Товарищества в России до 1917-го года

Алекс Лофиченко
                МЕЛИОРАТИВНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА.

    
       Российское государство до 17 года имело уже достаточный опыт финансирования мелиоративных работ. Успешно проводилось строительство и ремонт гидротехнических сооружений.
      
       В целях увеличения пропускной способности русел рек и обеспечения на всем их протяжении до устья безаварийного пропуска паводковых вод проводились землечерпательные работы, строились дамбы обвалования
на особо опасных береговых участках.

Уже с 1904 года в низовьях р. Терек землечерпательный караван работал при засыпке Хамамат-Юртовского прорыва  исправлении прилегающего к нему участка русла р. Терека. В последующие годы проводились работы  по снятию кос и отмелей и надсыпке береговых валов на левом  берегу, близ станицы Старогладковки.
В период половодья 1910г. землечерпалка работала непосредственно в устьевой части Старого Терека в целях увеличения его пропускной способности и уже в 1911г. эти работы «имели желаемый успех – Ежегодник отдела земельных улучшений 1911 г.»
     Успешному проведению этих работ способствовали утвержденные в 20 мая 1902г. правила об устройстве водопроводных сооружений в чужих землях для осушительных, оросительных и обводнительных целей.
    
       Так как «Крупные мелиоративные предприятия требуют дорого стоящих гидротехнических сооружений и доступны самому небольшому числу землевладельцев (в таких ситуациях, например, в Австрии и Пруссии образуются водные товарищества, т.е. союзы землевладельцев, преследующих общие мелиоративные цели) Государственный Совет признал необходимым предоставить союзам землевладельцев (водным товариществам) право предпринимать, при содействии правительства и земских учреждений или без них осушительные, оросительные и обводнительные работы ».      
      «Совместная мелиоративная деятельность хозяев на началах добровольных товариществ, имеющих значение юридических лиц в своей работе должна допустить  возможность принудительного привлечения к участию в работах тех владельцев, которые не пожелают примкнуть к ним добровольно и без участия коих предпринимаемое улучшение не может быть осуществлено.
    
      Иностранные законодательства, предусматривающие как добровольные, так и принудительные мелиоративные товарищества, основывают, обычно, принцип принуждения на решении известного квалифицированного большинства владельцев подлежащих земельных угодий, причем принудительно привлекаемые к участию в предприятии лица входят в число членов товарищества на одинаковом основании с другими его членами.
      Едва ли, однако, такая постановка дела, доводящая принудительное начало до обязательного участия в товариществе в качестве члена оного, со всеми вытекающими из сего правами и обязательствами, может быть перенесена к нам во всей своей полноте.
      
       На Западе мелиоративные товарищества имеют свою, долгими годами слагавшуюся, историю, причем самая необходимость таких товариществ, глубоко вкоренилась в сознание населения, проникнутого вообще духом кооперативной деятельности.
      У нас же возникает не лишенное основания опасение, что провозглашение в законе принципа обязательного участия в мелиоративных товариществах в столь решительной форме, как это устанавливается иностранными законодательствами, могли бы явиться, в наших условиях, чрезмерным вторжением в область частных прав.....
    
       Одновременно с проектом о мелиоративных товариществах разработаны предположения о мелиоративных работах, предпринимаемых государственными или общественными учреждениями в видах общей пользы.
      


       Этим законопроектом имеется в виду достигнуть до известной степени тех целей, для осуществления коих в практике иностранных государств создаются мелиоративные товарищества публично-правового характера: при несравненно меньшем развитии у нас частной инициативы и самодеятельности населения, такая форма осуществления более крупных мелиоративных предприятий, имеющих общеполезное значение, представляет особые удобства, так как правительственные и общественные учреждения являются уже готовой организацией публично-правового характера.
      
      Дело в том, что даже и при наличности у отдельных владельцев материального интереса в той или иной мелиорации, осуществление ее нередко оказывается невозможным ни для единоличного, ни для товарищеского предприятия за отсутствием у владельцев необходимых для того материальных средств, технических сил и проч.
     Во всех этих случаях, естественно, от частных землевладельцев нельзя ожидать инициативы в деле выполнения мелиораций, либо не обещающих им непосредственной материальной выгоды, либо отодвигающих ее на слишком отдаленное время, или, наконец, хотя и выгодных, но непосильных для них по недостатку средств.
    
