Русская техногенная рулетка

Алекс Лофиченко
                НАРИСУЕМ!  - БУДЕМ ЖИТЬ!?               
       
Недавнее, абсолютно неграмотное «пробивание»  свода в туннеле московского метро красноречиво  в своей тупой, варварской вседозволенности криминализированной части строительной индустрии, абсолютно уверенное  в своей  вседозволенности под крышей  городских властей.
Идиотизм этой ситуации в том, что привычная схема бракоделов от строительства свалить свои «грехи» на архитектора (конструктора) не сработала – проекта вообще не было! хотя, они всё равно уверены, что «выйдут сухими из воды» - «ворон ворону …».
Проблема приоритета строителей над проектировщиками стара и уходит своими корнями в незабываемую советскую систему. После очередной крупной аварии, на страницах СМИ появляются «гневные» обличительные статьи, в которых, отчасти справедливо, пишется, что согласованием проектов занимаются непрофессионалы и, что делать виноватым одного архитектора не стоит.
Что, экспертиза – инстанция формальная, согласует любой денежный проект (а куда она денется?) – жить всем хочется, а хорошо жить, что естественно,  нашим непрофессионалам у власти.

Вспомним, при советской власти непотопляемых партийных функционеров: завалившего работу какого-нибудь завода, тут же назначали на другую руководящую должность, какой-нибудь автобазы. У чиновников «нашей» власти с той поры ничего не изменилось – непотопляемость и всесилие имеет быть место повсеместно. Взаимоотношение между архитектором и строителями изменилось не намного с той поры.
СИСТЕМА, при которой изменения в проекте (в целях его удешевления) происходят с закономерным постоянством и упорством, достойного иного применения, на любой стадии строительства и эксплуатации объекта, здания.
Не надо забывать, что все мы вышли из советской системы, в которой лозунг «кто был ничем – тот станет всем» был свящённым для правящей верхушки. Был непререкаемый приоритет рабочего класса над людьми умственного труда и, далее, строителей над проектировщиками.

Все юбилейные стройки, к праздничной дате (кровь из носа) зависели, безоговорочно, от них. Партийная верхушка давала добро (и, если надо, закрывала глаза) на любые «исправления» в проекте (в ущерб качеству), лишь бы к дате (что приводило даже к гибели космонавтов), а потом ремонтировали весь остальной срок эксплуатации.
А в государстве «диктатуры пролетариата», вообще, ценность проектных решений ставилась в зависимость от стоимостных характеристик самого объекта.
Если стоимость проекта превышала цифру «взятую с потолка» руководящего министерского работника, строителям давалось право по своему усмотрению вносить РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (РАЦУХУ), то есть – убрать, выбросить лишние (по их мнению) конструкции,  детали, заменить качественные строительные материалы несущих элементов, но дорогие, на более дешёвые (меняя марку цемента), несоответствующие проектным расчётам.

Была повсеместная практика, в любой проект вносить изменения на любой стадии строительства, с одной единственной целью – удешевить (во что бы то ни стало) строительство, а разницу положить в карман, что не являлось ни для кого секретом. В советские времена, это было единственным способом увеличить заработную плату (небольшую, как у всех тогда) строителям, и для согласия, «немного» курирующим чиновникам.
Именно легендарная «Рацуха» есть первопричина большинства отечественных аварий на сооружениях самого разного назначения. Не надо забывать неприязнь (идейную), в нашей стране «рабочих и крестьян», людей физического труда к людям умственного труда («… а ещё шляпу одел», «очки одел и думает, что ему всё можно»).

В конкретных случаях, явная неприязнь строителей (работяг) к чистюлям проектировщикам, стремление  «трудяг» доказать другим (и самим себе), что они не глупее «очень образованных», и не хуже их разбираются в конструктивных тонкостях (мол, «сами с усами») – в итоге, стараются избавиться от дорогостоящих конструктивных «мелочей!». В результате самостийных «рацух», строители, с чувством полного удовлетворения, имеют «навар» - деньгами или «излишками» строительных материалов (на которые можно и ещё «кое-что» построить «кое-кому»).   

