Эффект бумеранга

Екатерина Шульга
- Мама! Милая мама! Он любит меня. – Сделав быстрый пируэт, девушка, танцуя, подлетела к матери и, спрятав лицо на груди, пропела – Любит!
Немолодая женщина чмокнула дочь в макушку, легко усмехнулась.
- Нашла чему удивляться. Он тебе, что мало об этом говорит? Каждый день только и слышим – любит, любит. Чего же хвастать?
- Ты не понимаешь! Это много серьёзней. Он мне предложение сделал.
Лялька подняла голову и, не пряча счастливой улыбки, прошептала.
- Мне так хорошо. Я так счастлива, что даже боюсь. Сегодня я была у него и Тамара Александровна сказала, что на выходных они приедут к нам в гости. Вы должны быть готовы. Надо поговорить о свадьбе, и вообще решить все вопросы.
Поцеловав розовую от смущения щёчку дочери, Лизавета, повернулась к мужу. Он внимательно смотрел на неё.
- Вот и отлично! Мы с отцом готовы. И парня твоего с родителями встретим, как положено. Главное, чтобы тебя в его семье любили.
Ляля, встряхнув головкой, успокоила.
- Не волнуйся. С Тамарой Александровной я давно знакома, она человек, что надо. Я другого боюсь. Бабуле Ванечка мой не понравился.
Лизавета очень быстро взглянула на мужа, услышал ли он. Оторвав голову от газеты, отец удивился.
 - Что она имеет против парня? Учится, не лентяй вроде и семья приличная. Что ещё надо?
Лялька пожала плечами. Она тоже не понимала претензий бабули. Отложив газету в сторону, отец встал.
- С Ваней жить будешь ты, а не бабушка, так что не стоит волноваться.
Надув губки, Ляля вскрикнула, с обречённым отчаянием.
- Ну, ты же её знаешь!
Отец кивнул головой. Он знал характер своей матери.
- Не беспокойся, я поговорю с бабушкой.
Раздавшийся звонок заставил девушку переключить внимание на телефон. Лялечка говорила и светилась от счастья.
***
Александр шел к родителям с тяжелым сердцем. Нажав кнопку звонка, он услышал знакомый голос за дверью и улыбнулся. Его ждал серьёзный разговор с «маршалом в юбке».
- Здравствуй, сынок. Ты стал ленивым и неблагодарным сыном. Тебя долго не было, ты не звонил. Похоже, тебя совсем не интересует самочувствие родителей, - поцеловав сына в ухо, хозяйка требовательно спросила. – Надеюсь, у тебя есть оправдания?!
- Конечно, есть.
Наблюдая за ним, мать покачала головой.
- Оправдания, не дают тебе право забывать о нас, скверный мальчишка.
Александр протянул объёмный пакет отцу.
- Я был занят. Проведение свадебных торжеств, дело хлопотное.
Сложив руки на груди, мать поинтересовалась.
- О чьей свадьбе ты говоришь?
- О Лялькиной, конечно!
Застыв в полуобороте, пожилая  женщина медленно повернулась к сыну. 
- Надеюсь, ты шутишь. Я не помню в окружении нашей Ляльки ни одного достойного парня.
Она взглянула на мужа, приглашая и его к диалогу.
- Трудно шутить такими вещами. - Александр мог только удивляться матери: ведь знала, знала парня, с которым встречалась внучка, но даже мысли о браке не допускала. - Муля, вы давно знакомы. Это Ваня Ромоненко. Ребята вместе учатся.
Покачав головой, женщина всплеснула руками. В коротком жесте были скрыты, бесконечное отчаяние и огромное разочарование.
- За этого простоватого увальня? Да, он мизинца её не стоит.
Александр обнял мать и попытался смягчить слова.
– Мы знали, что ты будешь взволнована, поэтому не стали вас беспокоить.
И сказал зря - еле сдерживаемая буря негодования нашла выход.
- Ты мой сын! – Вскричала мать. – И ты говоришь такие вещи!
По ее бледному лицу поплыли бордовые пятна. На глазах женщины выступила влага, но возмущение было столь велико, что, не позволило ей раскиснуть. Она лишь посмотрела на мужа и бросила короткий, невысказанный упрек.
- Воот!
