него дурная привычка! Он расположился напротив на чистом листе бумаги, смотрит на меня своими любопытными глазами и, можно сказать, слова не даёт произнести без своих замечаний. Тимась, давай всё-таки с тобой решим, кто из нас будет автором? Ты или я?
- Нет, я не могу быть автором. У меня уже есть профессия.
- И какая же это профессия?
- Я искатель приключений…
- Что-то я не слышала о такой профессии. Может быть, приключения – твоё хобби?
- Почему «хобби»? Хобби занимаются в свободно от основного занятия время. Но я занимаюсь приключениями всегда. Если не принимаю в них участия, то рассказываю о них. У меня нет свободного времени для каких-то других занятий. Значит. Приключения – моя профессия!
- Хорошо, я согласна.
Только ты теперь не мешай мне рассказывать дальше. Итак, слово «Ташла», по мнению местных жителей, в переводе с тюркского обозначает «брось».
- Не нравится мне этот перевод! – снова сердито перебил меня Тимасей.
- А как бы ты перевёл?
- Я бы перевёл так: «Возьми!». Здесь так хорошо! Разве можно бросать Ташлу? Это самое лучшее место на земле! Она такая хорошая и большая, что её на всех хватит… Ею можно делиться, а бросать её нельзя.

- Ты, Тимасей, так думаешь потому, что Ташла – твоя родина. Для всех родина – это самое лучшее место на земле. Ну, так я продолжаю?
Его дом стоит в берёзовой рощице усадьбы Варусели. Как только наступает тёплое время года, сюда, к бабушке, приезжает Марат, просто мальчик. Он дружит с Тимасеем, называет его Тимасиком и всегда рад встречи с ним, потому что Тимасик – лучший в мире фантазёр…
- Почему вы меня всегда называете фантазёром? Я не фантазёр! Всё, что я рассказываю Маратику, - чистая правда!...
- Всё-всё правда?
- …Ну… одно «всё» - правда, а второе «всё»… только чуть-чуть неправда.
- А сколько же это «чуть-чуть», которое «неправда»? Например, один из твоих рассказов начинается так: «Когда я был на Северном полюсе…» Скажи мне пожалуйста, как обыкновенный муравей смог попасть на Северный полюс? И сколько он там, на лютом холоде, может пробыть и не погибнуть?
- Во-первых: я не обыкновенный муравей. Пора бы это понять. И если что-то из того, что я рассказываю, кажется не реальным, то это не значит, что я выдумываю. Тем более, что всё, что я там видел – реально и правдиво! Это чудеса только для тех, кто об этом не знает! Хотя, если даже узнаешь об этом, это не перестаёт быть чудом. Как солнышко, которое весной согрело всю землю… Как запах распустившейся черёмухи… Как пчёлка, которая спрятала нос в яблочном цветке. Если не знать, что она собирает нектар, можно подумать, она просто наслаждается ароматом!...
- Позволь мне тебя остановить, Тимасей! Ты увлёкся и забыл о том, что сейчас моя очередь рассказывать.
Итак, все, наверное, уже поняли, что Тимасей – необыкновенный муравей. Он умеет говорить человеческим языком. Но, может быть, всё наоборот: необыкновенны те люди, которые могут его услышать. Тогда они и есть фантазёры. Вот ты, дорогой читатель, слышишь, как Тимасик разговаривает со мной? Как он перебивает меня и всё время хочет по-своему объянить то, что я говорю? Слышишь?! Тогда ты тоже фантазёр!

- Вот именно! Это вы фантазёры! А я рассказываю правдивые истории! И я уже готов рассказывать.
- Подожди немного! Мы ведь ещё не рассказали про тебя.
- А что же ещё про меня можно сказать? Я – муравей, путешественник и искатель приключений. Люблю путешествовать не только по земле и по морям. Но и по толстым умным книжкам в старинном шкафу, который стоит в этой комнате у окна. Благодаря им я даже на других планетах побывал!
- А почему ты так любишь путешествовать?
- Как это « почему»? На зеле так много интересного! И каждое путешествие превращается в сплошное приключение. А разве вы не любите путешествовать?
- Люблю особенно вместе с тобой. Даже если это путешествие в дальний угол нашей усадьбы. Однако. Мы разговорились с тобой. Не пора ли отправиться в путешествие?
- Я готов. Только вот слетаю домой, в муравейник, у мамы надо отпроситься.
- Но твой муравейник на самом краю нашей усадьбы! Тебе понадобится время, чтобы побывать там. Значит на какое-то время путешествие придётся отложить.
- Почему? Я же сказал, что «слетаю» в муравейник! – возразил Тимасей.
- Так ведь это иносказательно! Увы, Тимасей, ты – муравей, а рождённый ползать, как известно, летать не может..!
- Обидные слова говорите…
- Но ведь это правда!
- Не такая уж это правда! И одно моё путешествие убедило меня в этом!
- Очень интересно! Расскажи!
- Вы когда-нибудь видели летающих змей?
- Конечно! Дети делают их из разноцветной бумаги и запускают в небо.
- Это бумажные игрушки, а я говорю про живых, настоящих летающих змей.
- Динозавров?! Ты видел живых динозавров? – с удивлением и восторгом спросил Маратик, появившийся в дверях моего кабинета. Наверное, он был где-то рядом и услышал наш разговор. Ты и во времени умеешь путешествовать?
- Привет, Маратик! – сказал Тимасей, - нет, в этот раз всё было просто. Если хотите, я вам сейчас расскажу.
- Конечно, хотим! Мы уже все тебя слушаем!

