Дуга Логинова

Тамара Будницкая
      Актовый зал школы был переполнен.

      К микрофону подошла Вера Владимировна, её белая блузка удивительно красиво смотрелась на фоне малинового бархатного занавеса:

      - Здравствуйте, уважаемые гости! Наш сегодняшний концерт не будет похож ни на какой другой. Это потому, что мы поставили себе сложную и необычную цель. Наш век так стремителен, что родители не успевают общаться с детьми, дети не видят родных бабушек и дедушек. Члены одной семьи могут не знать друг друга.

      Как сказал великий Вильям Шекспир, «прервалась связь времён». Сегодняшним концертом мы попытаемся восстановить эту связь, сегодня на сцене вы увидите не только наших учеников, но и членов их семей, старших, так сказать, товарищей. Извините за такой канцелярский язык, я немного волнуюсь.


      Следом за Верой Владимировной выступили отец Женьки Буданова, мама Светки Красновой и отец Гали Цветковой. В зале послышался ропот.

      Вера Владимировна снова поднялась на сцену:

      - Мы планировали начать наш концерт выступлением танцевального ансамбля «Кузнечик», но, к сожалению, некоторые технические неполадки не позволяют нам сейчас это сделать.

      За спиной Веры Владимировны подёргивался занавес. Вера Владимировна нервничала. Она извинилась перед гостями и попросила подождать ещё какое-то время.

      - А пока ученик пятого «Б» класса Игорь Ерохин прочтёт нам стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино».

      Игорь громко и без запинки прочитал стихотворение. А когда в зале раздались одобрительные хлопки, из заднего ряда кто-то громко крикнул:

      - Браво! Карау-у-ул!

      Игорь показал кому-то кулак и спрыгнул со сцены под хохот и аплодисменты.

      - А сейчас я снова приглашаю к микрофону Игоря Ерохина. Только это уже дедушка того Игоря Ерохина, которого вы сейчас слушали. Пожалуйста, Игорь Игоревич! Просим! - сказала Вера Владимировна и оглянулась.

      Малиновый занавес за её спиной ходил ходуном. Вера Владимировна развернулась на своих высоченных каблуках и скрылась за кулисами.

      - Я, друзья, - начал своё выступление Ерохин-дедушка, - совсем другую речь готовил. Но, послушав предыдущего оратора, очень огорчился и, пожалуй, соглашусь с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

      Действительно, вялые вы какие-то, не инициативные. Вот со мной в одном классе учился Коля Логинов. Теперь он Николай Николаевич Логинов, действительный член Российской академии наук, а для нас он в то время был просто Киныч – Золотой Зуб.

      Публика засмеялась.

      - Почему Киныч, я уже забыл. А вот почему Золотой Зуб, очень даже хорошо помню, если хотите, расскажу.

      - Хотим! Хотим! - весело откликнулся зал.

      - Так вот. Учились мы в двести четвёртой московской школе имени Горького.
      А школа наша, доложу я вам, была построена восемьдесят пять лет назад на краю Миусского кладбища. И вот, когда через школьный двор тянули водопровод, Колька Логинов в траншее человеческий череп нашёл. Вначале он этим черепом малышей пугал, а потом из этого черепа золотую коронку выковырял и себе на передний зуб надел. Надеть-то он её надел, а вот снять самостоятельно не смог, пришлось его в срочном порядке к дантисту везти… Вот так он и получил кличку Киныч – Золотой Зуб.

      Но не об этом рассказ. Как сейчас помню, говорит нам наш учитель физики Иван Иванович Федосеев: «Сегодня, друзья, я вас познакомлю с биографией выдающегося учёного-электрика Павла Николаевича Яблочкова, который изобрёл дуговую лампу». Электрическую свечу, значит. Слушаем мы учителя, а Киныч руку тянет, в туалет просится. Отпустил его Иван Иванович в туалет. Ушёл Киныч – и как в воду канул. Только к последнему уроку явился.

      Сидим мы за своими партами, ждём учительницу, тут влетает Киныч и орёт: «Сейчас я вам свечу Яблочкова показывать буду! Подгребайте ко мне поближе, кто не трус!». И достаёт из свёртка два огромных угольных стержня с электрическими проводами. А к концам этих проводов Колька вилку приделал, которую дома от электрического утюга оторвал.
Воткнул Киныч вилку в розетку, натянул на руки резиновые перчатки, взял в руки угольные стержни и стал их медленно сводить друг с другом. На каком-то этапе раздался жуткий треск, и весь класс озарился ярким белым светом. Тут открывается дверь и в класс входит наша учительница географии Галина Петровна Цветкова и видит Логинова с молнией в руках, и от такой картины падает в обморок.

      Затмил Киныч–Золотой Зуб в тот день славу выдающегося учёного Яблочкова.
Много лет прошло с тех пор, как мы со школой простились, но до сих пор у нас на уроках физики после рассказа о свече Яблочкова учителя обязательно дугу Логинова ученикам демонстрируют.

      Зал весело аплодировал Ерохину-дедушке. Тут вдруг занавес с шумом распахнулся. Вера Владимировна подлетела к микрофону и взволнованно так сказала:

      - Вы не поверите, но какой-то «шутник» наш пятиметровый занавес портативной швейной машинкой от пола до потолка сшил, и, представьте себе, сделал он это без лестницы.

      Зал взорвался смехом. Ерохин-дедушка почесал в затылке, лихо подкрутил усы и сказал:

      - Да, пожалуй, мы с Лермонтовым ошиблись… Пятиметровый занавес до потолка без лестницы сшить – это похлеще дуги Логинова будет!




УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Книжка "Наш пятый "Б" и новые истории" продаётся в крупнейших магазинах Москвы: в "Библио-Глобусе" на Мясницкой, в "Москве" на Тверской, в "Московском доме книги" на Новом Арбате, в "Молодой гвардии" на Большой Полянке и в интернет-магазине "Озон" (www.ozon.ru). В книге более тридцати иллюстраций, она издана на Можайском полиграфкомбинате. Эту книгу приятно взять в руки и не стыдно подарить.