       Между тем, подобные мелиорации представляются нередко чрезвычайно важными и неотложными, а потому, нормируя в законодательном порядке вопрос о мелиоративных предприятиях, нельзя не предусмотреть также случаев, когда, в интересах общей пользы, инициатива того или другого предприятия будет принадлежать не отдельным владельцам, а подлежащим государственным или общественным органам.
      Для частного лица такие работы могут быть экономически не выгодны; государство же находится по отношению к ним в ином положении, так как оно имеет возможность учитывать не только ближайшую выгодность земельных улучшений, но и более отдаленную и, притом, не только прямую их пользу, но и косвенное влияние произведенных мелиораций, как, например, улучшение санитарных условий, подъем экономического благосостояния местного населения и проч.
      В виду этого, затраты, невыгодные с частновладельческой точки зрения, с государственной могут оказаться весьма выгодными.
      В таком, именно, смысле высказались в свое время и местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности, по заключению коих борьба с болотами, оврагами, песками и другими неблагоприятными условиями имеют общегосударственное значение, а потому при отсутствии у владельцев необходимых средств, равно как и вообще при недостатке частной инициативы, таковая должна быть проявлена со стороны правительства или подлежащих общественных учреждений.
      Поэтому необходимо предоставить правительственным и земским учреждениям, предпринимающим те или другие работы в видах общей пользы, возможность осуществления их независимо от согласия владельцев подлежащих земельных угодий.
    
      Необходимо указать, что означенные товарищества предполагается образовать для совместного производства  и поддержания, так называемых коренных земельных улучшений, к числу коих относится осушение, орошение, укрепление песков, оврагов, берегов рек и т.д., причем членами товарищества могут быть все лица, владеющие в его районе землею.
    
      Товарищества образуются по добровольному соглашению его участников, взаимоотношения которых, равно как и существо самого предприятия, определяются, со всею необходимою точностью, в особом уставе.
      Соответственно сему, устав товарищества должен содержать в себе подробное обозначение:
      а) наименования, местонахождения и предполагаемого района действий товарищества;
      б) цели предприятия, способов его осуществления и размера необходимых для сего средств;
      в) состава участников товарищества и земельных участков или частей последних, на которые должно распространяться действие предприятия;
      г) обязанностей товарищей, способов покрытия издержек предприятия и оснований распределения издержек между товарищами;
      д) прав товарищества по отношению к своим членам, обеспечивающих выполнение последними принятых на себя обязательств;
      е) пределов ответственности каждого из членов товарищества пред последним и товарищества пред третьими лицами, с указанием способов обеспечения этой ответственности;
      ж) соотношения взносов товарищей с выгодами предприятия для отдельных членов товарищества и с правом голоса их при ведении дел товарищества, а также возможного ограничения права голоса отдельных членов определенным числом голосов или известною частью общего числа голосов;
      з) условий приема новых товарищей и выхода из товарищества;      
      и) состава и порядка избрания правления или учреждения, его заменяющего, срока его полномочий, а также сроков и порядка созыва общих собраний участников товарищества;
      к) предметов ведения правления и общего собрания, а также количества голосов, требуемого для действительности постановлений собрания, с указанием предметов, по коим требуется квалифицированное большинство голосов или соблюдение особых условий голосования;
      л) порядка изменения устава;
      м) способов ликвидации дел товарищества.
    
     Представителем товарищества во всех его делах должно являться, по общему правилу, правление. Имея, однако, в виду возможность образования сравнительно небольших товариществ, для которых избрание особого правления являлось бы слишком громоздким, состоящим не более как из пяти членов, заменять правление выбором одного управляющего делами товарищества.
    
    Равным образом, в видах предоставления товариществам большей свободы действий, предполагается установить, что управляющими делами товарищества могут быть избраны лица, не состоящие его членами.
    
    В качестве юридического лица, товарищество может приобретать от своего имени имущества, отчуждать таковые и вступать в обязательства, искать и отвечать на суде. Особой при этом оговорки в законе требует право товариществ на получение мелиоративного кредита».

