Земной образ Христа в Евангелиях. 12

Юрий Ривкус
12.   З А К Л Ю Ч Е Н И Е

      Кем же был, судя по Евангелиям, этот человек, деятельность которого на два тысячелетия определила направление цивилизации многих народов мира?
      Выходец из многодетной семьи галилейского плотника, он – активный последователь учения ессеев об обязательном труде для всех, довольствовании самым минимумом жизненно необходимого без каких-либо сословных привилегий, строгой общинной дисциплине, отказе от родственных связей ради  братства с единомышленниками.
      Творчески развивая учение ессеев, Иисус со  своей стороны  выдвинул идею построения Царства Божия в отдельно взятой стране  - Израиле.  Целиком поглощенный этой идеей, он ради претворения ее в жизнь порвал со своей семьей. Лишенный постоянного жилья, он странствовал по Галилее и Иудее, наставляя своих малопонятливых и  вечно колеблющихся учеников, увлекая речами и лекарскими способностями толпы израильтян. Слухи о нем постоянно расцвечивались фантазиями бедняков, страстно верящих в чудеса, способные изменить к  лучшему их несчастную судьбу.
     Его пророчества и ревизия некоторых положений Торы (Ветхого Завета) в  духе его Евангелия Царствия вызвала враждебность правящей иудейской элиты и настороженность римских властей, увидевших в нем возмутителя общественного порядка. Это подтвердилось попыткой Иисуса обратить раздробленную римлянами страну в прежнее  единое царство во главе с ним, Помазанником-Мессией, заключившим на это новый договор (Завет) со своим истинным отцом – Господом Богом. Уверенность в своей божественной избранности придавала Иисусу силы на его многотрудном  жизненном пути.
     Неудача плохо  подготовленного государственного переворота привела к аресту Иисуса, тенденциозному суду над ним и позорной казни, что вызвало панику среди его приверженцев. В последние часы жизни Иисус в полной  мере испытал чувство полного одиночества,  что, несомненно, усугубило его страдания.
      Только еще нарождающуюся конфессию спасли от крушения слухи  о воскресении Иисуса, но главным  образом деятельность нового адепта – Апостола  Павла. О нем в нашем обзоре ничего не говорилось, т.к. на исторической арене он появился спустя годы после гибели Иисуса. В недавнем прошлом свирепый гонитель последователей Христа, Савл, он,  по  его словам, в  одночасье, вдруг, превратился в пламенного ученика Иисуса, Павла. Павел – истинный основоположник  христианства как  мировой религии. Он понял идейную  силу нового учения, возможность вовлечения в него широких масс угнетенных всех стран  и, главное, сумел адаптировать постулаты христианства к  требованиям римских властей.
       Если Иисус проповедовал  ради  спасения лишь «сынов Израилевых», то Павел со  своими учениками развил бурную деятельность среди других национальностей, покоренных Римом «язычников». Это обеспечило довольно быстрое распространение  Учения  на необозримых просторах империи.
      Галилейское происхождение Иисуса заставило Евангелистов затратить массу усилий, чтобы доказать его мессианство. Каждый шаг Иисуса писатели подтверждали цитатами из Ветхого Завета и для вящей убедительности сочиняли сюжеты на  темы того или иного пророчества. Для наивных и  неграмотных рабов, рыбаков, разного рода изгоев, страдавших  под  невыносимым  гнетом  сонма правителей, этого было достаточно, чтобы признать Иисуса своим Вождем и Учителем, уверовать в его способности чудотворства, возложить на него свои упования и надежды. Ведь другие религии однозначно и на веки веков обрекали их на прозябание на социальном дне.  Проповедуемое же Иисусом Евангелие Царствия гарантировало, что «многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мат.19:30; Мар.10:31; Лук.13:30),  и что «блаженны  нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мат.5:3), и что их поколение все же будет жить в Царстве Божием  на земле.
       Многочисленные противоречия и разночтения в Евангелиях объясняются просто. В распоряжении авторов были изустные или писанные  высказывания ессеев, в  том  числе Иисуса,  притчи, отдельные сценки его жизни. Эти легенды и рукописи ходили между верующими под названием «Логии». Переписчики и  сказители часто вносили в них какие-либо изменения, дополнения и др., но основной смысл оставался прежним. Логиями и изустными легендами пользовались и  Евангелисты, чем обусловлены совпадения  в разных Евангелиях отдельных сюжетов и текстов. Все  же, что касалось биографических  подробностей об Иисусе, Евангелистам приходилось додумывать самим  и  степень убедительности сюжетов определялась беллетристическими  способностями авторов.
       Противоречия в Евангелиях были известны практически со времени их написания. Однако недаром один из Отцов церкви, Квинт Тертуллиан, автор христианского принципа Триединства Бога, живший в 160-200 г.г. от Рождества Христова, говорил: «Верую,  ибо  нелепо!». Но «вера»  это от латинских – veritas,  verum, vera,  т.е. истина, истинный. Это то, в чем так сомневался  скептик Понтий Пилат. Верующему  для подтверждения своих убеждений никакие доводы  просто не  нужны.
       Ну  а неверующий,  но ищущий всю ту же Истину,  в  Ветхом и Новом Заветах  может видеть прекрасные литературные произведения  в жанре художественной публицистики, полные  мудрости, афористичности, аромата и  поэзии  древности.  Они  веками  вдохновляли художников,  скульпторов, архитекторов, композиторов,  поэтов на создание великих творений,  выражающих вековечные мечты человечества о Царстве Добра и Справедливости.
      В  дискредитации Евангельских сказаний  на основании их видимых несогласованностей и фантастичности не  более смысла, чем в ниспровержении «Сказания о Гильгамеше», «Одиссеи», «Илиады» или других шедевров мировой  культуры.