А теперь история, рассказанная Тимасеем, которая называется
«Перелётные змеи»

Когда я был в джунглях Юго-Восточной Азии, мне всё время казалось, что я попал в такое место, где живут дикие племена людей, которые ходят на охоту с копьями. Потому что время от времени над моей головой пролетали их копья.
- И ты не боялся, что они попадут в тебя? – спросила я его.
- Кому придёт в голову охотиться на муравья? Я могу опасаться только одного: чтобы на меня не наступили случайно.
- Как хорошо, что ты этого смог избежать!
- Это было совсем нетрудно. Рядом со мной не ступала ни одна человеческая нога! Это-то меня и удивило! Копья летают, а следов охотников нет нигде.
Я решил взобраться на дерево и посмотреть сверху, где же прячутся эти таинственные охотники. Тут мне встретилась очень удобная ветка, которая могла бы послужить наблюдательным пунктом. Я притаился и стал всматриваться в густые чащи джунглей. И вдруг моя ветка свернулась подо мной в спираль, потом резко развернулась и как стрела полетела по воздуху! В результате я оказался на дереве, которое стояло далеко в стороне от того, на которое я взобрался… Человеку пришлось бы сделать не меньше тридцати шагов, чтобы пройти от одного дерева к другому, а я потратил на это всего несколько секунд!
- Ну, это уж точно сказки, - недоверчиво заметила я. – Летающие ветки деревьев ты мог встретить только на другой планете. Причём здесь джунгли Юго-Восточной Азии?
- Никакие это не сказки1 – обиделся Тимасей, - лучше послушайте, что было дальше. Я тоже был удивлён. И даже немножко растерялся.

- А я бы, наверное, испугалась. Я всегда побаиваюсь того, что не понимаю, - призналась я честно.
- Поэтому вы не искатель приключений, и даже сомневаетесь, что бывает такая профессия, - строго заключил Тимасей. А потом, немного смутясь, добавил: Я тоже, конечно, испугался. Только совсем немного, как и подобает настоящему искателю приключений. Но я тут же взял себя в руки и решил, что мне нужно срочно исследовать мою летающую ветку. Я побежал по ней как по дорожке, и вдруг передо мной возникла огромная пещера с сердитыми глазами.
- Ш-ш-ш-ш, - донеслось из пещеры, - ты кто-о-о-о?
- Я – Тимасей из Ташлы, - ответил я и на всякий случай отодвинулся назад.
Однако Пещера тут же снова приблизилась ко мне.
- А ш-ш-ш-што ты здесь делаеш-ш-ш-ш-шь?
- Исследую ветку, на которой прилетел сюда вон с того дерева…
- Уж-ж-ж-ж-ж не меня ли ты принял за какую-то ветку? – спросила Пещера.
- Нет-нет, уважаемая Пещера, я прибыл на это дерево на летающей ветке. А вас я увидел только здесь.
- Интерес-с-с-сно, интерес-с-с-сно! Ты называеш-ш-шь меня то веткой, то пещ-щ-щ-щерой  какой-то. Но я не то и не другое!
- Но кто же вы? – спросил я её, окончательно теряясь в догадках.
- Я – обыкновенная древесная змея.
Тут рассказ Тимасея прервал голос Марата:
- А почему ты её называл пещерой?
- Просто я находился очень близко от змеиной мордочки, а за пещеру принял её открытую пасть.
- И ты не испугался? Ведь змеи кусаются!
- Во-первых: мне проще укусить змею, чем ей меня. А эта змея и вовсе оказалась не кусачей. Мы разговорились с ней и она рассказала мне очень много интересного. И первое, о чём я её спросил, это не знает ли она, как я смог перелететь с одного дерева на другое?
- Наверное, - ответила она, - ты сидел на моей спине.
- Уж не хочешь ли ты сказать, что ты, змея, умеешь летать?
- Именно это я и хочу сказать. Это я перелетела сюда, а ты вместе со мной.
- Наверное, т какая-нибудь необыкновенная змея, как я – необыкновенный муравей.
- Нет, я обыкновенная древесная змея. Мы, древесные змеи, все умеем летать.
В это время над нами снова пролетело копьё.
- Вот, видишь, пролетела одна из моих сестёр. Очень похоже на летящую стрелу, не так ли?
И тут я всё понял!
- Так это перелётных змей принимал я за летящие копья1
- Нас и вправду можно назвать летящими копьями или стрелами, ведь умение летать помогает нам охотиться.
- Так вот для чего вы научились летать!
- И не только! Иногда нам это помогает избежать опасности… А я это делаю ещё и потому, что ленюсь ползать. Ползать – это очень долго. Представь, если бы я обычным змеиным способом перебралась с тобой сюда: мне бы пришлось сначала сползти с того дерева, на котором ты меня нашёл, потом долго ползти по земле, где я встречала бы множество препятствий, а потом ползком  пришлось бы подниматься по стволу дерева до той ветки, где мы сейчас с тобой находимся. А так – раз, два, три, - и мы на месте!
- Раз! Два! Три! Что же происходит за эти секунды? В чём секрет вашего полёта?
Мне приятно, что тебе это интересно. Мы, древесные змеи, умеем разводить рёбра в стороны, так что тело уплощается, а живот при этом втягивается, образуя продольный желоб. Это позволяет нам планировать в воздухе после того, как мы резко разворачиваемся из спирали и бросаем тело в воздух.
- А я думал, что летают только птицы и самолёты…
- Нет, это не так. Летать умеют и некоторые рыбы, и белки-летяги, древесные ящерицы, есть летающие и среди моллюсков, и среди сумчатых, и, думаю, тебя бы позабавила лягушка-парашютист, так называют веслоногую лягушку, которая живёт в тропических лесах Центральной Америки и Южной Азии.