Печально, но многие десятилетия, директивно – «партийно», телегу (идею, мираж) ставили впереди лошади (жизни, экономики), ведь все мы  жили в обществе, где «!экономика должна быть, непременно, экономной», а негласным лозунгом «ямщик, обгони лошадей». Положение: проектировщик – строитель, мало изменилось и в наше «свободное» время и согласованием проектов занимаются повсеместно непрофессионалы.
При строительстве промышленных и жилых зданий привычной практикой идёт негласное удешевление строительства (супротив проектной), благодаря «рацухе» предприимчивых строителей – начиная с дешёвой рабочей силы из стран бывшего «Союза» (чтобы не платить достойную зарплату местным рабочим), которым ещё и задерживают выплату их урезанной зарплаты.
Поэтому, ничего нет удивительного в том, что те похищают строительные материалы и продают налево, чтобы не умереть с голоду. А потом здания «неожиданно» рушатся целыми секциями, а кирпичи во внутренних стенах просто вынимаются рукой, благо положены вообще без раствора.

Все построенные дома, без исключения, имеют отклонения от проектных решений: от самых незначительных – замена обоев, сантехники и пр., на самые дешёвые, до самых принципиальных – меняют, по ходу строительства, конструкции подвальных помещений (в угоду заказчика), поставщиков (более дешёвых) строительных конструкций, а о «случайной» замене одной марки цемента на другую и говорить нечего.
Всё это говорит о слабой роли авторского надзора, а вернее, почти полном его отсутствии, считая  его, тормозящей строительство, помехой. Иногда, проектировщиков берут в «долю по рацухе», заказывая те или иные «необходимые» изменения в конструкции строящегося объекта. Ведь всему голова – СМЕТА. На стадии проектирования стоимости всех строительно-монтажных работ, строительных и комплектующих материалов, горюче-смазочных материалов, и т.д., и т. п. одни, а когда приступают к непосредственному строительству объекта, эти стоимости уже значительно больше.
В проектной документации все эти стоимостные изменения предусмотрены, но лишь по директивной (спущенной свыше) инфляции, а в жизни они значительно больше. Как же быть? Вот строители и напрягают все свои извилины, стремясь любым способом уменьшить инфляционную брешь в общей стоимости строительства – а вель стройка идёт, по большей части, не один год, так что и строителей «можно» понять – финансовый цейтнот! Про строителей финансовых пирамид мы не будем тут говорить – это уже из другой, криминальной «оперы».

При чрезвычайных ситуациях: ураганах, землетрясениях, наводнениях – разрушение сооружений и жилых строений дело (увы) понятное, но не всегда оправданное. Да, динамическое воздействие стихий, при этом, на их конструкции, в ряде случаев, выше «предельно допустимых» (по проекту) для данного региона, местных метеоусловий и климата и, потому происходят трагические аварии и катастрофические разрушения населённых пунктов и, даже, городов.

Но! Почему одни объекты всё же, кое-как, но выдерживают натиск разрушительных стихий, а другие рассыпаются как карточные домики. Вот тут то и вылезают уши тех строителей, которые в своё время, самозабвенно, занимались «рацухой» при строительстве, не бескорыстно заменяя одну марку цемента на другую, низшую, что явно было видно на примере Ленинакана (и других городов Армении) при Спитакском катастрофическом землетрясении.
На Сахалине жилые дома были построены без соответствующей этой зоне сейсмической защитой – всё из-за проклятой «совковой» экономии – в результате тысячи невинных жизней принесены  в жертву последнему уничтожающему землетрясению, а вернее, патологической жадности «наших» чиновников у власти.
В соседней Японии, при 9-ти бальном землетрясении, высотные здания (небоскрёбы) раскачиваются как тростник на ветру и ничего – а у нас же, это элементарно смертельный приговор всему живому. Как это: «дорого – мило, дёшёво – гнило», увы, это не для нашей хронически нищей, обездоленной (богатейшей в мире, но ограбленной) страны.