               
               
               
                ВОДНЫЕ  ТОВАРИЩЕСТВА


          Изданию утвержденных 20 мая 1902 года правил об устройстве канав и других водопроводных сооружений на чужих землях для осушительных, оросительных и обводнительных целей предшествовало свыше 60 лет настойчивых и не прекращавшихся трудов, которые явились началом ряда дальнейших узаконений в интересах мелиоративного дела в России.
           Европейские законодательства давно осознали важное значение объединения усилий отдельных лиц в деле устройства осушения, орошения и обводнения земель. Так в Австрии и Пруссии образуются водные товарищества, т.е. союзы землевладельцев, преследующие общие мелиоративные цели. Вместе с тем, необходимо предвидеть случаи, когда осушительные, оросительные и обводнительные работы будут предприниматься не владельцами земель (казною или частными лицами), а правительством или земскими учреждениями, в видах общей пользы, например для проведения магистралей. По всем этим предметам должны быть выработаны особые дополнительные постановления.
    
         В виду приведенных соображений, Государственный Совет признал необходимым подвергнуть разработке вопросы: 1) предоставлении союзам землевладельцев (водным товариществам) права предпринимать, при содействии правительства и земских учреждений или без оного, осушительные, оросительные и обводнительные работы, и 2) о применении правил об устройстве канав и других водопроводных сооружений на чужих землях для осушительных, оросительных и обводнительных целей к работам, предпринимаемых правительством и земскими учреждениями в видах общей пользы.
         Особое Совещание признало необходимым выработать общий закон, регулирующий борьбу с естественными препятствиями сельскому хозяйству и надзор за произведенными улучшениями, каковое заключение Совещания, Высочайше утвержденного 29 апреля 1904 года.
         В начале 1907 года при Министерстве Юстиции была образована междуведомственная Комиссия для пересмотра законодательства по водному праву, переданная из Главного Управления Землеустройства и Земледелия, для рассмотрения в соответствии с общим водным законом.
     …Необходимо, с одной стороны, создать условия, благоприятствующие совместной мелиоративной деятельности хозяев на началах добровольных товариществ, признав за таковыми значение юридического лица, а с другой, допустить возможность принудительного  привлечения к участию в работах тех владельцев, которые не пожелают примкнуть к ним добровольно и без участия коих предпринимаемое улучшение не может быть осуществлено.
        Иностранные законодательства, предусматривающие как добровольные, так и принудительные товарищества, основывают, обычно, принцип принуждения на решении известного квалифицированного большинства владельцев подлежащих земельных угодий, причем принудительно привлекаемые к участию в предприятии лица входят в число членов товарищества на одинаковом основании с другими его членами.
         Во избежание расстройства дел товарищества, выход из него может последовать только с согласия большинства его членов, а именно не менее 2/3 всего числа членов, при этом и по выходе из товарищества члены его несут определенную уставом ответственность  по обязательствам товарищества, относящимся ко времени нахождения их в составе товарищества.
         На Западе товарищества имеют свою, долгими годами слагавшуюся, историю, причем самая необходимость таких товариществ, глубоко вкоренилась в сознание населения, проникнутого вообще духом кооперативной деятельности. (Ежегодник отдела земельных улучшений. 1913г.).
    
          На гидротехнические изыскания и работы по осушению, обводнению и орошению земель  по смете Отдела Земельных Улучшений было отпущено 2.751.200 руб., в том числе на изыскания и работы на землях государственного земельного фонда 1.468.760 руб.

          Гидротехнические нужды Предкавказья, изобилующего маловодными степными равнинами и бурно разливающимися горными реками, велики и разнообразны.
          В большинстве частей Терской области на первом плане должны быть поставлены работы оросительные и защита прилегающих к рекам земель от бедствий, причиняемых наводнениями.
           В особенности острый характер имеют гидротехнические вопросы в бассейне Терека, где неравная борьба населения с периодически повторяющимися наводнениями ведется около двухсот лет.
           Особое внимание было обращено на необходимость урегулирования Терека в начале текущего столетия, когда, в результате изысканий, производившихся Отделом Земельных Улучшений в 1901-1903 гг., был составлен проект работ в целях предохранения низовьев реки от наводнений, одобренный в сумме 4.1 млн. руб. (по ценам 1912 г. – 5,8 млн.руб).
           Вопрос о работах в бассейне Терека в 1910 г. был подвергнут в Отделе подробному обсуждению в особом междуведомственном совещании. При местном Управлении Земледелия в Терской области была учреждена особая гидротехническая часть, приступили к постоянным гидрометрическим и землечерпательным работам на Тереке и испрошены впервые по смете 1913 г .средства на изыскания в целях орошения и обводнения земель.
           К основным  гидротехническим  задачам Терской области относится урегулирование рек в их верховьях и низовьях с выводом возможно большего количества воды для искусственного орошения, чем достигается, с одной стороны, культурно-промышленное развитие края путем создания новых площадей земель, годных для посева, с другой – увеличение степени безопасности от часто случающихся наводнений.
         Урегулирование рек в их низовьях устройством бун, полузапруд, возведение охранных валов и прочих гидротехнических сооружений, распространенных и в России – могут быть наблюдаемы во всех цивилизованных государствах и не представляют собой чего-либо выделяющегося.
         Австрийский Тироль дает классические примеры для защиты от разрушительного действия горных потоков, часто появляющихся внезапно и в своем стремительном течении несущих иногда громадное количество различной крупности камня и других предметов.
         Весьма интересен отдел организационный, относящийся к административной стороне урегулирования рек, путем образования водных товариществ, который в то же время служит и для разрешения другой важной задачи – привлечения необходимых средств для производства гидротехнических работ, по своему характеру, тем не менее, не подходящих к разряду тех, которые могут быть приняты на средства государства.
    