А отец, раскрыв пакет, вытянул диск и застыл пораженный. На обложке красовалась Лялька. Его внучка, в фате и свадебном платье выглядела сногсшибательно. Широко улыбаясь, она смотрела в объектив. Рядом с нею стоял молодой человек. Без сомнения, именно его присутствие делало ее такой счастливой.
- Понимаешь, что они хотят сказать, Миша!
О да, он понимал. Разглядывая фото внучки, просто не находил слов.
- Что ты молчишь?
Возмутилась жена и, не дождавшись ответа, повернулась к сыну. Вложив в слова, распирающий ее душу гнев, она бросила обличительное.
- А тыы! В голове не укладывается. Тыы! Как ты посмел так поступить с нами?!
Ее голос зазвенел и вдруг осёкся. Хрупкая и невысокая она вдруг стала ещё меньше.
- Какое разочарование, Саша! Вначале ты! Теперь Лялька! И за этого мальчишку!
Александр кивнул головой.
- Извини! Мы знали твоё мнение, поэтому не могли позволить тебе сделать это ещё раз, но уже с Лялькой.
- Что! Что - это!? - Закричала она не в силах справиться с эмоциями.
- Лишить её праздника.
Елена Петровна, недоумевающим взглядом окинула сына. Наконец, собрав волю в кулак, и понимая в чем ее упрекают, очень медленно произнесла.
- Ты о себе? У тебя свадьбы не было!
Три фигуры, как в немом кино, отражали гнев, скорбь, обиду. Александр любил свою мать, но иногда, иногда она становилась деспотом. Когда-то давно он терпеливо сносил многие ее притязания, уважая ее мнение, старался поступать так, как хотела она. Но всему однажды приходит конец. Он вырос. А потом познакомился с ней. Лиза заставила его посмотреть на многие вещи иначе.   
- Да, свадьбы не было. Такого было наше решение. Но, день, когда мы расписались, был очень важным событием в нашей семье. Мы ожидали Ляльку, и мы надеялись на вашу поддержку, ждали поздравлений, добрых слов. Простых добрых слов напутствия - не больше. В ту ночь Лиза всю ночь проплакала, а я был взбешен. 
Возмужавший сын, старых родителей, не хотел говорить. Он злился на себя, на те непростые обстоятельства, которые заставили всех снова вернуться в то далёкое прошлое. 
- Если бы не Светланка, я никогда не простил бы вас. Но она пришла, она была с нами. Тогда, впервые, я был по-настоящему горд своей маленькой сестрой. Вопреки вашему желанию, она выказала нам поддержку, и, просто, своим появлением, скрасила наш скромный и не совсем радостный праздник.

- Какой праздник?! Чему вы радовались? Разве это жизнь?
Услышав слова, Александр вспылил.
- Никто не обещал лёгкой жизни. И мы её не ждали. Я не спорю, у нас было всё, даже скандалы. Мы не лишены недостатков, но не надо преувеличивать. Лиза - моя женщина. И если она отворачивалась от меня, я сам поворачивался к ней. За всю свою жизнь я ни разу не пожалел о своем выборе. Я знаю, вам будет тяжело пережить эту обиду, но вы уж постарайтесь и нас простить, и Ляльку понять. Она любит этого «простоватого увальня». И, кстати! Ждите сегодня гостей. Вы будете первыми, кого они посетят. Я, надеюсь, вы найдете достойное объяснение тому, почему вас не было на свадьбе.
Мать залилась слезами. Выгоняя его, она замахала руками. Александр и сам понимал, ей нужно время. Он вышел и тихо затворил за собою дверь.


- Как они могли? Как он посмел? И эта глупышка, молодая дурочка! Да, таких парней - пруд пруди. Что, что она в нём нашла?
- Может, человека?
- Не умничай! Подумай, что нас ждёт в будущем.
- Ну, почему ты так уверена в плохом? Лена, прошло много лет. Может, пора уже признаться. Мы ошиблись тогда. Лизонька оказалась хорошей женой, заботливой матерью и внимательной невесткой для нас.
- Как ей не быть внимательной? В институте училась. Значит, должна была понимать, что ей обещало это замужество. Ей крупно повезло.