Если, вдруг, неожиданно происходит авария по непонятной причине, то, в первую очередь, винят проектировщиков, мол, только они виноваты.
Прав был дедушка Крылов: «у сильного, всегда бессильный виноват». Не надо забывать вечно русскую поговорку: «вор кричит громче всех: держи вора!».
За строителями стоят мощные финансовые силы, ворочающие многими миллионами, за проектировщиками – лишь их хилый, беззубый  профсоюз, да солидарность всех грамотных людей, которая способна лишь на организацию хоть какой-то помощи со стороны некоторой части СМИ.

За рубежом, русская школа «сопротивления материалов», благодаря русским изгнанникам после трагического 17-го года, закономерно заняла достойное и уважаемое место, а во Франции эту науку в высших учебных заведениях преподавали исключительно русские учёные с мировым именем.
По всему миру, многие крупные сооружения построены по проектам русских конструкторов и стоят, наперекор всем стихиям по сию пору!
Почему? Да потому, что за малейшее отклонение от проектного решения, строителей там ждёт неминуемая кара (и полное отлучение от строительного бизнеса), да это и невозможно, т.к. там авторский надзор работает как надо, для гарантированной, настоящей, а не «дутой» безопасности людей.
После очередной аварии, в «нашей» прессе появляются унылые и обречённые статьи, в которых, справедливо указывают на всесилие инвесторов, действующих по принципу «хочу, чтобы это было так!», но мало найдётся (увы) в нашей стране архитекторов, конструкторов, да и экспертов, способных сказать: «так нельзя».

А если и найдутся, то им на смену придут другие (не такие  принципиальные). Наиболее смелые из них предупреждают, что без профилактической диагностики построенных в последнее время зданий и сооружений «лет через десять страна окажется в руинах». Трудно с ними не согласиться. Печально всё это.

Почему это происходит у «нас»? А потому, что пока в нашей разворованной стране не пропишется, его Величество ЗАКОН, с самого верха, до самого низа, по всей вертикали власти, который бы действительно, а не на словах, ограничивал беспредельный аппетит отечественных финансовых воротил.
Это (совковое) патологическое стремление к удешевлению всего вокруг себя (и самой жизни)  видно на примере строительства наших (самых плохих в Европе) дорог.
Где вы видели, чтобы дорожники укладывали асфальт на тротуарах с применением нивелира? – нигде!
Ведь тогда надо будет с ними и деньгами делиться.
В итоге, громадные неделями невысыхающие лужи на асфальте тротуара и прохожие вынуждены, обходя их, идти по истоптанным в грязь газонам, в обход волнистых (как и сама местность) российских асфальтовых творений.
И так, из года в год, из одного десятилетия в другое, из одного столетия в …

Да что там, в большинстве сельских населённых пунктах (и многих малых городках)  вообще нет асфальта – и это в крупнейшей нефтедобывающей стране мира! 

В своё время, в Белоруссии, вместо технически грамотных осушительных систем в болотах Полесья, с каналами, оборудованными шлюзами, для сезонного регулирования в них уровня воды  (как это имеет быть место в Германии), построили в массовом количестве одни осушительные каналы, выкинув из проектов бетонные, регулирующие водный режим водотоков, шлюзы – из-за их дороговизны, по дремучей безграмотности (и экономной жадности) министерских боссов, что привело к небывалому переосушению болот и, вследствие этого, образованию (на бывших болотах) пыльных бурь.
Между прочим, до октября 17-го, не было вообще «проектов осушения болот», а были «мероприятия по улучшению болот», - большая разница, не правда ли? Только один этот факт говорит об интеллектуальной деградации (и не дееспособности) руководящего эшелона «нашей» власти той поры.

Положение с «этим» не намного улучшилось и сейчас. В конце своего письма добавлю ещё про то, как повсеместно безобразно эксплуатируются все наши крытые бассейны, рынки, общественные здания и сооружения, которые дополнительно загромождаются и утяжеляются массой незапланированных дополнительных внутренних построек (Бауманский рынок), энергоёмких устройств (Останкинская башня), непредусмотренных проектом. В общем: «что хочу – то и ворочу».
  Ветеран труда, экс. зксперт  в ФГУП "РосНТЦАгроЧС" МСХ России.
 
P/S
Написано, весьма давно. Как сейчас не знаю, надеюсь, что намного лучше.                Лофиченко А.Ф.