Я поблагодарил свою новую знакомую за её интересный рассказ и вернулся домой отдохнуть. Чтобы продолжить свои приключения. Но с тех пор мне не даёт покоя желание познакомиться и с другими бескрылыми, умеющими летать.
- С одним из них ты уже знаком, - сказал Тимасею Марат, - это я. Вчера я слетел со спинки высокого дивана, который стоит у камина…
- А ты умеешь разводить рёбра и уплощать тело? – с тревогой спросил его Тимасей.
- Нет, - вздохнув, ответил Марат.
- Сильно ушибся? – заботливо поинтересовался Тимасей.
- Да есть немного…
- Нет, Марат, должен тебе сказать, что ты, как и многие дети, путаешь элементарное падение с настоящим полётом.
- Но летать-то интереснее, чем ползать! – попытался оправдаться Марат.
- Я бы это не стал утверждать. Ползать тоже надо умеючи, - мудро заключил Тимасей. – И не только умеючи, но и с пользой!
- И что тут уметь? Ползи да ползи себе. Я уже пробовал, ничего особенного тут уметь не надо, - возразил Маратик. – И пользы от ползанья никакой! Только одежду пачкаешь, а мама потом ругается.
- А хочешь, я познакомлю тебя с тем, кто ползает не только умеючи, но и с пользой для всего живого мира!
- Ты уверен, Тимасей, - спросила я, - что ты не придумываешь ничего?
- Очень даже уверен! И не беспокойтесь, ничему дурному я Марата не научу. И если Маратик проводит меня до муравейника, я по дороге познакомлю его с самым полезным на земле ползающим существом.
- Оно что же, живёт на нашей усадьбе? – удивился Марат.
- Существо это живёт везде на земном шаре! Идём, Марат, не будем тратить время на разговоры.