- Леночка, они всегда были отличной парой и это не ей, а нашему парню повезло. Я, кажется, начинаю понимать, что тогда произошло. Давай посмотрим на это с другой стороны. Это всего лишь первая свадьба. А, значит, всё ещё будет.
- Ты, понимаешь, что могла подумать Лялечка?
- Не думаю, что она знает. Ты же слышала, они сегодня придут. Нам надо встретить молодых и порадоваться вместе с ними.
Маленькая рюмочка с пахучей жидкостью мягко опустилась на стол рядом со стаканом.
- Не хочешь потерять ещё и внучку, давай сделаем так, как советует сын. Ляля должна увидеть нашу радость. Вот, прямо сейчас, наведем порядок и будем ждать.
Он подошел к жене, обнял. Она легла на ему грудь, всхлипнула и тихонько, как ребенок, не понимающий, за что получила нагоняй, прошептала.
- Миша, как же так. Столько лет! Столько лет!
Он тоже был огорошен и оскорблен, но мужчина, должен держать себя в руках и, он легонько, встряхнул жену за плечо.
- Ну-ка, посмотри на меня. Ты всегда была молодцом. Выпей свое лекарство и успокойся.
 Он поправил непослушный локон на причёске жены, заглянул в темные глаза. Даже сейчас, в пожилом возрасте, она выглядела прекрасно. Они прожили вместе почти четыре десятка лет. Его молоденькая жена прошла вместе с ним лейтенантские, капитанские погоны. На сегодняшний день, его генеральские эполеты, сделали её командующим большого семейства. "Командующим" его жизни. Годы изменили и закалили её характер. Из весёлой, смешливой девчонки, она превратилась в серьёзную и грозную мадонну. Тяжело получать такие уроки. А дети, не смотря ни на что, все делают по-своему. Хочешь не хочешь, а с этим надо считаться. Впервые это, довольно категорично заявил Александр. И вот, спустя годы, продолжение этой истории. Какая едкая ирония.
***
Над головой рвались транспаранты, гудели динамики. Звучала музыка, песни и воззвания первого мая, последние атрибуты уходящего праздника. Александр остановился. Это было здесь, в этом здании. Они стояли в многолюдном зале дворца бракосочетания и ждали своей очереди.
- Всё будет отлично! - Уверил он и девушка смущенно улыбнулась.
- Прости! У меня странное чувство. Что-то должно произойти. - Голос из прошлого снова потревожил старую, долго незаживающую рану. Александр шел по городу и вспоминал. Ни хорошая погода, ни солнце, ни люди, весело спешащие куда-то, не отвлекали его от дум. Он вспоминал и видел ее глаза. Даже теперь, спустя годы, слышал голос, чувствовал дрожь ее хрупкого тела. - Понимаешь?
Взгляд юной девушки поплыл в сторону окна. Она посмотрела на него и объяснила.
– Я не знаю, чем это можно объяснить, но так неуютно себя чувствую. Давай уйдём.
Её слова вызвали у него насмешку.
- С ума сошла? – Он притянул ее к себе. – Мы так долго ждали этого дня.
Лиза, чуть слышно вздохнула и поделилась затаённой мыслью.
- Я помню. Но всё происходит не так, как мы хотели.
В её словах было столько тревоги. Пролетело много лет и зим, а он всё так же ясно слышал встревоженный голос и свой, шутливо-грозный тон.
- Никогда и ничего не бойся. Просто запомни. Мы вместе. И пока мы рядом всё будет отлично. - Он поймал её обеспокоенный взгляд и встряхнул челкой. - Родная, милая, они придут.
Он знал, что её смущало. Так же как и Лиза, сам Александр тоже был на взводе. Его родные задерживались. Ещё две, три пары молодоженов и наступит самый важный момент в его жизни. Он вспомнил последние слова матери и нахмурился. Вот, мама Лизы была здесь. Торжественная и нарядная Ольга Петровна стояла у окна и о чем-то беседовала с незнакомой ему женщиной. Изредка они поворачивались в сторону двери. Ждали. Её брат, высоченный парень в замшевой куртке под хиппи, торчал у плаката и, скучая, изучал вырезки из трактатов о семейной жизни. Ему же, оставалось только поддерживать атмосферу торжественности и делать вид, что ничего не происходит. А может, ничего и не происходило? Ведь, его предупреждали. Ему не хотелось верить в то, что его, уже взрослого парня, могли наказать родители. Не хотелось верить. Не тот день. Не та ситуация.