          Последнее обстоятельство играет для Терской области весьма существенную роль, ибо наиболее серьезный гидротехнический вопрос, от правильного разрешения коего зависит благополучие края – урегулирование реки Терека, - имеет местное значение.
          Поэтому, на средство казны в таком случае, может быть отнесено только производство изысканий и составление проектов, самые же работы должны быть исполнены или без всякого денежного участия казны, или же при участии казны в некоторой доле расходов.    
           Таким образом, ближайшая задача для Терской области должна заключаться в изыскании средств на соответствующие работы. К участию в расходах должны быть привлечены лица, учреждения и организации, наиболее заинтересованные в осуществлении этого грандиозного предприятия.
    

           В виду широты и разнообразия интересов, охватывающих собой громадный район, правильное распределение расходов может быть достигнуто лишь путем объединения всех заинтересованных в одно общество, действующее на основании определенного, утвержденного правительством  устава.
            По характеру Терской области как страны, главным образом, земледельческой, затем промышленной, предполагаемая мелиорация должна коснуться прежде всего земледельцев и промышленников, объединенных общими водными интересами, в виде Кизлярского берегового и Хасав-Юртовского водных комитетов, сюда же может быть присоединен целый ряд селений, обществ и отдельных землевладельцев, в своей массе составляющих весьма крупную величину.
           Снабжение полученной от использования падения воды двигательной силой притеречных промышленных районов, как, например, быстро разрастающихся в последнее время грозненских нефтяных промыслов, послужит в свою очередь источником доходности для погашения основных и эксплуатационных расходов предприятия.
          Правительство могло бы взять на себя:
         а) производство всех изысканий, необходимых для составления полного проекта, с отнесением за счет казны всех требуемых для сего расходов;
        б) подробную разработку соответствующего проекта;
        в) частичное участие в расходах по выполнению работ, имеющих в виду общее поднятие культур края;
        г) выдачу на остальную часть стоимости работ долгосрочной ссуды из сумм мелиорационного капитала;
        д) наблюдение за правильностью действий комитета при помощи особой правительственной инспекции;
         е) составление проекта устава и организацию комитета по урегулированию реки Терек.

        Принятие участия в расходах со стороны общественных и других организаций для производства крупных гидротехнических работ, даже в таких случаях, как постройка судоходных каналов, когда получаемая земледельцем выгода, не столь существенна; последнее время привлечение частных капиталов находит все более и более сторонников.
         Во Франции, в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия, практиковалась выдача правительству отдельными департаментами авансов на устройство судоходных каналов с возмещением всей суммы с процентами в течение от 12 до 20 лет.  По закону 5-го августа 1879 года устройство и содержание второстепенных каналов представлялось обществам и отдельным лицам с правом возмещения расходов путем установления соответствующих сборов.  По закону 22-го декабря 1903 года к постройке каналов могут быть привлечены заинтересованные лица и учреждения, обязанные взять на себя половину первоначальных расходов, но вместе с тем им предоставляется назначить в свою пользу известные сборы с провозимых товаров.
         В Германии и других странах можно указать несколько примеров учреждения особых налогов, взыскиваемых с заинтересованных землевладельцев в зависимости от повышения стоимости земель, гидротехнических и других сооружений.
       
         Все перечисленные случаи, относящиеся, главным образом, к устройству судоходных каналов, могут возрасти до громадного количества, если прибавить к ним устройства гидротехнических сооружений с земельно-мелиорационными целями.