О старом новом знакомом, который живёт везде.
Чекуляк



Марат посадил Тимасей на указательный пальчик и они вышли во двор. Только что прошёл обильный летний дождь. Марат поглядел на мокрую дорожку, ведущую к муравейнику и воскликнул:
- Тимасей, смотри: земля стала конопатая!
- Как это – «конопатая»? – удивился Тимасей, - дай-ка, посмотрю.
Он внимательно осмотрел тёмные пятнышки на дорожке и засмеялся:
- Ну, какие же это конопушки? Это же норки, которые сделал его величество Дождевой Червь.
- Как ты сказал? «Его величество»?! Какое же это величество? Червяк, он и есть червяк! Скользкий такой… Бр-р-р…
- Ты говоришь о нём, как о чём-то противном, а, ведь, дождевой червь – одно из самых замечательных и полезных существ на земле.
- Особенно на рыбалке! Мы с дедушкой недавно ходили на рыбалку и брали с собой червяков. Дедушка сказал, что они – очень хорошая наживка.
- Тс-с-с-с! – Тимасей приложил лапку к губам. – не надо об этом так громко. Мой знакомый червь, наверное, сейчас совсем рядом, и я думаю, что разговор о рыбалке ему не понравится.
Маратик оглядел полянку. На ней было так много червяковых луночек, что он засомневался: а сможет ли Тимасей найти своего знакомого.
- О! Это очень просто, - успокоил его Тимасик. – Я его позову сейчас.
Он сел на горку земли около луночки, опустил голову и закричал куда-то под землю:
- Че-ку-ля-ка-а-а-а-а!.. Че-ку-ля-ка-а-а-а!
Слово было незнакомо Марату, и он спросил Тимасея:
- Это ты на червяковом языке говоришь? Наверное, это приветствие.
- Нет, червякового языка я не знаю. А «Чекуляк» - это просто имя моего друга…
- Язык червяков так же прост, как кошачий или обезьяний. Если хочешь, Тимасей, я дам тебе самоучитель, - произнёс показавшийся из лунки червяк,-  Здравствуйте! Я – Чекуляк, а как зовут вас, молодой человек? – обратился он к Марату.
- Меня зовут Марат. – Маратик наблюдал за выползающим червяком и с восторгом произнёс: О! Какой вы длинный!
- Вы бы не стали так говорить, если бы были знакомы с моим родственником, который живёт в Южной Африке. Его длина больше шести метров!
- Ого! Даже не могу себе представить! – отозвался Марат.
- Это очень просто себе представить! – заметил Тимасей. – У тебя есть друзья в детском садике?
- Конечно, есть. Это Никита, Саша, Серёжа, Кирилл и Алёша!
- Та-ак! – задумался Тимасей, - раз, два, три, четыре, пять… Значит, у тебя пять друзей… Ты – шестой… У тебя какой рост?
- Один метр и пять сантиметров!
- Как раз то, что надо! А теперь представь, что вы все легли на землю друг за другом.
- Пока наша воспитательница Анна Тимофеевна не видит? Да?
- Да, да! Пока Анна Тимофеевна не видит! Как ты думаешь, длинная дорожка получится?
- Да! Очень длинная! Почти через всю нашу игровую площадку!..
- Вот такой длины родственник Чекуляка из Африки…
- Неужели черви могут быть такими длинными? Даже не верится…
- Вы думаете, молодой человек, что я способен на обман? – рассердился Чекуляк. – Я – очень серьёзный господин.
- Я вовсе не хотел вас обидеть, уважаемый Чекуляк. Я просто очень удивлён.
- Вы любите удивляться? Тогда я готов доставить вам удовольствие. Вот скажите мне пожалуйста, Марат, как вы думаете, сколько червей ползает по одному гектару поля?
- Может быть, штук … сто?
- А вот и не сто, а гораздо больше!
- Больше? Значит, тысяча!
- И опять вы не угадали! По одному гектару поля ползает два миллиона червей!

- Вот это да-а-а!... А можно ли у вас, уважаемый Чекуляк, спросить, а зачем они там ползают?
- Они там живут! И тем самым приносят большую пользу!
- Кому?
- Всему живому миру.
- А неживому миру?
Чекуляк с недоумением взглянул на Маратика и, не скрывая любопытства, спросил:
- А что такое «неживой мир»? Я не знаком с этим понятием…
Маратик подумал немного и ответил:
- Живой мир – это вы, я, Тимасей, во-о-он та корова, бабочки тоже… А неживой мир – это камень, земля…
Услышав такое, Чекуляк даже подпрыгнул над своей лункой:
- Земля, уважаемый Марат, это и есть живой мир!
- Как она может быть живой?
- Кто вас кормит, молодой человек? – строго спросил Чекуляк.
- Мама… Но при чём здесь это? – удивился Марат.
- Ваша мама – живой мир, как вы считаете?
- Конечно, живой1
- А кто кормит все эти растения вокруг? И эту корову? И в конце концов вашу маму?
- Земля?!
- Да, земля. А разве может быть неживым тот, кто кормит?
Тут в разговор вмешался Тимасей:
- Давайте всё-таки вернёмся к пользе дождевых червей.
- Начну с того, что мы, черви. Помогаем земле кормить растения. Ходы червей перемешивают почву, доставляя питательные вещества к поверхности, где их ждут голодные растения.
- Не забудь сказать, - заметил Тимасей, - что вода и воздух проникают к корням растений тоже по вашим ходам.
- Да, да! И самый большой урожай даёт почва, которая густо заселена нами. На земле существуют специальные фермы, которые производят пятьсот тысяч червей в день для продажи фермерам.
- А я в прошлом году на клумбе с цветами оставил красивый камешек. А сейчас еле-еле его нашёл, он почти весь был подземлёй. А бабушка мне сказала, что его закапали дождевые черви. У вас что же, есть специальные лопаточки?
- Ха-ха-ха1 – засмеялся Чекуляк, - хотел бы я посмотреть на эти лопаточки! Нет у нас никаких лопаточек. Всё гораздо проще. Мы прорываем тоннель под камнем, и камень проваливается вниз. Постепенно камень полностью скрывается под землёй. Это позволяет уровню почвы подниматься, а тяжёлым предметам «тонуть».
Маратик с уважением посмотрел на Чекуляка и сказал:
- Я и не думал, что такое маленькое существо можетбыть таким полезным.
- Мы все одинаково полезны, - заметил Тимасей, - и это не важно – большой ты или маленький, если ты есть, значит ты очень нужен.
- Но, ведь, есть и вредные существа и вещества, - попытался возразить Марат.
- Вредно отсутствие меры. А само явление, каким бы оно не было, не может быть просто вредным или просто полезным. Но обязательно – нужным.
- Как это? – заинтересовался Марат.
- Я подозреваю, молодой человек, что вы очень любите мороженое. Так, ведь?
- Это точно! – согласился Марат.
- Так вот, - продолжил новый Мараткин знакомый, - если вы съедите одно мороженое, это будет очень приятная трапеза.
- Я бы и два сразу съел! – признался Марат.
- Вот именно! А три – сможешь? – прищурив глаз, спросил Тимасик.
- Смогу!
- А что будет, если ты съешь десять мороженых?
- Наверное, праздник, - решил Марат.
- А ты, - заметил Тимасей, - у бабушки спроси, что будет, она это знает не наверное, а совершенно точно.
- Будет ангина, высокая температура, врач и укол. Думаю, что бабушка со мной согласится, - сказал Чекуляк.
- Значит, мороженое вредно, - заключил Тимасей.