Лиза молчала. Повернув её к себе, он тогда сказал твердо.
- Ни одно событие, ни какие катастрофы и катаклизмы не изменят наше решение и тем более мое!
Поправив опавшую челочку, улыбнулся.
- Мы поженятся, даже если … 
Договаривать это «если» Александр не стал. Лизу надо успокоить. Они давно решили, что распишутся тихо, без шума и больших торжеств. По мнению её родителей это было ни к чему. Они давно живут вместе, поэтому-то даже редких разговоров о свадьбе, не было. Он не сопротивлялся. Очень хотел видеть свою девушку в белой фате, а себя в строгом костюме с галстуком, но понимал: после того, как Лизонька не понравилась матери, рассчитывать на свадьбу, не приходилось.
А между тем, встреча с ней изменила в его жизни многое. Он влюбился в неё с первого взгляда, и даже теперь, много месяцев спустя, был уверен в счастливом провидении. Его Лизонька и теперь оставалась прежней, вот только стала чуть грустнее и серьёзней. Он её понимал. Они ждали ребёнка. Замечательная новость. Саша взглянул на Лизу. Как она? Об интересном положении невесты решили пока промолчать. Даже мама Лизы ничего не знала.
Плохо было только одно: роман с девушкой из простой семьи, его родные назвали легкомысленным "мезальянсом". Сашу эта глупость не интересовала, но, похоже, пришло время получать уроки. Из зала бракосочетания вышла женщина в ярком наряде и направилась к ним. Он протянул руку своей избраннице. В тот же миг, ощутил, как тоненькая, стремительная фигурка сестры оторвала его от Лизы. Жарко и пылко расцеловав его, Светланка бормотала какие-то, совершенно немыслимые, милые глупости о его счастье и постоянном везении. Закончив с ним, она так же горячо обняла Лизу и, со слезами на глазах, сказала.
- Я так рада за вас. – Кинув быстрый взгляд в сторону других пар, сказала гордо.
- Как тебе это удаётся, Лизонька? Даже в скромном наряде ты выглядишь лучше и шикарнее всех. Я очень рада, что теперь у меня будет сестра!
Прерывая её слова, он спросил.
- Свет, где они?
Сестрёнка замахала рукой, показывая на сердитое выражение лица женщины-администратора. Их приглашали в зал. Бросила коротко.
- Потом.
Он всё понял. Сжав маленькую ладошку Лизы в своей руке, он мысленно пообещал - никогда больше она не будет волноваться. По его вине этого больше не произойдет. Зазвучали торжественные звуки марша Мендельсона.
 
***
Да, Елена права, прошло много лет. Странная штука - жизнь. Сделав однажды ошибку, отголосок ее, они недвусмысленно, ощутили сегодня.
- Миша, ну, что это за выбор? Кто он, откуда? Ну, почему, почему он?
- Пару месяцев назад мы уже видели этого парня. Может чего-то не заметили? Она его любит. Любит, понимаешь! Вот и давай, поищем в нем то хорошее, что увидела в этом парне она. У нас ещё есть время. 
Тяжело вздохнув, жена приподнялась. Её молчание было таким красноречивым. А он, хмурился от того, что много лет тому назад не стал спорить. Уступил под напором давления её амбиций. И, вот, спустя годы, этот разговор. Он смотрел на то, как по столу заскользила белая скатерть и засуетился. Необходимо многое сделать. Говорить не хотелось. 
***

Немую сцену скорби прервал требовательный звонок. Вздохнув, старая женщина направилась к двери. На пороге её дома стояла молодая, очаровательная женщина. Счастливый блеск в распахнутых глазах, радость, которые отобразилась на лице девушки, заставили разгладиться морщины на усталом лице.
- Здравствуй, Лялечка, девочка моя! - Она горячо обняла внучку, потом повернулась к мужчине. – Проходи, дорогой! Улыбка, которая сияет на губах моей внучки, дорогого стоит. Мы рады, что в нашей семье ещё, на одного хорошего человека, стало больше. Проходи, Ванечка, будем знакомиться.