11. ВОСКРЕСЕНИЕ – СОБЫТИЕ РУТИННОЕ
На разных витках спирали человеческого мышления разных эпох отношение к воскресению из мертвых не одинаково.
Современный человек, вооруженный научными знаниями, достаточно четко представляет процесс реанимации в первые минуты клинической смерти, сознает бесполезность всех манипуляций спустя несколько часов после остановки сердца из-за необратимости разрушений в головном мозгу.
Средневековые люди каждый случай возвращения к жизни воспринимали как чудо, проявление либо божественных, либо сатанинских сил.
Древние же люди времен Иисуса вообще не сомневались в возможности воскресения в любые сроки после смерти. Это обусловливалось вековыми традициями верований первобытных народов в страдающих, умирающих и воскрешающих божествах, например, зерна, брошенного в землю и дающего ростки нового урожая.
В древней Малой Азии, где располагается Палестина, существовала вера в бога Аттиса, рожденного Девой, который умер, а потом чудесно воскрес. Большое влияние на иудаизм оказала древнеегипетская религия, где Царем земли считался Осирис, убитый своим братом, погребенный женою, а затем воскресший. И древнегреческая и древнеримская религии также несли в себе идею бессмертия. Оно для людей тех эпох было чем-то самим собой разумеющимся, почти обыденным событием. Рассказы о воскрешении воспринимались как факт.
«…Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мат. 14:1,2). Посылая своих учеников в народ, Иисус наставлял их: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте…» (Мат. 10:8).
Восхищало или пугало не явление возвращения из смерти в жизнь, а конкретное лицо, способное совершить это.
Так было и с Иисусом, воскресившим дочь Иаира, сына женщины в Наине. Его славили как великого пророка. И только беспрецедентное воскрешение Лазаря, труп которого уже начал смердеть, вывело из себя первосвященников и фарисеев и не потому, что такой факт имел место, а из-за опасности для них самого чудотворца.
Казнь Иисуса, его смерть на кресте ввергли учеников в шок, враз разрушили их веру в божественную его силу. Поэтому они даже не присутствовали при распятии Учителя, не хоронили его по снятии с креста и вообще укрылись невесть где. Похоронил его в гробу (нише в скале) единственный посторонний – Иосиф из иудейского городка Аримафеи, «ожидавший также Царствия Божия» (Лук. 23:51; Мат.27:57; Мар.15:43).
Иоанн добавляет к нему некоего Никодима, «приходившего прежде к Иисусу ночью» (Иоан.19:39). Никто другой не снимал тела Иисуса и не хоронил его.
Казалось бы, новому учению пришел конец. Если бы не благая весть о воскресении Иисуса.
Этого весьма опасались первосвященники и фарисеи, расценивая возможность такого акта с чисто материалистических позиций. На другой день после погребения тела Иисуса они обратились к Пилату «… и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; итак прикажи охранить гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мат.27:63-66).
Таким образом, возможность фальсификации была исключена и исчезновение Иисуса из гроба стало неоспоримым фактом его воскресения.
Христово воскресение – один из краеугольных камней христианства. По рассказам Евангелистов оно засвидетельствовано во всех деталях. Да иного и быть не должно, ибо оно - фундамент религии.
Но и тут очевидцы явно противоречат друг другу.
Это произошло на другой день после субботы. У древних евреев не было названий дням недели, кроме субботы («шабэс», «шабаш»), свободного от любых дел. Остальные дни именовались числами от первого до шестого. День после субботы считался первым днем недели.
В этот день, как сообщает Матфей, посмотреть гроб Иисуса пришли Мария Магдалина и «другая Мария». «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мат.28:1,2).
По Марку женщин было три: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия. Землетрясения не было и во гробе их встретил юноша в белой одежде. (Мар.16:1,5).
Лука, такой скрупулезный в описаниях всяких деталей, здесь почему-то пишет весьма неопределенно: «…пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лук.24:1). О ком идет речь, сказать трудно, но очевидно это лица, упомянутые в конце предыдущей главы: Иосиф из Аримафеи, похоронивший Иисуса в этом гробу, и некий Никодим-фарисей, приходивший как-то ночью к Иисусу за разъяснением сути нового учения, а также женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи (Лук.23:51,55). Следовательно, по его версии народу собралось много. «И вошедши не нашли Тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лук.24:3,4).
Иоанн, как всегда, приводит совсем иную версию. Ко гробу приходит одна Мария Магдалина. Увидев, что камень от входа отвален, «…бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус (очевидно, Иоанн подразумевает себя.- Ю.Б.) и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу» (Иоан.20:1-3). Во гробе они увидели лишь пелены, которыми по еврейским обычаям бинтовали тело покойных, и платок с его головы. Оба возвратились к себе домой. Мария же осталась и когда заглянула во гроб, увидела двух Ангелов, спросивших ее, чего она плачет? Когда же она обернулась назад, то увидела самого Иисуса (Иоан.20:5-16).
Что произошло на самом деле, останется загадкой на веки веков.
Далее следуют описания его явления ученикам, также весьма противоречивые у всех четверых Евангелистов. Но так или иначе, на этом земная жизнь Иисуса завершилась и он окончательно стал Богом, унеся с собой тайну своего бытия на грешной земле.