- Но, ведь, мороженое такое вкусное! Разве оно может быть вредным? – попытался возразить Марат.
- Мороженое – не вредно, вредно есть его в большом количестве. Теперь ты понимаешь, что всё зависит от чувства меры? – спросил Тимасей.
- Немножко понимаю… Вот почему взрослые говорят, что всё хорошо в меру. А ещё я понял, что животные или любые другие живые существа могут рассказать очень много интересного!
- Верно, - подтвердил Тимасей, но только если ты их можешь услышать. Увы, не все понимают язык животных.
В это время из ближайших кустов черёмухи донеслось:
- Гав!.. Гав!
Чекуляк на всякий случай скрылся в своей норке и шёпотом оттуда произнёс:
- Я вовсе не боюсь этого пса, но он может не заметить меня и наступить, сам того не желая… Это совсем не больно, но, поверьте, совсем неприятно.
- Этого пса зовут Жулик, - сказал Марат, - он мой друг. Он живёт у соседей. Хотите, я вас, Чекуляк, познакомлю с ним, и он не будет на вас наступать.
- Тогда он не сможет бегать. Ему всё время придётся смотреть себе под ноги. Нет уж, не будем усложнять жизнь Жулику ради моей скромной особы. А мне совсем нетрудно вовремя спрятаться, - с этими словами Чекуляк исчез в норке, а на тропинку перед Маратом и Тимасеем выскочил Жулик. Он посмотрел на Марата и часто заморгал глазами.
- Почему он обижается? – спросил Тимасей, он знает язык многих животных, а моргающие глаза собаки или кошки обозначают именно обиду.
- Я обиделся… гав… гав…, потому что вы пошли путешествовать без меня, гав…гав..!
- И совершенно напрасно! Пока мы идём ко мне домой, в муравейник, надо договориться о путешествии с моей мамой. Но это очень хорошо, что ты появился. Мы заговорили о языке животных, и ты, надеюсь, поможешь нам кое в чём разобраться.
Жулик вздёрнул уши.
- Я весь – внимание, гав, гав!

- Знаешь ли ты, Марат, что обозначают эти вздёрнутые уши у Жулика?
- Конечно, - ответил Марат, - это значит, что он готов. Готов что-то совершить, например, поиграть… или атаковать… Но сейчас он просто готов помочь нам.
- А ты понимаешь, когда он предлагает тебе именно поиграть?
- Тогда у него рот чуть-чуть приоткрыт, но зубов совсем не видно.
- А если он показывает зубы?
- Это смотря какие зубы он показывает! Если только передние – он хочет сказать, что он здесь главный, а когда он показывает все зубы, это значит, что он признаёт, что главный  - ты, но ему это не нравится. А ещё на того, кто ему не нравится он смотрит широко открытыми глазами, но брови при этом сдвигает.
Тут Жулик снова вздёрнул уши, опустил брови и прищурил глаза, направив их в сторону, откуда из травы донёсся шорох.
- А это значит, что впереди опасность, - шёпотом заметил Марат и тоже прислушался к шороху, который вдруг сменился отчётливым петушиным «Ко-ко-ко!... Ко-ко-ко!...»
- Да это же соседский петух! – засмеялся Марат и посмотрел на Жулика. Тот быстро-быстро заморгал глазами в ответ. – Видишь, Тимасик, он опять хочет сказать, что он очень-очень огорчён. – Марат погладил Жулика по голове, - не переживай Жулик, у тебя ещё будет возможность совершить собачьи героические поступки.
А в это время откуда-то сверху прямо на нос Жулика слетел маленький жучок. Он сложил крылья и превратился в красную капельку в чёрный горошек. Жулик недовольно дёрнул носом.
- Это же божья коровка! – радостно воскликнул Тимасей, - она ничего плохого тебе не сделает, её не надо бояться. Она не ест собак, зато всяких противных тлей, которые губят растения, она поедает до ста штук в день!
- Марат снял божью коровку с носа Жулика, положил её на свою ладошку и пропел, как это делают местные ребята:
- Божья коровка, улети на небо1 Принеси нам хлеба! Чёрного и белого, только не горелого!

- Я была бы рада сделать это для тебя, но это невозможно, - вдруг сказала божья коровка, - мы, божьи коровки, не летаем высоко в небо, нам хватает места на земле, это раз. Второе: булочек, которые я могла бы удержать в своих лапках ещё никто не научился печь. Я даже крошу булочки не могу утащить! Попроси лучше об этом Тимасея, потому что такое под силу только муравьям.
- И что это ты тут разбурчалась? – доброжелательно спросил Тимасей, - неужели не хочешь с нами подружиться?
- Если бы я этого не хотела, вы бы это почувствовали немедленно. Я никогда не скрываю своего неприятия. Но для этого мне нужно поссориться. И вот тогда вы узнаете!
- Что мы узнаем? – полюбопытствовал Марат.
- Когда рассердишь меня, тогда и узнаешь!
- Но я не хочу с тобой ссориться!
- Тогда не узнаешь…
- Но я хочу знать!
- Может быть, попробуешь меня как-то обидеть?... Или хотя бы напугать! Я без этого не могу показать тебе то, что ты хочешь узнать…
Марат сделал устрашающую рожицу и сказал грубым голосом:
- Коровка, коровка, я тебя съем!!!
Божья коровка попробовала рассердиться, но у неё ничего не получилось.
- Нет, этого недостаточно. Придумай что-нибудь ещё. Ну, давай, давай, думай скорей. Мне уже пора лететь по делам…
- Марат, тебе бы понравилось, - шёпотом спросил Тимасей, - если бы кто-нибудь начал тыкать тебе в бок какой-нибудь палочкой?
Марат попробовал представить себе это и недовольно повёл плечиками.
- Что, неприятно? Вот и попробуй потыкать божью коровку чем-нибудь.
Марат взял травинку и аккуратненько ткнул её в чёрную точку на крылышке коровки, при этом снова нахмурил брови и грозно произнёс:
- Коровка, коровка, я тебя съем!
Коровка тут же выделила какую-то неприятную жидкость. Какой уж тут аппетит! Но когда Марат попробовал ещё раз ткнуть коровку палочкой, она перекатилась на спину и замерла.
- Что с ней? – с испугом спросил Марат, - она умерла..?
- Хи-хи-хи, - засмеялся Тимасей, - она просто хочет, чтобы так и подумал. Это у неё такой защитный приёмчик. Ты подумаешь, что она умерла, потеряешь к ней всякий интерес и бросишь в траву. А ей только этого и нужно! Вспорхнёт крылышками и улетит!
Божья коровка поняла, что её разоблачили, вздохнула, перевернулась на ножки и, хитро прищурившись, сказала:
- И это ещё не всё! Если ты меня ещё больше рассердишь, я тебя укушу!
- Не надо! Не кусай! Я вовсе не хочу тебя обижать.
- Совершенно верно! – добавил Тимасей. – Я свидетель: это был просто познавательный эксперимент. Зато мы теперь знаем, что такое милое насекомое как божья коровка умеет себя защитить.
- Спасибо тебе, коровка, за интересную беседу. Мы бы и дальше с тобой пообщались, но ты торопишься. Лети по своим делам! Мы, ведь, ещё встретимся.
Божья коровка взмахнула крыльями и исчезла в ветвях большого вяза.
- Какая она всё-таки милая, эта божья коровка…- не скрывая удовольствия произнёс Марат.
- Да, хорошо, что это была божья коровка, а не жук-бомбардир, - заметил Тимасей.
- Бомбардир?! – удивился Марат. – А ты мне про него ничего не рассказывал.
- Очень у меня о нём неприятные воспоминания. Но я не виню его в последствиях нашей встречи. Неприятно вспоминать собственную глупость.
- И что же между вами произошло? – не унимался любопытный Марат.
- Хочешь знать? Ну, тогда слушай.


Вторая история, рассказанная Тимасеем.
ХИМИЧЕСКОЕ НАПАДЕНИЕ

- Когда я однажды спешил в своё очередное путешествие, на моём пути вдруг оказался красно-оранжевый жук с чёрным рисунком.
- Какое-то страшное сочетание цветов. Ты не испугался? – спросил Марат.
- Это ты правильно заметил. Страшное сочетание. Или, вернее, устрашающее. Только очень глупое насекомое, птица или лягушка не захочет этого заметить и проигнорирует… Вот так поступил и я. А, ведь, жук этот предупреждал своей окраской, что лучше быть с ним поосторожней. А я не удосужился даже поприветствовать его! Разве это так трудно, сказать «Добрый день»?! Нельзя не замечать тех, кто живёт вместе с нами на этой земле. И то, что я спешил, меня не оправдывает.
- Довольно, сокрушаться! Рассказывай же, наконец, свою историю! – перебил его Марат.
- То, что я сейчас говорю, в этой истории – самое главное, Марат. Нужно не просто узнавать, а постараться понять тот мир, с которым мы знакомимся.
Итак, я позволил себе при встрече с ним не только не поприветствовать его, но и даже не ответить на его приветствие! А, ведь, так относятся друг к другу только враги! И жук-бомбардир немедленно принял меня за врага. Он остановился и, глядя прямо мне в глаза, начал вращать концом брюшка. Я только успел подумать, что это какой-то танец, а потом… я услышал громкий треск, и в лицо мне ударила кипящая вонючая струя!...
- Наверное, это не очень приятно…
- «Не очень приятно»?! Это – ужасно! А самое страшное, на какое-то время я потерял зрение! Ты только представь себе: я не захотел заметить и увидеть только одного жука! А перестал видеть весь мир… И то, что мне пришлось долго отплёвываться, это ладно, но из-за Ожегов, которые я получил, мне пришлось отложить очередное путешествие на некоторое время. Зато, пока я находился в госпитале для насекомых, я узнал очень много интересного про этого жука и понял, что он так же, как все, кто живёт на этой земле, достоин уважения.
- И что же ты о нём узнал?
- А то, что, когда он вращает брюшком, он вовсе не танцует, а прицеливается в того, кто ведёт себя не как друг, а как враг. И прицеливается он для того, чтобы с треском выпустить очередь отравы прямо в морду врагу. Часть кипящей едкой жидкости превращается в вонючий пар. В результате, враг ошеломлён и напуган. По себе знаю. А у жука в это время есть возможность скрыться.
- А почему эта жидкость становится кипящей? Где и как он её кипятит?
- У него в брюшке есть секреторные клетки, они, эти клетки. вырабатывают смесь химических веществ, которые поступают в особый резервуар. Если жуку грозит опасность, клапан выпускает их оттуда в камеру сгорания, где образуются вода, кислород и хиноны, ты про них ещё ничего не знаешь, это такие химические вещества. Так вот, при этом выделяется очень много тепла, давление в камере сгорания, которая находится в брюшке, растёт, и струя горячей смеси с силой выбрасывается в лицо врагу.
- А если его окружает много врагов?
- А бомбардир может выстрелить своим ядовитым коктейлем 50 раз без перезарядки! Так что шутить с жуком-бомбардиром не советую. И даже проводить такие невинные познавательные эксперименты, которые мы только что провели с божьей коровкой.
- Здравствуйте! – громко произнёс Марат в это время.
- Добрый день… - растерянно отозвался Тимасей, - но, ведь, мы с тобой сегодня уже приветствовали друг друга…
- Это я не тебе, - шёпотом ответил Марат.
- А кому? – так же шёпотом спросил Тимасей.
Марат многозначительно показал глазами  на подлетевшую совсем близко пчелу.
- Ха-ха-ха! Ты испугался пчелы? Пчёлы полезные, Они делают мёд, который ты очень любишь. И опыляют цветы.
- Но они ещё жалят!.. Наверное, поэтому и окрашены также.. как ты говорил?.. Устрашающе!
- Ж-ж-ж-ж… Ж-ж-ж-ж-ж… - недовольно жужжала пчела, - ходят тут просто так из угла в угол всякие бездельники, работать мешают…
- Сделай перерыв, поговори с нами немного, - предложил Тимасей.
- Не могу. Знаешь ли ты, сколько цветов мне нужно облететь в день?
- Сто штук?
- Сто?! Да я даже не знаю такого м-а-а-а-ленького числа! В день мне необходимо встретиться и пообщаться с десятью тысячами цветов!
- Счастливая ты, пчёлка! – заметил Маратик. – Весь день напролёт общаешься с такими красивыми созданиями…
- Красивыми? – удивилась пчела? – Я не заметила…
- не заметила? – в свою очередь удивился Марат. – каждый день встречаешься с ними и не видишь, как они красивы?
- Я с ними встречаюсь вовсе не для того, чтобы чай  с мёдом пить. Я работаю! Я собираю с них нектар, чтобы сделать мёд. Знаешь ли ты, сколько нам нужно облететь цветов, чтобы приготовить только один килограмм мёда?
- Неужели сто тысяч!
- Ха-ха! – отозвалась пчела.
- «Ха-ха»? А я как раз такого числа не знаю… - растерялся Марат.
- Она хочет сказать, - вмешался в разговор Тимасей, - что десять тысяч цветов – это очень мало. Может быть, их хватит… только… на чайную ложку мёда! А чтобы получился один килограмм, пчёлам нужно посетить шестьдесят четыре миллиона цветов!
- А сколько это? – спросил Марат.
Тимасей задумался.
- Как бы тебе это объяснить?...
- Уж-ж-ж-жасно много. Уж-ж-ж-жасно… - взволнованно зажужжала пчела.
- Так сколько же это? – Марат был настойчив.
- Ты смотрел когда-нибудь на ночное небо? – спросил Тимасей.
- Конечно.
- Видел, сколько там звёзд?
- Очень много!
- Вот столько же и цветов надо облететь пчёлам, чтобы собрать всего один килограмм мёда… А, может быть, больше…
- Это сколько же цветов в одной баночке мёда! – заметил Марат. – Наверное, поэтому он так хорошо пахнет! Как все эти цветы! Интересно, а замечают ли пчёлы, как здорово пахнут цветы?.. Пчёлка, ты знаешь о том, что цветы пахнут?
Но пчёлка не ответила, она была уже далеко. Марат не любил, когда его вопросы остаются без ответа. Он уже готов был расстроиться, но тут Тимасей пришёл на помощь:
- Ты думаешь, что цветы пахнут для тебя?
- Конечно! И для других людей тоже!
- Наверное, ты прав. Но, вообще-то они пахнут, чтобы привлечь пчёл. Когда они посещают цветы, чтобы собрать нектар, они заодно опыляют цветы. Много пчёл означает много семян. А без пчёл не появятся семена, а не будет семян – растение исчезнет с лица земли…
- А что такое «нектар»? Вот посмотри, - Маратик посадил Тимасей на цветок, - здесь есть лепестки, тычинки с пыльцой, пестик… А где же нектар?
- Нектар – это жидкость, которые пчёлы высасывают из цветов. И в этой жидкости больше воды.
- Но мёд совсем не похож на воду!
- Чтобы избавиться от воды, пчела отрыгивает нектар и высушивает его на языке. Так и получается мёд.
- …Как-то он невкусно получается…
- Зато получается вкусным и полезным! – заключил Тимасей и они пошли дальше по дорожке, ведущей к муравейнику.
И вдруг Марат резко подпрыгнул вверх:
- Ай! Ай!
- Что случилось? – забеспокоился Тимасей.
- Ай!.. Ай!... Кто-то меня кусает за ноги!
Тимасей огляделся по сторонам:
- Но здесь никого опасного для жизни нет.
- Но кусается-то он больно!.. Кто же это может быть?... Может быть, - продолжил он таинственно, - это какой-нибудь невидимка?!
- Ты думаешь? – неуверенно заметил Тимасей. – Мы, ведь, идём с тобой к муравейнику. Так, ведь? Тогда причём здесь сказка?
- Какая сказка?
- А где ты ещё можешь встретиться с невидимкой, который кусается так больно? Нет, мы не договаривались идти в сказку, для этого будет другое время, а раз уж мы идём не в сказку, значит, никаких кусачих невидимок здесь просто не может быть. А если они и есть, от их укусов ты бы так не подпрыгивал. Здесь чито-то другое!.. – многозначительно заключил Тимасей.
- Ай! Ой-ёй! – Марат снова заплясал на месте.
- Стой! Не дёргайся! Я всё понял! Мы с тобой куда идём?
- К твоему муравейнику.
- И мы уже совсем близко. Мы даже слишком близко! А кого мы можем встретить рядом с муравейником? И не невидемых, а просто ма-а-аленьких?
- Ой! Да, ведь, это же муравьи! Смотри, они мне уже по коленке ползут!
- Всё правильно. Знаешь что, давай мы не будем обижать моих сородичей. Отойди-ка в сторону, не стой на их пути, - попросил муравей своего друга.
- разве у муравьёв есть какой-то путь? Они просто ползут и всё! – Марат ступил в сторону и внимательно пригляделся к ползущим муравьям. – Интересно… Интересно…
- Что тебе интересно? Куда они ползут?
- Сначала мне интересно вот что: их так много, все они ползут куда-то, но друг на друга не натыкаются, а на меня тут же наткнулись! Как же это получается, что они друг другу не мешают?
- Потому что каждый бежит по своей дорожке.
- У них что, у каждого своя дорожка есть?
- Нет. Дорожка общая. Они ходят по ней. Соблюдая правила муравьиного движения.
-Как мы соблюдаем правила дорожного движения?
- Ну, да!
- Кто ж для них эти правила написал?
- сама природа! Вот посмотри внимательно: они движутся в три потока. Посередине – те, которые движутся от муравейника, а по краям те, которые возвращаются домой. Вот по ней я сейчас и пойду. Встречусь там с мамой и назад по той дорожке, которая посередине. На ней ты меня и встречай. Я скоро.
- А потом сразу в новое путешествие?
- Да.
- А куда?
- Об этом я расскажу во второй части.

Продолжение следует.